Как происходит переоценка кадастровой стоимости земельных участков

Что нужно знать бухгалтеру организации государственного сектора, чтобы правильно рассчитать и уплатить

земельный налог

? Как рассчитать налог на землю, если изменилась кадастровая стоимость земельного участка – рассмотрим в этой статье.

Как учитываются земельные участки в бюджетных учреждениях

В настоящее время учреждения госсектора используют земельные участки, в том числе расположенные под объектами недвижимости, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Учитывают такие земельные участки на счете 10300 «Непроизведенные активы». Основанием для учета на балансе земельного участка служит документ — свидетельство, подтверждающее право пользования земельным участком. Учитывают землю по кадастровой стоимости. Об этом говорится в п.71 Инструкции 157н.

Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 30 онлайн-уроков: теория и практикаКроме того, учреждение может иметь земельные участки на праве безвозмездного пользования или арендовать

земельный участок

по договору аренды (субаренды). Такие участки земли в соответствии с действующими инструкциями учитываются на забалансовых счетах.

Право оперативного управления землей Земельный кодекс РФ не предусматривает.

Государственные (муниципальные) учреждения являются плательщиками земельного налога, если земельные участки закреплены за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный налог — это местный налог, устанавливается гл.31 Налогового Кодекса РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

На основании статьи 388 НК РФ организации, имеющие земельные участки на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданные им по договору аренды, не платят

земельный налог

.

Налоговой базой для начисления налога на землю, согласно ст. 390 Налогового кодекса, служит кадастровая стоимость земельного участка. Это та сумма, которая облагается налогом. Именно поэтому всем организациям госсектора стоит знать кадастровую стоимость собственного участка земли, следить за ее изменением, поскольку она напрямую связана с размером налога на землю, подлежащему уплате.

Пунктом 14 статьи 396 НК РФ установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости по письменному заявлению налогоплательщика.

Заказать выписку из ЕГРН можно на официальном сайте Росреестра, в МФЦ, в территориальном органе кадастровой палаты.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если

земельный участок

образован в течение налогового периода,то налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на день внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ). Для земельного налога муниципальные образования, а так же города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе не устанавливать отчетный период.

Учреждение госсектора, имея право постоянного (бессрочного) пользования на 

земельный участок

, может быть освобождено от уплаты земельного налога. Перечень льгот по земельному налогу приведен в статье 395 НК РФ. Например, согласно п. 1 ст. 395 НК РФ освобождаются от обложения земельным налогом организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций. Кроме того, в каждом конкретном регионе РФ могут быть предусмотрены льготы для учреждений по уплате земельного налога. Сам

земельный налог

относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством.

Как рассчитать

земельный налог

Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно.

Например, у казенного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования имеется

земельный участок

, кадастровая стоимость которого — 2 500 000 руб. Учреждение не имеет налоговых льгот в соответствии с НК РФ и местным законодательством. Налоговая ставка по земельному налогу установлена в размере 0,3%. Муниципальным законодательством предусмотрены авансовые платежи по налогу.

Сумма земельного налога составит:
2 500 000 руб. х 0,3%=7500руб.

Сумма авансового платежа за 1-й, 2-й и 3-й кварталы составит:
2 500 000 руб. х 0,3% х ¼=1875руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по приведенной выше формуле, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. 5 ст. 396 НК РФ):

7500 руб. — (3 x 1875 руб.) = 1875 руб.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н расходы на уплату земельного налога относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ по коду вида расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога».

Но кадастровая стоимость земельного участка может изменяться. Как определить налоговую базу для расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода?

Действия бухгалтера при расчете земельного налога

Действия бухгалтера по расчету земельного налога будут зависеть от причины изменения кадастровой стоимости земли.

Рассмотрим несколько случаев:

1. Переоценка кадастровой стоимости земли. Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» не реже, чем один раз в пять лет и не чаще, чем раз в три года (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — два года) происходит оценка кадастровой стоимости земли.

Если в связи с этим изменилась кадастровая стоимость земельного участка и произошло это в течение налогового периода, то, согласно действующей редакции НК РФ такое изменение не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, то есть действует на будущее время. Новая кадастровая стоимость земли будет служить налоговой базой с 1 января следующего налогового периода.

2. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, его перевод из одной категории земель в другую или изменение площади земельного участка, приводящее к изменению кадастровой стоимости земельного участка.

В этом случае действует следующее положение статьи 391 НК РФ: «изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости».

Действует это положение с 1 января 2018г. (в пункт 1 статьи 391 внес изменение Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ)

Данное изменение кадастровой стоимости земельного участка теперь нужно учитывать при расчете налоговых обязательств не со следующего налогового периода, а со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

3. Успешное оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Если кадастровая стоимость завышена и ее сумма больше рыночной стоимости земельного участка, то такую кадастровую стоимость можно оспорить. Лицензированный эксперт установит реальную рыночную стоимость земли. На основании заключения специалиста комиссия или суд примет соответствующее решение и изменит кадастровую стоимость. На практике это означает, что можно существенно сократить расходы по налогу на землю.

Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами происходит в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.  Оспорить кадастровую стоимость земли могут также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Оспаривание кадастровой стоимости происходит двумя способами:

  • путем обращения в суд;
  • при помощи обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Порядок оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка определен статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».  По официальной статистике Росреестра, почти половина всех обращений в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости заканчиваются успехом заявителя.

