Характеристика земельного участка и налога на имущество организаций

Прежде всего, авторы комментируемого письма напоминают, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Об этом сказано в статье 38 НК РФ.

Объект налогообложения по налогу на имущество организаций определяется в соответствии со статьей 374 НК РФ. В подпункте 1 пункта 4 данной статьи сказано, что земельные участки и иные объекты природопользования объектами налогообложения налогом на имущество организаций не признаются. Земельные участки являются объектом налогообложения земельным налогом, о чем сказано в статье 389 НК РФ. Соответственно, и указывать земельные участки в декларации по налогу на имущество не нужно.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ в НК РФ внесены изменения, согласно которым с 01.01.2020 года объектом налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Таким образом, движимое имущество с 01.01.2020 перестает облагаться налогом на имущество.

Однако, что именно считать движимым или недвижимым имуществом, в НК РФ не конкретизировано.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В связи с тем, что НК РФ не содержит норм, конкретизирующих признаки классификации имущества на движимое и недвижимое, использование норм и понятий из смежных отраслей права является правомерным на основании ч.1 ст.11 НК РФ.

Минфин РФ в своих разъяснениях ссылается, прежде всего, на нормы гражданского законодательства (письма от 20.12.2013 № 03-05-05-01/56232, от 04.10.2013 № 03-05-05-01/41301, от 10.09.2013 № 03-03-06/1/37238).

Налоговики в письме ФНС РФ от 01.10.2018 № БС-4-21/[email protected] разъяснили, что к недвижимости относятся земельные участки, а также объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В частности:

  • здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
  • помещения;
  • машино-места;
  • жилые дома, квартиры, комнаты;
  • дачи и гаражи.

В соответствии с ГК РФ вещные права на объекты недвижимости подлежат госрегистрации в ЕГРН.

При этом недвижимостью может быть признано и имущество, в отношении которого такая госрегистрация не была произведена. Для обоснованного отнесения имущества к недвижимости нужно учитывать не только наличие/отсутствие записи об объекте в ЕГРН, но и наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения его без несоразмерного ущерба его назначению.

Например, для объектов капитального строительства такими основаниями могут быть документы, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объекта (документы технического учета или технической инвентаризации, разрешение на строительство и/или ввод объекта в эксплуатацию, проектная документация и т.д.).

Таким образом, принимая во внимание нормы ГК РФ, в целях исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций, к объекту недвижимости относится также имущество, составляющее с объектом недвижимости неделимую вещь.

Все остальное имущество признается движимым (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Движимым имуществом считаются автомобили, мотоциклы и другие транспортные средства, за исключением тех, которые отнесены к недвижимым.

  • Изменение порядка исчисления налога вследствие пересмотра кадастровой стоимости

С 01.01.2020 начнет действовать Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ, который вносит поправки в НК РФ по налогу на имущество компаний и граждан, а также земельному налогу.

Закон меняет порядок расчета имущественных налогов вследствие пересмотра кадастровой стоимости объекта. Применение нового порядка исчисления налога зависит от причин пересмотра кадастровой стоимости.

  1. Если стоимость имущества меняется по причине изменения характеристик объекта, таких как площадь, назначение и т.п., тогда налог на имущество рассчитают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН.
  2. Если изменение кадастровой стоимости имущества происходит в случае ее обжалования, тогда применяется следующий порядок пересчета налога на имущество.

В 2018 году, если налогоплательщик оспаривает кадастровую стоимость в комиссии при территориальном Росреестре или суде, то обновленные данные для расчета налога применяют с того налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

С 2020 года сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, будут учитывать при определении налоговой базы с начала налогообложения объекта по оспоренной кадастровой стоимости, а не с момента подачи заявления.

Например, если налог на имущество рассчитан по кадастровой стоимости объекта с 2017 года, а заявление об оспаривании этой стоимости удовлетворено в 2020 году, то плательщику пересчитают налоговые платежи с 2017 года.

А значит, если кадастровая стоимость после 01.01.2020 года изменится в результате обжалования или исправления ошибки, можно будет вернуть или зачесть налог и за предыдущие годы

  • Новая декларация по налогу на имущество

С 01.01.2020 отчитываться по налогу на имущество необходимо по новой форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575.

Декларация по налогу на имущество за 2018 год подает по старой форме.