В случае положительного решения Росреестр самостоятельно внесет все необходимые изменения в ЕГРН на основании решения комиссии, которое она обязана направить в Росреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия (п. 19 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

При изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, измененная кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о ее пересмотре, но не ранее даты внесения в ЕГРН, которая являлась предметом оспаривания (ст. 391 НК РФ, письма Минфина России от 29.03.2017 № 03-05-05-02/18237, от 01.03.2017 № 03-05-05-02/11335, от 22.02.2017 № 03-05-05-02/10148).

Применение установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости за периоды, предшествующие году подачи заявления об оспаривании, Налоговым кодексом не предусмотрено (письмо Минфина России от 24.08.2017 № 03-05-06-02/54275).

Например, если организация в феврале 2020 года подает в комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной цены и комиссия удовлетворит требование, то новую кадастровую стоимость организация должна применить при налогообложении с 1 января в 2018 года.

4. Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости участка. Такую ошибку исправляет регистрирующий орган, Росреестр. Об этом должны уведомить владельца участка в течение 3 рабочих дней, направив уведомление по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173.

При расчете земельного налога такое изменение кадастровой стоимости, в соответствии со статьей 391 НК РФ нужно учитывать, начиная с того налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Например, в мае 2020 года учреждение получило уведомления от регистрирующего органа об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости. Налогоплательщику нужно подать в инспекцию уточненный расчет за I квартал 2020 года и пересчитать сумму авансового платежа по земельному налогу за этот период.

Изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости необходимо отразить в бухгалтерском учете. В соответствии с п. 28 Инструкции № 157н. сделать это нужно в том финансовом году, в котором произошли изменения кадастровой стоимости, с отражением указанных изменений в бухгалтерской отчетности. Дата отражения в учете и отчетности изменения стоимости земельного участка должна быть согласована с учредителем учреждения. Этот факт следует отразить в пояснительной записке (ф.0503160, ф.0503760).

Обобщим основные моменты. Если учреждение госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования имеет

земельный участок

, то оно является плательщиком земельного налога. Земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством. Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно. Чтобы рассчитать

земельный налог

без ошибок и избежать штрафов, бухгалтеру нужно внимательно отслеживать изменения кадастровой стоимости земельного участка.

Кадастровая стоимость является фактом учётных записей и определяется в результате проведения учётных работ. При этом вы всегда можете заказать кадастровую выписку на

земельный участок

. Однако можно допустить, что при одновременной оценке всех имеющихся в массиве земель, можно не учесть некоторые нюансы в отношении отдельной площади земли.

В этом и других аналогичных случаях, вы имеете право констатировать, что определённая в адрес вашего участка стоимость – ошибочная и добиться переоценки кадастровой стоимости участка.

Понятие переоценки, и случаи применения

Кадастровая оценка участка осуществляется по существующим правилам, общим для всех землевладельцев. Соответственно, на отдельно взятом участке оценка будет произведена аналогично другим участкам, находящимся в пределах установленной территории.

Несмотря на то, что кадастровый план предполагает наличие нюансов и уникальных характеристик в учётных записях, на практике это не всегда срабатывает. В итоге участок с имеющимся на его территории нарушением ландшафта или качества плодородной почвы, оценивается по тем же параметрам, что и более доброкачественный участок.

По логике вещей извлечение полезных свойств с наиболее доброкачественных земель можно получить в большем объёме, нежели при использовании участка, на территории которого расположены овраг, болотце или иные особенности, не позволяющие использовать площади участка в полном объёме. В этом случае некоторые землевладельцы принимают решение о проведении переоценки стоимости.

Возможны и обратные случаи. К примеру, проведение работ связанных с обработкой ЗУ, его обустройством или с обеспечением инженерными коммуникациями в принципе может увеличить кадастровую стоимость. Некоторые собственники, возводя капитальное строение с целью реализации участка на продажу, стремятся к увеличению стоимости, полагая приобретение дополнительных преимуществ.

Это не всегда оправдано, если учесть, что основной ценностью участка под ИЖС будет возведённое капитальное строение, которое может варьировать ценовые варианты стоимости участка при его продаже.

Тем не менее, такие посягательства на переоценку существуют.

В большинстве случаев уменьшение кадастровой стоимости земель планируется с целью уменьшения суммы земельного налога, которая для многих предприятий или фермеров может оказаться ощутимой.

Кроме этого переоценка кадастровой стоимости потребуется, если вы:

  • переводите земли из одной категории в другую;
  • меняете разрешённое использование ЗУ;
  • изменяете площадь ЗУ;
  • получили ущерб плодородного слоя почвы.

Необходимые основания

Переоценка кадастровой стоимости производится не реже 1 раза в 5 лет после проведения ревизии земель со стороны уполномоченной комиссии ГКН. После того как переоценка проведена, производится изменение кадастровой стоимости земель в учётных записях государственного реестра.

В этот период отдельные граждане и заинтересованные лица имеют право получить информацию об изменении стоимости своего участка. Землевладельцы, имеющие претензии к установленной сумме оценки, имеют право изложить свою претензию в письменной форме и представить её в отделение кадастра и картографии по месту нахождения земельного участка.

На эту процедуру даётся срок 6 месяцев, после которого учётные записи приобретают стабильность и изменению не подлежат.

Переоценка по инициативе граждан в этот период осуществляется на основании заявлений, в которых указаны причины изменения стоимости участка, то есть на основании указания сведений, которые не были учтены комиссией при плановой переоценке земель. Эти заявления подлежат рассмотрению и удовлетворению по усмотрению комиссии ГКН.

В прошествии определённого срока, переоценка может проводиться в индивидуальном порядке по сложившейся необходимости или в том случае, когда правообладатель участка был проинформирован о неадекватно завышенной (заниженной) стоимости.

Нередки случаи, когда после благоустройства территории в результате возведения многоэтажки, кадастровая стоимость увеличивается в результате проведения учётных мероприятий со стороны ГКН или по инициативе застройщика, передающего участок под домом в субаренду участникам долевого строительства.

Это позволяет ему существенно увеличить доход с прибыли, в то время как арендная плата остаётся прежней.

Такие случаи увеличения кадастровой стоимости осуществляются на основании изменения качества земель, приведение ранее неухоженного участка к балансу в общем градостроительном контексте.

Для таких процедур требуются усилия группы независимых оценщиков, которые устанавливают новый регламент стоимости земель в силу изменившихся обстоятельств.

На основании экспертизы может осуществиться и переоценка стоимости ЗУ в сторону снижения стоимости. Если земли пришли в негодность или подверглись порче плодородного слоя почвы по не зависящим от правообладателя причинам – их кадастровая стоимость может быть существенно снижена. Для осуществления переоценки в этом случае потребуется заключение экспертизы, подтверждающей снижение качества земель.

Эти случаи особенно важны для индивидуальных предпринимателей, имеющих огромные территории земель. В случае снижения плодородия или порчи участков им придётся тратить средства на уплату земельного налога без особой отдачи. Такие случаи могут возникнуть в результате пожаров, стихийных бедствий или порчи земель со стороны расположенного по соседству промышленного предприятия.

Жизнь богата различными примерами, когда землевладелец попадает в сложную ситуацию независимо от степени своей ответственности. Для таких ситуаций предусмотрены варианты возможного оказания поддержки от государства, в том числе – и посредством снижения кадастровой стоимости земель в результате их переоценки. Хотите узнать больше где посмотреть кадастровую стоимость земельного участка или как произвести изменение кадастровой стоимости земельного участка? Жмите на выделенные фразы.

Пошаговая инструкция при обращении в комиссию ГКН

Проблема изменения кадастровой стоимости ЗУ решается двумя способами:

  1. Административным способом, при обращении в комиссию ГКН.
  2. Обращением в суд после проведения административной процедуры решения.

Для того чтобы ваше заявление о переоценке ЗУ было рассмотрено административным способом, то есть уполномоченной комиссией, обратитесь в местное отделение кадастра и картографии того региона, к которому относится участок, подлежащий переоценке. Обращение может быть личным или посредством пересылки необходимых документов и их копий заказным письмом с вложенной в него описью.

Заявление должно быть написано по специальной форме, которую можно найти на официальном сайте Росреестра или составлено непосредственно при обращении к специалисту по кадастровым вопросам. В нём должны содержаться следующие сведения:

  • все данные правообладателя ЗУ;
  • его контактные данные для обратной связи;
  • реквизиты (для юр. лиц).

В основной части заявления указывается причина заявления о пересмотре земель и основания, которые подтверждают правомочность переоценки. Текст заявления должен быть лаконичным и чётким, с опорой на аргументы требующие переоценки стоимости.

Образец формы можете скачать отсюда.

Заявление может быть подано исключительно правообладателем участка с предоставлением паспорта. Если от его имени действует представитель – им должна быть представлена удостоверенная нотариусом доверенность.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • кадастровый паспорт;
  • удостоверенная нотариусом копия правоустанавливающего (правоудостоверяющего) документа;
  • документы, подтверждающие недостоверность используемых сведений при переоценке ГКН стоимости участка;
  • положительного экспертного заключения об оценке от независимой экспертизы по оценочной деятельности;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Экспертное заключение необходимо получить заранее, до обращения в уполномоченную комиссию. Для его получения потребуется выписка из кадастровых записей.

Обозначенные документы необходимо передать вместе с заявлением под расписку о получении кадастровому специалисту. Без указанных документов заявление к рассмотрению принято не будет. На рассмотрение заявления потребуется срок приблизительно в 40 календарных дней, в число которых входят сроки:

  • на рассмотрение вопроса о принятии заявления;
  • рассмотрение заявления;
  • уведомление о принятом комиссией решении.

Обратите внимание на то, чтобы ваша претензия на переоценку, установленную ГКН, не отличалась в сторону увеличения или уменьшения более чем на 30% от установленной суммы.

Если вы придерживаетесь принципиальной позиции на более существенную разницу – то после получения отказа со стороны ГКН, вам придётся обращаться в суд.

В день, дата которого указана на обороте выданной расписки, вы явитесь за результатом. В случае положительного решения по вашему заявлению, вам должны предоставить новый кадастровый паспорт с указанием актуальной кадастровой стоимости ЗУ и выписку из записей учёта с внесением новых данных после произведённой переоценки. Интересует кадастровая и рыночная стоимость земли, как они соотносятся? Переходи по ссылке.

Платим пошлины

Размер пошлины для внесения исправлений в записи кадастра, в том числе – допущенные сотрудниками ГКН составляет 350 рублей. За получение нового кадастрового паспорта с актуальными данными о кадастровой стоимости участка вам придётся заплатить ещё 200 рублей.

Если вы будете решать вопрос в суде, государственная пошлина за подачу искового заявления составит 200 рублей. Для юридических лиц расценки по оплате государственной пошлины будут несколько выше.