С 2020 года сдавать отчетность по налогу на имущество должны только те компании, у которых есть недвижимость. Если в 2020 году недвижимости на балансе нет, расчет авансовых платежей и декларацию можно не представлять (письма Минфина от 28.02.2013 № 03-02-08/5904, от 17.04.2012 № 03-02-08/41).

Основные изменения произошли в разделах 2, 2.1 и 3 отчетности. Рассмотрим их подробнее.

Раздел 2. В Разделе 2 обновленной формы отражается исчисленная сумма налога только в отношении недвижимого имущества.

Из расчета по авансовым платежам удалили строку 210. В ней указывалась остаточная стоимость основных средств по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября соответственно.

В декларации нет строки 270. В ней отражалась остаточную стоимость основных средств по состоянию на 31 декабря.

Раздел 2.1 также скорректирован. Теперь по строке 010 нужно указывать код номера объекта. А именно:

  • «1» — если имеется кадастровый номер, указанный в ЕГРН;
  • «2» — если нет кадастрового, но есть условный номер;
  • «3» — если имеется только инвентарный номер и объекту присвоен адрес;
  • «4» — если имеется только инвентарный номер, но объекту не присвоен адрес.

Помимо этого, в разделе появились графы для указания адреса объекта недвижимости. Они заполняются, если у объекта есть инвентарный номер, а кадастрового или условного номера нет. Но, если объекту адрес не присвоили, в новых полях поставьте прочерки. Сейчас в отчетах надо прописать кадастровый, условный или инвентарный номер объекта.

Раздел 3. Изменения внесены и в раздел 3 отчетности (он предназначен для расчета налога, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимости).

  • В отчетах появилось поле, в котором указывается код кадастрового номера недвижимости.

Код 1 — для зданий, строений, сооружений.

Код 2 — для помещений, гаражей, машино-мест.

В действующих формах указывают только кадастровые номера объектов.

  • В разделе 3 также добавили строки «Коэффициент Ки». В расчете это строка 085, а в декларации — 095.

Их нужно заполнить, если в течение года изменились качественные или количественные характеристики недвижимости. Например, поменялась площадь или назначение объекта.

Чтобы определить коэффициент Ки, воспользуйтесь формулой:

Строка 085 (095) раздела 3

Коэффициент Ки

=

Число полных месяцев, в которых объект недвижимости был со старой кадастровой стоимостью

:

Число месяцевв отчетном(налоговом) периоде

Кроме того, коэффициент К переименовали в Кв (строка 080 в расчете, 090 — в декларации). Формула расчета показателя не изменилась:

Строка 080 (090) раздела 3

КоэффициентКв

=

Число полных месяцев владения объектом недвижимости

:

Число месяцев в

отчетном (налоговом) периоде

Если налогоплательщик состоит на учете в нескольких инспекциях одного региона, то он вправе выбрать ИФНС, в которую будет представлять единую отчетность в отношении всех недвижимых объектов, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость.

Для этого необходимо представить в УФНС субъекта уведомление, форму которого налоговики рекомендовали в своем письме.

Единый расчет (декларацию) подавать нельзя, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на имущество организаций.

Кроме того, ведомства разъяснили, как поступать с кодами 214 и 281 при указании инспекции, в которую сдают отчетность.

Основными нормативными документами по налогу на имущество предприятий являются Закон РФ «О налоге на имущество предприятий», Письма и Разъяснения ГосНИ РФ к нему, а также другие документы, выпущенные в развитие данного закона.

Цели налога: обеспечить центральные бюджеты регионов стабильными источниками для финансирования бюджетных расходов; создать стимулы освобождения от излишнего, неиспользуемого имущества для предприятий и организаций.

Плательщиками налога на имущество. К ним относятся все предприятия, учреждения и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ.

От уплаты налога освобожден только узкий круг юридических лиц: бюджетные учреждения и организации, религиозные объединения и организации, предприятия и организации, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов, ЦБ РФ и его учреждения, инвестиционные фонды.

Объект налогообложения. Им является имущество в его стоимостном выражении, находящееся на балансе предприятия. В качестве объекта налогообложения принимается совокупность основных средств, материальных, запасов, затрат и нематериальных активов. [1] Расчет среднегодовой стоимости имущества предприятия. Для расчета налога на имущество предприятия должна быть определена его среднегодовая стоимость.

Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) рассчитывается путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

К перечню статей актива и пассива баланса предприятия, используемых для расчета налогооблагаемой базы налога на имущество предприятий, относятся: Статьи актива Основные средства (01) Долгосрочные арендуемые основные средства (03) Нематериальные активы (04) Материалы (10) Животные на выращивании и откорме (11) МБП (12) 3аготовление и приобретение материалов (15) Основное производство (20) Полуфабрикаты собственного производства (21) Вспомогательное производство (23) Обслуживающие производства и хозяйства (29) Некапитальные работы (30) Расходы будущих периодов (31) Готовая продукция (40) Товары (41) Статья пассива Износ основных средств (02) Износ нематериальных активов (05) Износ МБП (1З) В налогооблагаемой базе учитываются также остаток по сч. 16 “Отклонения в стоимости материалов” и “Прочие запасы и затраты” раздела II актива баланса.

Ставка налога.

Конкретные ставки по налогу на имущество предприятий устанавливаются высшими законодательными органами республик в составе РФ, краев и областей. При этом предельный размер налоговой ставки не должен превышать 2% от налогооблагаемой базы.

Законом запрещено устанавливать индивидуальные ставки налога для отдельных предприятий.

Льготы. В настоящее время действуют льготы по налогу на имущество предприятий. Не облагается налогом имущество: бюджетных учреждений и организаций, органов государственной власти и управления, Коллегии адвокатов, Федеральной и других нотариальных палат; предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы; специализированных протезно-ортопедических предприятий; имущество, используемое только для нужд образования и культуры; религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ; предприятий, учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства (кроме гостиниц) ; общественных организаций инвалидов; научно-исследовательских учреждений; вновь созданных предприятий — в течение одного года после регистрации и др.

К льготным видам имущества, находящимся на балансе предприятий, относятся: ведомственное жилье; объекты пожарной безопасности и охраны природы; земля; спутники связи; оборудование для производства, обработки и хранения сельскохозяйственной проекции и некоторые другие.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ.

Учет расчетов предприятий с бюджетом по налогу на имущество предприятий. Он ведется на балансовом счете 68 “Расчеты с бюджетом” , на отдельном субсчете “Расчеты по налогу на имущество” . Сумма налога отражается по кредиту счета 68 и дебету счета 80 “Прибыли и убытки” .

Авансовые платежи по налогу за имущество не производятся. Налогоплательщик самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года вносит платежи в бюджеты своих регионов. В конце года производится окончательный расчет с бюджетом по данному налогу по годовому бухгалтерскому балансу.

Сроки представления расчетов и уплаты налога. Расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества за отчетный период представляются предприятиями в налоговые органы по месту нахождения вместе с бухгалтерским отчетом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой отчетности.

Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам —в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.

Ответственность плательщиков налога, а также осуществление налоговыми органами контроля регулируются Законами РФ “Об основах налоговой системы в РФ” , «О государственной налоговой службе РСФСР» и другими законодательными актами.

Земельный налог

Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” указанный налог отнесен к местным налогам.

Основными нормативными документами по земельному налогу являются Закон РСФСР «О плате за землю», Письма и Разъяснения ГосНИ РФ к нему, а также другие документы, выпущенные в развитие данного закона.

Использование земли в РФ является платным. Одной из форм платы является земельный налог, которым ежегодно облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов) .

Цель налогообложения.

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам.

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам в собственность или владение.

Ставка налога.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Плательщиками земельного налога являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность или владение на территории России.

От уплаты земельного налога полностью освобождаются: · заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; · предприятия, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп; · научно-исследовательские учреждения сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля; · учреждения искусства и кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет госбюджета, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими культовые здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры; · предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации) , на первые 10 лет пользования; · участники ВОВ и некоторых других боевых операций по защите Родины; · инвалиды войны, труда, инвалиды детства, инвалиды по зрению независимо от их групп инвалидности; · учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения независимо от источников финансирования; · ВУЗы, и отдельные научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации по перечню, утверждаемому Правительством РФ; · государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны РФ; · земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны РФ; · санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Не облагаются земельным налогом: · земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы РФ; · земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства (пути сообщения, земли для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения, полигоны для захоронения отходов, и другие земли, служащие для удовлетворения нужд населения) .

Кроме того, освобождены от уплаты земельного налога в части, поступающей в республиканский бюджет России, военнослужащие, которым земельные участки предоставлены для строительства индивидуального жилья.

Налог на имущество организаций является ключевым налогом в системе имущественного налогообложения организаций. Его можно охарактеризовать какпрямой, региональный, налог с юридических лиц, общий, имущественный.

Налог на имущество организаций был введен в России в 2020 году. С 1 января 2020 года законодательные основы налогообложения имущества организаций закреплены главой 30 Налогового кодекса и законами субъектов Российской Федерации. При введении налога на территории соответствующего субъекта Федерации региональные органы власти определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога.

Плательщиками налога являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК.

Объектом обложения для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительство, а объектом признается находящееся на российской территории недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности и полученное по концессионному соглашению.

Не признаются объектом налогообложения:

— земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

— имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в России.

Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Органам власти субъектов Федерации предоставлено право не устанавливать отчетные периоды.

Средняя стоимость имущества за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на 13.

Статьями 377, 378, 378.1 НК предусмотрены особенности налогообложения в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), по имуществу, переданному в доверительное управление, а также при исполнении концессионных соглашений.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Налоговые льготы предусмотрены ст. 381 НК в виде полного освобождения от уплаты отдельных категорий плательщиков и некоторых видов имущества, находящихся на балансе налогоплательщика. Например:

— религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

— общероссийские общественные организации инвалидов (среди членов которых инвалиды и их законные представители должны составлять не менее 80%) в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

— организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

— имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

— имущество государственных научных центров;

— организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки на учет имущества.

Региональным органам власти предоставлено право устанавливать дополнительные льготы, перечень которых в случае их установления, должен быть приведен в соответствующем региональном Законе.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога, авансовых платежей определены ст. 382, 383 НК. В течение года налогоплательщики — российские организации и иностранные, осуществляющие свою деятельность через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи за каждый отчетный период. Сумма авансового платежа рассчитывается как одна четвертая произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества за соответствующий отчетный период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной как произведение среднегодовой стоимости имущества за год и ставки налога, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение года.

Региональным органам власти предоставлено право освобождать отдельные категории плательщиков от уплаты авансовых платежей в течение года.

Статьями 384, 385, 3851, 2020 НК установлены особенности исчисления и уплаты налога в случае, если в состав организации входят обособленные подразделения или организация имеет недвижимое имущество, расположенное вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений, если организация является резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области или имеет имущество, входящее в состав Единой системы газоснабжения.

Налоговые расчеты по авансовым платежам предоставляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговая декларация — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Суммы платежей по налогу подлежат зачислению в доходы бюджетов субъектов Федерации.

Ни для кого не секрет, что, имея в собственности недвижимое имущество (квартиру, комнату, здание и т.п.), необходимо уплачивать за него налог в пользу государства.

Налоговое законодательство довольно часто изменяется, однако неизменным остается обязанность в установленном законом порядке уплачивать налог, касающийся именно недвижимости: это доход на имущество.

Остается непонятным момент, касающийся налогообложения земельных участков. Об этих и других вопросах будет подробно рассказано далее в статье.

Законодательство

Законодательное регулирование осуществляется только второй частью НК РФ, главами 30 (для юрлиц) и 32 (для граждан) соответственно.

Ранее платежу на имущество физлиц был посвящен специальный закон от 9.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Но на сегодняшний день данный акт утратил свою силу и стоит руководствоваться только положениями НК РФ и периодически принимаемыми подзаконными актами.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Что такое налог на имущество?

Как видно из названия – это прямой платеж в пользу государства, которым облагается имущество, как движимое, так и недвижимое. Это зависит от самого вида платежа и, следовательно, от субъекта.

Законодательство устанавливает два вида рассматриваемого налога:

  • на имущество организаций;
  • на имущество физлиц.

Налог на имущество юрлиц относится к числу региональных, поэтому его ставка устанавливается в каждом регионе страны своя, однако она не может превышать границы, определенной НК РФ – 2,2%, а за основу для расчетов берется кадастровая стоимость соответствующего недвижимого объекта.

Поступления от уплачиваемого организациями обязательного платежа направляются в региональные бюджеты (то есть в каждый субъект РФ).

Налоговая база – это средняя годовая стоимость имущества, содержащегося в законном перечне объектов.