Имейте в виду, что стоимость работ по получению экспертного заключения достаточно высокая. В регионах она составляет сумму от 2 тысяч рублей за участок, при общей оценке объекта. При условии необходимости проведения экспертизы, стоимость работ исчисляется от 15 000 рублей. Это не удивительно, так как для работы по достоверной оценке качества почв проводятся дорогостоящие анализы, и используется самое современное оборудование.

Заключение

После проведения планового учёта земель проводится их переоценка. В результате её проведения некоторые сведения могут оказаться не актуальными.

Подобные инциденты нередки, что позволило разработать целую систему исправления допущенных ошибок и недочётов в изменении кадастровой стоимости земельных участков.

Кроме проблемы с неучтёнными сведениями, которые можно внести путём представления на рассмотрение комиссии заявления, возникают другие ситуации, требующие рассмотрения. В их число входят случаи, когда кадастровая стоимость может быть изменена в сторону повышения или занижения в связи с изменившимся качеством участка.

Любой

земельный участок

или объект недвижимости в обязательном порядке должен подвергаться кадастровой оценке, так как на основании результата этой операции в дальнейшем будет проводиться множество различных мероприятий.

В первую очередь, определение кадастровой стоимости имущества осуществляется для того, чтобы рассчитать точную сумму налоговых сборов или же государственных пошлин, которые будут взыскиваться за пользование имуществом или проведение каких-либо процедур.

При этом, если в недвижимость вносятся какие-либо корректировки, в обязательном порядке должна быть проведена переоценка кадастровой стоимости земельных участков.

Определение понятий

Переоценка кадастровой стоимости осуществляется уполномоченными государственными органами как минимум каждые пять лет. Основываясь на кадастровой стоимости земельного участка, устанавливается сумма земельного налога, а также размер арендной платы.

Ключевая проблема в данном случае заключается в том, что в соответствии с нормами, указанными в Постановлении Правительства №316, однородные участки должны объединяться в специализированные оценочные зоны.

Усреднение кадастровой цены земельных участков, расположенных на одной территории, в конечном итоге приводит к тому, что установленная кадастровая стоимость определенного надела может существенно превышать рыночную, потому что такая процедура не принимает во внимание индивидуальные особенности различных участков.

В связи с этим собственникам таких территорий в конечном итоге приходится оплачивать налоги по достаточно высокой ставке, и по этой причине проводится пересмотр кадастровой цены, чтобы обеспечить уравнение кадастровой и рыночной цен, необходимость чего прописана в статье 66 Земельного кодекса.

Статья 66. Оценка земли

До недавнего времени вопросы, связанные с сокращением кадастровой стоимости земельных участков, решались исключительно в судебном порядке, что вызывало определенные неудобства по той причине, что в некоторых ситуациях судебные разбирательства затягивались на несколько месяцев.

На сегодняшний день есть возможность решения этой проблемы в принципе без необходимости обращения в судебные органы, и для этого достаточно обратиться к специализированной комиссии, занимающейся рассмотрением вопросов, связанных с результатами определения кадастровой цены имущества.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

Условия и основания

Проведение переоценки кадастровой стоимости осуществляется, как минимум, раз в пять лет после того, как будет проведена ревизия земельного участка специализированной комиссией. После проведения переоценки должна осуществляться корректировка кадастровой стоимости имущества, которая указывается в учетных записях реестра.

В этот промежуток времени любое заинтересованное лицо имеет право на то, чтобы получить все необходимые данные, затрагивающие изменение стоимости определенного земельного участка.

Владельцы земельных участков, у которых есть какие-то претензии к принятой сумме оценки, имеют полное право на то, чтобы перечислить свои претензии в письменной форме для того, чтобы в дальнейшем отправить документ в территориальное отделение Росреестра, находящееся по адресу рассматриваемого земельного участка.

Данная процедура должна быть проведена на протяжении полугода, после чего учетная запись фиксируется и уже не может никоим образом корректироваться.

Проведение переоценки по личной инициативе граждан на протяжении этого промежутка времени будет осуществляться на основании поданного заявления с указанием причин, из-за которых требуется внесение корректировок в стоимость земельного участка. Эти заявления в обязательном порядке должны быть рассмотрены уполномоченными сотрудниками Государственного кадастра.

По истечению установленного срока проведение переоценки может осуществляться в индивидуальном порядке при наличии такой необходимости или же в том случае, если правообладатель земельного участка вовремя получил информацию о том, что стоимость земельного участка была необоснованно занижена или завышена.

Нередко встречаются такие ситуации, когда после проведения благоустройства определенной территории после строительства многоэтажной постройки происходит увеличение кадастровой стоимости, что связано с проведением учетных мероприятий со стороны уполномоченных сотрудников кадастрового органа или по личной инициативе застройщика. Благодаря этому застройщик получает существенную прибыль, сохраняя прежние размеры арендной платы.

Образец кадастрового паспорта на

земельный участок

:

Кто имеет право обращения

Лица, имеющие право на сокращение кадастровой стоимости земельного участка, должны распоряжаться указанным имуществом на правах бессрочного пользования, собственности или наследуемого пожизненного распоряжения. В данном случае не имеет разницы, кто именно подает обращение в государственный орган – физическое или юридическое лицо.

Члены коллективной собственности должны в обязательном порядке принимать любые решения, связанные с сокращением стоимости земельного участка, по совместному решению. Другими словами, государственные органы не будут принимать заявления от отдельных лиц, являющихся участниками долевого пая.

Помимо указанных выше лиц, также обратиться в государственный орган могут владельцы земельных участков, которые провели следующие операции:

  • внесли изменения в категорию земельного участка, сменив ее на бюджетный вариант;
  • внесли изменения в вид разрешенного пользования территории;
  • сократили площадь земельного участка;
  • получили какие-либо обременения;
  • обнаружили порчу земельного надела.