Налоговый период для уплаты организациями – это календарный год, а отчётные периоды – первый квартал, 6 и 9 месяцев.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Имущественный налог, взимаемый с граждан – это, напротив, местный платеж, следовательно, ставки определяются местными органами власти, однако они должны быть в диапазоне ставок, содержащихся в законах на уровне всей страны.

Ставки зависят от общей суммы инвентаризационной стоимости объектов, подлежащих обложению рассматриваемым платежом.

Что облагается этим налогом

Налог на имущество российских юрлиц подлежит уплате для таких видов движимого и недвижимого имущества, которое:

  • во временном владении;
  • в пользовании;
  • в распоряжении;
  • в доверительном управлении;
  • внесено в совместную деятельность;
  • получено по концессионному соглашению;
  • учитывается на балансе как объекты основных средств в бухучете.

Ранее этот перечень был более расширенным, так как облагались рассматриваемым платежом и нематериальные активы, материалы и другие средства.

Затем список объектов сократился, а ставка, наоборот, увеличилась.

Перечень объектов, за которые граждане обязаны платить рассматриваемый налог, можно найти в статье 401 НК РФ, куда включены:

  • дом, предназначенный для проживания;
  • квартира или комната;
  • гараж либо место под машину в гараже;
  • недвижимость в виде единого комплекса;
  • объект, строительство которого не завершено;
  • иные объекты недвижимости.

Что примечательно в данной ситуации: налогообложению подлежит и доля в праве собственности на перечисленные объекты.

Важно также и то, что согласно изменениям в НК РФ в 2020 году, нежилые строения (домики под садоводство и дачи) стали относиться к жилым и за них также нужно платить имущественный налог, начиная с 2020 года.

Однако, в такой ситуации, граждане могут рассчитывать на получение льготы (если налог считается согласно кадастровой стоимости объекта): то есть 50 кв.м. от площади такого строения могут не облагаться.

Чтобы получить такую льготу, нужно подать в ИФНС специальное заявление (как лично, придя в инспекцию, так и через Интернет – в личном кабинете на сайте ФНС России).

Льготы на уплату рассматриваемого налога могут быть предоставлены в отношении квартиры, комнаты, дома, специальных и хозяйственных сооружений, а также гаража/гаражного места.

Кто обязан платить налог на имущество?

Плательщиками налога, распространяющегося на имущество юрлиц, являются все имеющие перечисленное выше имущество российские компании любой формы образования (ООО, АО и т.п.)

Недвижимость индивидуальных предпринимателей (которые применяют УСН) частично облагается данным платежом.

Такое правило распространяется на имущество физлица, которое было образовано в результате раздела или иного действия, после которого возник новый объект недвижимости.

Относительно той недвижимости, которая используется предпринимателями непосредственно в их деятельности, уплата имущественного налога, как физлица, не предусмотрена.

Оплачивать такой платеж, предусмотренный для граждан, обязаны все граждане, которые имеют в своей собственности подлежащие налогообложению объекты недвижимости, при отсутствии специальных льгот, освобождающих от его уплаты.

Это:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

Кроме того, обязанность платить рассматриваемый налог возлагается и на несовершеннолетних лиц, обладающих соответствующей недвижимостью. Однако фактически в такой ситуации оплату налога осуществляют законные представители граждан, которым еще не исполнилось 18 лет (родители, опекуны).

Однако закон предусматривает несколько категорий граждан, которые могут вовсе не платить имущественный налог.

Вот некоторые из этих групп граждан:

  • Герои СССР и РФ и награжденные орденом Славы;
  • инвалиды первой и второй группы;
  • участники ВОВ;
  • граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС и которому положена
  • социальная поддержка;
  • военнослужащие и уволенные с военной службы из-за достижения предельного возраста;
  • пенсионеры и другие.

При пользовании землей общего пользования граждане обязаны уплачивать земельный налог.

Во сколько собственнику обойдется межевание земельного участка? Цены, а также контакты компаний, которые проводят данную процедуру, вы найдете в нашей статье.

Нужно ли согласие супруга на покупку земельного участка? Ответ на этот вопрос здесь.

Облагается ли налогом на имущество земельный участок?

Ответ на этот вопрос весьма однозначен и в отношении земельных участков юрлиц и в отношении земельных наделов, принадлежащих гражданам и вот почему.