Как сделать переоценку кадастровой стоимости земельного участка в 2020 году

После того, как будет проведена процедура переоценки кадастровой стоимости уполномоченными сотрудниками государственных органов, нужно будет зарегистрироваться на официальном сайте Росреестра для того, чтобы узнать текущую стоимость указанного имущества.

Если будет обнаружено неправомерное увеличение или сокращение кадастровой цены, то в таком случае собственнику нужно будет самостоятельно посетить территориальное отделение этого органа, предоставив следующий пакет документов:

  • гражданский паспорт;
  • кадастровый паспорт, оформленный на

    земельный участок

    ;

  • свидетельство, подтверждающее наличие права собственности.

Скачать бланк кадастрового паспорта земельного участка

Скачать образец свидетельства о праве собственности на землю

После этого нужно будет оформить заявление, а также запросить выписку из государственного реестра, которой будет подтверждаться реальность указанной цены. Вместе с полученным документом и остальными имеющимися бумагами нужно будет обратиться за получением соответствующих услуг к независимым оценочным экспертам.

Скачать образец заявления на выписку из ЕГРН

Запрос на проведение повторной переоценки принимается только в том случае, если предполагаемая цена территории составляет не менее, чем на 30% большую сумму по сравнению с той, которая указана в кадастре. Для этого вполне достаточно иметь единственное заключение, оформленное независимым оценщиком.

Если же будет наблюдаться превышение нормативной разницы, то в таком случае собственник земельного участка должен будет получить квалифицированный ответ сразу от нескольких экспертов.

Необходимые документы

Для того, чтобы провести переоценку кадастровой стоимости земельного участка и вызвать комиссию, которой должна будет проводиться процедура переоценки территории в установленном порядке, нужно подготовить следующий перечень бумаг:

  • заявление о пересмотре;
  • гражданский паспорт собственника земельного участка;
  • документ, которым подтверждается наличие права собственности;
  • кадастровый паспорт, оформленный на указанный надел;
  • заключение о стоимости земельного участка, предоставленное независимым экспертом после проведения соответствующей экспертизы;
  • документальное подтверждение того, что в процессе проведения экспертизы уполномоченные сотрудники кадастровой комиссии использовали некорректную информацию;
  • квитанция, подтверждающая оплату установленной государственной пошлины.

Скачать образец иска об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка

Госпошлины

Сумма государственной пошлины, которая предусматривается при внесении корректировок в кадастровые записи, составляет 350 рублей, причем оплачивать ее нужно даже в тех ситуациях, когда ошибки допускаются самими сотрудниками государственного органа. Оформление нового документа с актуальной информацией будет стоить дополнительно 200 рублей.

Если конфликтная ситуация будет решаться в судебном порядке, нужно будет заплатить также 200 рублей за принятие искового заявления, причем юридическим лицам придется оплачивать несколько большую сумму.

Не стоит забывать о том, что отдельно нужно оплачивать стоимость работ, связанных с оформлением экспертного заключения, причем она является достаточно высокой. В регионах сумма оплаты будет начинаться от 2 000 рублей в процессе проведения общей оценки, а если же потребуется дополнительное проведение индивидуальной экспертизы, платить уже придется не менее 15 000 рублей.

Причина такой стоимости заключается в том, что для обеспечения действительно достоверной оценки требуется проведение дорогостоящих анализов, а также использование современного оборудования.

Обращение в суд

Ранее рассмотрением вопросов, связанных с переоценкой кадастровой стоимости, занимались исключительно арбитражные суды, но на сегодняшний день такие дела рассматриваются судами общей юрисдикции, сотрудники которых часто не слишком компетентны в подобных вопросах.

При этом возможность оспаривания решения комиссии в суде в любом случае является положительным моментом, который существенно расширяет возможности оспаривания вынесенного решения.

Если отчет, устанавливающий рыночную стоимость определенного участка, признается представителями специализированной комиссии как несоответствующий требованиям, предусмотренным действующим законодательством, стоит потребовать проведения судебной экспертизы, чтобы повторно установить рыночную стоимость объекта недвижимости.

Изменение кадастровой стоимости в 2020 году

Еще в 2020 году вступили в действие поправки, изменяющие порядок снижения кадастровой стоимости. Проект ознаменовал начало подготовительного этапа к внеочередной волне переоценки недвижимости с 2020 года.

Не успели собственники привыкнуть к новой системе налогоисчисления, связанной с кадастровой стоимостью, как правительство подготовило поправки, которые вновь затрагивают область кадастра недвижимости. Напомним, что с 2020 года каждый объект недвижимости был оценён муниципалитетами, и его стоимость занесена в единый реестр.

Кадастровая стоимость необходима для любых денежных операций с собственностью. Из неё вычисляются:

  • налог (вместо старой инвентаризационной стоимости);
  • арендная ставка на землю;
  • стоимость выкупа земли.

Самое интересное, что оценка проводилась без участия граждан, т. е. ей занимались независимые эксперты, нанятые местными администрациями. Кадастровая стоимость сама по себе в разы выше инвентаризационной, но многие собственники стали жаловаться на чересчур завышенные показатели. Судебные заседания, связанные с оспариваем, проходят до сих пор. Новые поправки призваны упростить этот процесс и навести порядок в области оценки.

Два главных изменения 2020 года:

  1. Это изменение касается самой процедуры оспаривания стоимости. Раньше собственник должен был в досудебном порядке обратиться в комиссию, занимающуюся пересмотром кадастровой ставки. Если там отказывали в уменьшении показателя, то только после этого можно было подавать иск.

В обход комиссии

Сейчас граждане в праве самостоятельно решить, стоит ли идти в комиссию или сразу обращаться в суд. Как показала практика, чиновники крайне редко соглашались с доводами собственников и в большинстве случаев отказывали в пересмотре стоимости. Перечень документов, которые понадобятся для обращения в комиссию, остался практически без изменений. Только вместо выписки из упразднённой ЕГРП понадобится аналогичный документ из ЕГРН. Полный набор документов следующий:

  • выписка из ЕГРН с указанием кадастровой стоимости;
  • документ, подтверждающий, что вы собственник;
  • данные об оценке стоимости (рыночной) на бумажном и электронном носителях.

Для чего был придуман Многофункциональный центр «Мои документы» и какие операции он выполняет: МФЦ изначально — это посредник между собственником и государственными…# Кадастр недвижимости

Для подачи иска в суд, кроме вышеназванных документов, нужно приложить заключение экспертов о соответствии оценки стоимости законодательству РФ и другим нормам.

Кто теперь будет оценивать стоимость?

Последняя поправка связана с урегулированием деятельности оценщиков. Раньше муниципалитеты проводили конкурс на отбор независимых экспертов, которые и определяли кадастровую стоимость в первую волну оценки. Теперь будут созданы специализированные бюджетные учреждения, на которые возложена обязанность самостоятельно проводить оценку без участия сторонних экспертов. Также в этих структурах граждане смогут получить разъяснения по поводу определения стоимости их недвижимости. А вот при оспаривании учреждения осуществлять экспертизу не в праве. С этой целью собственник должен обратиться к независимым специалистам.

Для предотвращения нарушений прав граждан за новыми органами будет осуществлять надзор Росреестр.

  • кадастровая стоимость
  • рыночная оценка

Под кадастровой стоимостью понимают цену участка, которая устанавливается после проведения государственной оценки, определяющей отдельные показатели, на основании которых рассчитывают цену по конкретным категориям наделов.

Кроме значений стоимости, установленных на федеральном уровне, отдельные виды цены могут устанавливаться в результате рассмотрения частных случаев по спорам, инициируемых собственниками наделов.

Как часто меняется?

Показатели кадастровой стоимости имеют различные значения для отдельно взятых категорий земель, в основном отличающихся по своему назначению или полезному качеству.

Периодически цены определенных категорий наделов пересматриваются. Часто это связано с тем, что с течением времени изменяются основные показатели, которые оказывают существенное влияние на его стоимость.

В общем порядке процедура переоценки определяется Федеральными законами, а сами сроки устанавливаются Государственным Кадастром Недвижимости.

Существуют временные рамки, в пределах которых осуществляется процедура переоценки кадастровой стоимости.

Так, максимальный срок ограничивается 5 годами, а минимальный составляет 2 года – в данном случае основным фактором, на какой опираются при пересмотре цен, это регион, в котором зарегистрирован участок.

В некоторых случаях пересмотр кадастровой стоимости может инициироваться досрочно.

В частности, такими случаями могут быть:

  • Изменение площади участка земли в сторону уменьшения или увеличения;
  • Проведение межевания земель;
  • Изменение назначения участков. К примеру, переход из земли для выращивания сельскохозяйственных культур в наделы для индивидуального жилого строительства автоматически увеличивает цену;
  • Ввод в эксплуатацию объекта, построенного на определенном участке земли. Как правило, такие действия значительно увеличивают цену надела;
  • При значительном развитии инфраструктуры вокруг земельного участка, поскольку наличие в непосредственной близости к ним больниц, школ, детских садиков и прочих объектов значительно увеличивает его ценность;
  • Изменение показателей по текущим рыночным ценам.

Переоценка земли за прошлые годы

Массовая переоценка земель была произведена еще в 2020 году, причем результат ее был таков, что в некоторых регионах рассчитанный показатель значительно превышал рыночную стоимость наделов.

Такая ситуация привела к тому, что собственники многих участков, не согласных с таким фактом, посчитали рост необоснованным, и инициировали большое количество судебных разбирательств по оспариванию установленной на государственном уровне стоимости.

Не менее существенным изменением в кадастровой стоимости стали поправки к законам, введенные в действие в декабре 2020 года, когда относительно всех категорий земельных участков произошло значительное увеличение показателей.

Прогноз

Согласно принятому Федеральному закону ФЗ № 360 от 03.07.2016 с действующими на данный момент поправками на территории всех регионов рост кадастровой стоимости на некоторое время приостановлен – вплоть до 1 января 2020 года она не будет пересматриваться.

По окончанию данного периода цена на участки будет пересмотрена, но уже согласно ФЗ № 237 «О государственной кадастровой оценке» данным процессом под надзором Росреестра будут заниматься независимые учреждения бюджетной сферы.

На что влияет корректировка

Значение кадастровой стоимости оказывает существенное влияние на следующие моменты:

  • Расчет оплаты за аренду земель при определенных условиях;
  • Величину земельного налога, который определяется в процентном соотношении к кадастровой стоимости.

Наиболее значимым в данном случае является именно влияние на расчет налога, поскольку практически каждый собственник земельного участка за редким исключениями льготных групп несет обязательство совершения таких перечислений в бюджет страны.

Именно на основании кадастровой стоимости одного квадратного метра земли определяется общая цена участка путем умножения площади земли на единицу показателя.