Минфин в своем письме от 08.12.2014г. разъясняет, что земельные участки, принадлежащие организациям, имущественным налогом не облагаются. Кроме того, норма о том, что земельные участки юрлиц, наряду с водными и иными объектами, не относятся к объектам имущественного налога, напрямую указана в п. 1 ч. 4 статьи 374 НК РФ.

Земельные наделы граждан также не входят в список объектов, которые облагаются обязательным платежом за имущество.

Земельные же участки, согласно российскому земельному законодательству, облагаются земельным налогом. Этому посвящена глава 31 НК РФ и такое обязательство распространяет свое действие на все земельные участки, которые располагаются в черте каждого конкретного муниципального образования.

Исходя из вышесказанного, следует отметить такие важные моменты:

Существует два вида имущественного налога: для юридических лиц и для граждан. Это платежи разного уровня бюджета и имеют разные ставки.

Законодательством определены конкретные перечни имущественных объектов, облагающихся имущественным налогом.

Для некоторых групп физлиц возможно получение льготы, что освободит их от уплаты имущественного платежа в пользу государства.

Налог на имущество не распространяется на земельные участки.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Налог на имущество организаций является ключевым налогом в системе имущественного налогообложения организаций. Его можно охарактеризовать какпрямой, региональный, налог с юридических лиц, общий, имущественный.

Налог на имущество организаций был введен в России в 2020 году. С 1 января 2020 года законодательные основы налогообложения имущества организаций закреплены главой 30 Налогового кодекса и законами субъектов Российской Федерации. При введении налога на территории соответствующего субъекта Федерации региональные органы власти определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога.

Плательщиками налога являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК.

Объектом обложения для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительство, а объектом признается находящееся на российской территории недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности и полученное по концессионному соглашению.

Не признаются объектом налогообложения:

— земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

— имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в России.

Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Органам власти субъектов Федерации предоставлено право не устанавливать отчетные периоды.

Средняя стоимость имущества за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на 13.

Статьями 377, 378, 378.1 НК предусмотрены особенности налогообложения в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), по имуществу, переданному в доверительное управление, а также при исполнении концессионных соглашений.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Налоговые льготы предусмотрены ст. 381 НК в виде полного освобождения от уплаты отдельных категорий плательщиков и некоторых видов имущества, находящихся на балансе налогоплательщика. Например:

— религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

— общероссийские общественные организации инвалидов (среди членов которых инвалиды и их законные представители должны составлять не менее 80%) в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

— организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

— имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

— имущество государственных научных центров;

— организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки на учет имущества.

Региональным органам власти предоставлено право устанавливать дополнительные льготы, перечень которых в случае их установления, должен быть приведен в соответствующем региональном Законе.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога, авансовых платежей определены ст. 382, 383 НК. В течение года налогоплательщики — российские организации и иностранные, осуществляющие свою деятельность через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи за каждый отчетный период. Сумма авансового платежа рассчитывается как одна четвертая произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества за соответствующий отчетный период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной как произведение среднегодовой стоимости имущества за год и ставки налога, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение года.

Региональным органам власти предоставлено право освобождать отдельные категории плательщиков от уплаты авансовых платежей в течение года.

Статьями 384, 385, 3851, 2020 НК установлены особенности исчисления и уплаты налога в случае, если в состав организации входят обособленные подразделения или организация имеет недвижимое имущество, расположенное вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений, если организация является резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области или имеет имущество, входящее в состав Единой системы газоснабжения.

Налоговые расчеты по авансовым платежам предоставляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговая декларация — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Суммы платежей по налогу подлежат зачислению в доходы бюджетов субъектов Федерации.

Статья 374 действующего Налогового Кодекса Российской Федерации устанавливает, что участки земли и прочие имущественные объекты, включая водные и сырьевые ресурсы, не могут быть признаны в качестве непосредственного объекта налогового обложения. В то же время в статье 389 НК РФ содержатся исчерпывающие сведения об объектах налогового обложения по земельному налогу – распространяется на участки муниципального образования.

Статья 374. Объект налогообложения

Статья 389. Объект налогообложения

С учетом факта того, что земля исключается из налогообложения по налоговому сбору на организационное имущество, то она в некоторых случаях подлежит отдельному обложению, о чем также указывают законодательные нормативы.

Земельный участок и налог на имущество организаций имеют определенные особенности. Для ознакомления с ними следует рассмотреть нормы закона, объекты налогооблагаемой базы, исключения, льготные параметры и актуальные ставки, а также установленные сроки по соответствующим выплатам.

Что говорится в законе

В качестве основной нормативной документации, действие которой может распространяться на земельный участок и налог на имущество организаций, выступает Федеральный Закон РФ о налоговых сборах на имущественные объекты, а также прочие акты, являющиеся дополнением к данному закону.

Актуальные цели закона заключаются в обеспечении региональных бюджетов стабильными источниками финансирования и в создании возможности для избавления от неиспользуемого имущества определенных организаций. В качестве плательщиков в рамках имущественного налогообложения являются все организации и учреждения, имеющие отдельный баланс и расчетные счета в финансовых организациях.

Кроме того, плательщиками могут быть иностранные компании, осуществляющие свою постоянную деятельность в регионах Российской Федерации.

От выплаты рассматриваемого сбора освобождаются только определенные категории субъектов, включая следующие:

  • бюджетные учреждения;
  • религиозные организации;
  • предприятия, непосредственными собственниками которых являются общественные организации;
  • Центробанк РФ и его территориальные отделения;
  • любые инвестиционные фонды.

Фактическим объектом налога является имущество, находящееся на действующем балансе организации.

Стоит отметить, что для расчёта рассматриваемого сбора должна быть в обязательном порядке определена среднегодовая стоимость организационного имущества. Данный показатель определяется путем деления на четыре суммы, а также от фактической стоимости объектов на момент начала всех кварталов года.

К списку активов и пассивов организационного баланса, которые могут применяться для расчета базы налогообложения, относятся определенные категории.

Статьи актива включают в себя:

  • основные средства;
  • средства, полученные в аренду на долгосрочной основе;
  • активы, носящие нематериальный характер;
  • оборудование и материалы;
  • животные, используемые для нужд сельского хозяйства;
  • заготовки;
  • компоненты основного производства;
  • полуфабрикаты, полученные в ходе производственного процесса;
  • изделия вспомогательного производства;
  • работы некапитального характера;
  • расходы за будущие отчетные периоды;
  • единицы готовой продукции;
  • товары.

Что касается статей пассива, то они следующие:

  • износ основных средств;
  • износ активов нематериального сектора;
  • износ МБП.

Стоит отметить, что актуальный размер налоговых ставок на организационное имущество устанавливается территориальными органами власти. При этом предельный размер не может быть выше показателя в 2% от общей базы, по которой происходит обложение. Действующее законодательство исключает возможность установления индивидуальных ставок для конкретных организаций.

Плательщик, объект в виде земельного участка и налоговая база на имущество организаций

В 2020 году в качестве плательщика рассматриваемого налога может выступать любая компания, имеющая имущество, которое в свою очередь можно признать объектом налогообложения на основании норм статьи 374 действующего Налогового Кодекса РФ. За объекты обложения для отечественных предприятий принимается любое движимое или недвижимое имущество, учитываемое на балансе в формате основных средств.

В соответствии с нормативами статьи 375 Налогового Кодекса РФ база по налогу определяется в зависимости от средней стоимости имущественных объектов за год, если иные параметры не предусматриваются регламентирующими нормативными актами. Что касается налоговой базы для отдельных субъектов, то она в подавляющем большинстве случаев определяется в качестве стоимости по кадастру на начало отдельного налогового периода.

Статья 375. Налоговая база

Важно: в любом случае платить налог должна каждая компания, включенная в актуальный перечень плательщиков.

В рамках определения базы налогового обложения, имущество обычно учитывается по остаточной стоимости, которая, в свою очередь, была сформирована на основании установленного порядка ведения учета по бухгалтерии. Данный порядок должен быть в полной мере утвержден в рамках актуальную учетной политики компании.

В ситуациях, когда остаток включает в себя финансовые параметры по будущим затратам, связанным с конкретными имущественными объектами, например, если к учету принимается жилье, то остаточная стоимость для целей, прописанных в статье 30 Налогового Кодекса, определяется, не принимая во внимание соответствующие затраты.

Если для отдельных основных средств не предусматривается амортизация, то стоимость таких объектов в рамках налогового обложения устанавливается в качестве разницы между начальной ценой и количественными параметрами износа, исчисляемыми на основаниях установленных норм отчислений амортизационного характера в конце каждого конкретного отчетного периода.