Вычисление налога осуществляется также на основании процента, определенного для каждой отдельной категории земель, при этом средняя ставка находится на уровне 0,3% и может значительно колебаться как в большую, так и меньшую сторону.

Как изменить при нарушении прав

При значительном завышении цен каждый собственник земельного участка имеет возможность оспорить установленное значение.

Для оспаривания цены в первую очередь необходимо иметь основания для такого действия.

Стоит понимать, что определение кадастровой стоимости осуществляется на основании конкретных показателей – местонахождения, особенностей объектов недвижимости, назначению надела, изменений на рынке.

Если изменилась кадастровая стоимость земельного участка, а какие-либо из факторов не были приняты во внимание или же данные искажены, владелец земли имеет право на оспаривание.

Куда обращаться?

На данный момент поменять кадастровую стоимость в частном порядке можно двумя возможными способами.

  • Административный способ. При этом направляется заявление в Росреестр от непосредственного собственника земельного участка.
  • Судебный. Обращение в суд возможно только после того, как имел место досудебный порядок урегулирования вопроса и последовал отказ в таком действии от Росреестра.

При обращении как в административном так и в судебном порядке владелец участка должен иметь реальные основания на уменьшение кадастровой стоимости, которые можно подтвердить или имеющимися документами или проведением дополнительной экспертизы.

Какие документы нужны, чтобы чтобы пересмотреть значение?

При обращении о необходимости пересмотреть кадастровую стоимость перечень документации выглядит следующим образом:

  • Кадастровый паспорт участка земли;
  • Отчет о рыночной цене земельного надела;
  • Свидетельство о праве собственности на землю;
  • Отдельное заключение эксперта в том случае, если рыночная цена отличается от кадастровой.

Планируется ли повышение налога?

Вопрос повышения налогов на земельные участки и увеличения показателя кадастровой стоимости земли связан неразрывно и на данный момент беспокоит как обычных граждан, так и физических и юридических лиц, поскольку для многих из них величина ежегодного взноса в бюджет становится достаточно большим расходом.

За последние несколько лет наметилась тенденция к продаже участков, которые не приносят прибыли и становятся обременением для их владельцев, не имеющих достаточного дохода, для того, чтобы оплатить налог в полной мере.

Стоит отметить, что новый принцип вычисления налога на основании кадастровой стоимости стал применяться не так давно – еще до 2020 года он рассчитывался исходя из балансовой цены земли.

На данный момент осуществляется постепенный переход именно на расчет от кадастровой стоимости, в связи с чем размер налогов увеличивается и такая тенденция на ближайшее время сохранится.

В общем увеличение налогообложения осуществляется поэтапно – с 2020 до 2020 года рост ставки происходит постепенно (ежегодно на 20%) и, в связи с этим, и те суммы, которая положены к оплате за собственность, аналогичным образом становятся больше.

С одной стороны, как утверждают эксперты, повышение размеров поступления в бюджет страны является необходимой мерой, которая поможет изыскать средства на развитие инфраструктуры, финансирование модернизации различных объектов.

Однако, с другой стороны, каждый отдельный собственник земельного участка не всегда может выделить такую сумму средств.

Больше всего значительным увеличением расходов обеспокоены предприниматели, относящиеся к малому и среднему бизнесу, особенно те, которые заняты деятельностью в сфере сельского хозяйства – именно для таких категорий кадастровая стоимость за последнее время выросла больше всего.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором юрист рассказывает о целесообразности и способах снижения кадастровой стоимости земельного участка.

Заключение

Итак, кадастровая стоимость участков определяется на основании показателей земли, которые могут меняться с течением времени. В соответствии с принятыми законами величина земельного налога находится в прямой зависимости от кадастровой стоимости и ежегодно будет увеличиваться.

При наличии оснований на пересмотр и уменьшение установленной цены на

земельный участок

ее собственник имеет право обжаловать ее в административном или судебном порядке.

Кадастровая стоимость находящихся в частном владении земельных участков определяет размер налогов и имеет немалое значение при любых сделках, связанных с недвижимостью. Неточная оценка земли приводит к лишним расходам или, наоборот, к уменьшению прибыли, поэтому многие собственники заинтересованы в переоценке. Профильным направлением деятельности компании «АтлантОценка» пересмотр и оспаривание кадастровой стоимости. В нашей компании работают сертифицированные оценщики и юристы с многолетним практическим опытом, поэтому предоставляемые нами услуги экспертизы и оценки оказываются на высочайшем профессиональном уровне.

Закажите обратный звонок

Наш специалист свяжется с Вами в течение 15 минут в рабочие дни с 09:00 до 19:00

Содержание:

  • Как определяется кадастровая стоимость
  • Оспаривание и пересмотр кадастровой стоимости земельных участков
  • Переоценка кадастровой стоимости земельных участков в суде
  • Изменение кадастровой стоимости земельного участка
  • Снижение кадастровой стоимости земельного участка

Как определяется кадастровая стоимость

Кадастровая оценка производится регулярно — не чаще чем раз в 3 года, не реже чем раз в 5 лет. Это обязательная процедура, позволяющая государству корректировать размер налогов и сборов, а также разрабатывать стратегию экономического развития региона. Экспертная оценка, в соответствии с ФЗ № 273 от 03.07.16, производится государственными оценщиками и регламентируется действующим законодательством. Цена участка определяется в результате комплексного анализа факторов, влияющих на стоимость земли. К ним относятся:

  • месторасположение;

  • особенности инфраструктуры данной местности;

  • наличие инженерных сетей и коммуникаций;

  • средняя рыночная стоимость земельных участков в районе;

  • геофизические характеристики почвы.

Кроме того, изучается рынок недвижимости, то есть, наличие предложения и спроса на землю. Высокий спрос, естественно, ведет к изменению кадастровой стоимости участка. Компании, которые производят государственную оценку, не учитывают интересы землевладельцев и зачастую ориентируются только на рыночную цену земли. Это приводит к необоснованному завышению кадастровой стоимости. Результаты экспертизы утверждаются главой местной администрации и в соответствующем Постановлении устанавливается удельная стоимость квадратного метра земли в том или ином регионе. На основании этого усредненного показателя и определяется кадастровая стоимость. Узнать ее можно несколькими способами:

  • обратившись за справкой в кадастровую палату;

  • на сайте Росреестра (страница «Публичная карта»);

  • рассчитать самостоятельно, умножив площадь участка на удельную кадастровую стоимость кв. м земли в вашем регионе.

Если кадастровая стоимость кажется вам необъективной, вы можете оспорить ее в установленном законом порядке.

Оспаривание и пересмотр кадастровой стоимости земельных участков

Основания для пересмотра кадастровой стоимости земли: уравнивание ее с рыночной стоимостью или использование недостоверных сведений при проведении оценки. В течение шести месяцев с момента определения кадастровой стоимости ее можно попытаться оспорить самостоятельно, не обращаясь в судебные инстанции. Юридические лица с 2020 не имеют права обращаться в суд, если их претензии не были рассмотрены в административном порядке. В этом случае вам потребуется провести оценку земли, которая может помочь изменить рыночную стоимость. Пересмотр кадастровой стоимости земельного участка осуществляется административной комиссией Госреестра. Чтобы инициировать пересмотр, нужно подать заявление и предоставить:

  • кадастровый паспорт ЗУ (земельного участка);

  • справку о кадастровой стоимости ЗУ;

  • копии (нотариально заверенные) документов, подтверждающих право собственности.

Переоценка кадастровой стоимости земельных участков в суде

Для составления искового заявления в суд лучше привлечь профессионального юриста. Грамотно оформленное заявление значительно повышает шансы на успешное завершение дела. Оценочную компанию тоже нужно выбирать тщательно, важное значение имеет не только профессионализм оценщиков, но и репутация организации. «Атлант Оценка» гарантирует максимально точную оценку земельных участков, а заключения наших оценщиков в большинстве случаев позволяют выиграть дело. Кроме основного пакета документов, необходимо предоставить копию решения административной комиссии и документ об уплате пошлины. Для юридических лиц размер пошлины составляет 2020 рублей, для физических – 300 рублей.

Дела о пересмотре кадастровой стоимости земли рассматриваются в областном, краевом и республиканском судах. В качестве ответчиков выступают кадастровая палата, Росреестр или административные органы. Если дело завершается в пользу истца, в кадастровую палату оправляется копия судебного акта, на основании которого вносятся соответствующие изменения.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка

Любые сделки с земельными участками и возведенными на них постройками, так или иначе связаны с кадастровой стоимостью. Поэтому в ее изменении могут быть заинтересованы:

  • владельцы земельных участков;

  • лица, приобретающие землю или вступающие в права пользования наследством;

  • арендаторы земли, а также жилых или хозяйственных помещений;

  • бывшие собственники.

Переоценка в сторону увеличения кадастровой стоимости выгодна при продаже земельного участка, сдаче его в аренду или для получения кредита под залог. Если между удельной кадастровой стоимостью и рыночной ценой квадратного метра земли существует большая разница, вполне возможно, что истцу удастся добиться увеличения. Но чаще всего в исковых заявлениях содержатся требования к снижению стоимости, указанной в кадастре.

Снижение кадастровой стоимости земельного участка

Размер налога на

земельный участок

, как и стоимость аренды, напрямую зависят от его площади и кадастровой стоимости. И если она действительно завышена, имеет смысл сделать переоценку. Но перед этим необходимо проконсультироваться со специалистом – только профессиональный оценщик может определить, насколько обоснованы претензии собственника и есть ли шансы на снижение кадастровой стоимости земли. Доказать тот факт, что государственные оценщики допустили ошибку, очень непросто. Однако, если такие ошибки все же были, специалисты нашей компании их обязательно обнаружат и смогут подтвердить это документально. При этом цены на снижение кадастровой стоимости земельного участка вполне доступные – «Атлант Оценка» действительно соблюдает интересы клиента.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Герасимова А.А.

1

Толстых Ю.О.

1

Савина Е.А.

1

Константинова Ю.Р.

1

1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»

Земля в Российской Федерации как природный ресурс, объект недвижимости и основное средство производства подлежит стоимостной оценке. С момента вступления в силу п. 3 ст. 66 Земельного Кодекса, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельных участков устанавливается равной их рыночной цене, а сама процедура фактически приравнена к методикам рыночной оценки стоимости имущества, споры о действительной стоимости земли не утихают более 2-х лет. В связи с этим в данной статье были рассмотрены основные вопросы правовой переоценки земельных участков, организационные основы переоценки (актуализация результатов), порядок оспаривания и утверждения кадастровой стоимости. Анализируются практические аспекты методики оценки кадастровой стоимости земель в Российской Федерации. Выявлены наиболее распространенные способы оспаривания оценки.

земельный налог

права

кадастровая стоимость

земельный участок

оценка

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (действующая редакция от 01.01.2014).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31. 07.1998 №146