Исключения, льготы и ставка

В качестве непосредственных объектов налогообложения не могут приниматься следующие категории земельных участков:

  • которые были ранее изъяты из оборота – такие территориальные наделы находятся в непосредственной федеральной собственности и не могут быть предоставлены в руки частникам, а также не могут являться объектом в тех случаях, если заключается договор об аренде, покупке или передаче имущества в дар (исчерпывающий перечень таких участков прописан в статье 27 действующего Земельного Кодекса РФ);
  • которые были ограничены в обороте – такие участки принадлежат государственным или муниципальным органам власти и не могут быть предоставлены под частное использование за исключением тех ситуаций, которые прописаны в статье 27 Земельного Кодекса РФ;
  • занятые федеральными объектами культурного или исторического наследия;
  • занятые объектами всемирного наследия;
  • занятые культурными или природными заповедными зонами, а также археологическими объектами;
  • входящие в состав государственного лесного фонда;
  • занятые водными объектами – к таким землям можно отнести и участки, на которых располагается гидротехническое оборудование в пределах водохранилищ, если они имеют определённые виды использования (регламентируется нормами специального Письма Министерства Финансов № 03-03-02/17246 от 30 марта 2020 года);
  • входящие в состав многоквартирных строений.

Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

Полный перечень земельных участков, освобождаемых от обложения рассматриваемыми налоговыми сборами, указан в статье 389 Налогового Кодекса РФ.

Что касается льготного обеспечения, то некоторые организации, учреждения и предприятия могут быть на законных основаниях освобождены от выплаты ежегодного земельного налога.

К ним можно отнести:

  • государственные общественные объединения инвалидов, в составе которых лица с ограниченными возможностями или их официальные представители составляют не менее 80%, в отношении участков земли, которые применяются данными категориями лиц для осуществления уставной деятельности;
  • учреждения, уставной капитал которых полностью состоят из взносов представителей общественных организаций, представляющих интересы лиц с ограниченными возможностями – это актуально в тех случаях, если среднее количество инвалидов среди сотрудников объединения составляет не менее половины от всего состава, а их доля в оплате трудовой деятельности составляет не менее 25 процентов;
  • организации, осуществляющие деятельность, связанную с созданием объектов народного промысла, в отношении тех участков земли (которые используются для производства и реализации конкретного товара);
  • учреждения, входящие в организационную структуру Министерства Юстиции Российской Федерации, в отношении участков, предоставленных для исполнения функций, возложенных на конкретные организации.

Важно помнить, что полный перечень плательщиков, которые могут рассчитывать на право на получение льготы или государственной субсидии, указывается в статье 395 действующего Налогового Кодекса РФ. Стоит отметить, что налоговая ставка практически никогда не превышает 2% от общей кадастровой стоимости земельного участка.

Установленный период и сроки выплат

Рассматриваемый налоговый сбор и платежи авансового характера по нему подлежат взносу в территориальные налоговые инспекции в определенном порядке и в рамках установленных сроков, которые регламентируются местным законодательством федеративных субъектов. Исчерпывающая информация о соответствующем требовании содержится в статье 383 Налогового Кодекса.

В течение установленного налогового периода плательщики должны в обязательном порядке вносить платежи авансового характера, если действующим региональным законодательством конкретного субъекта не предусматривается прочее. После истечения определенного срока плательщики обязаны перевести сумму налога, определенную в порядке, предусматриваемом статьей 382 Налогового Кодекса РФ.

Статья 382. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Статья 383. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Что касается тех имущественных объектов, которые находятся на балансе отечественного учреждения, то налог подлежит оплате в местный уровень бюджета по месту фактического расположения головного офиса компании. В этом случае также должен обязательно учитываться перечень особенностей, предусматриваемых в статьях 384 и 385 Налогового Кодекса.

Статья 384. Особенности исчисления и уплаты налога по местонахождению обособленных подразделений организации

Статья 385. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества

Иностранные компании, осуществляющие свою профессиональную деятельность в России через официальные представительства, в отношении имущественных объектов также уплачивают определенную сумму налога, но делается это по месту фактической постановки организации на налоговый учет.

Для тех объектов, которые находятся в собственности зарубежных компаний и для имущества, которых налогооблагаемая база определяется в качестве кадастровой стоимости, выплата налога осуществляется по месту расположения конкретного объекта имущества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: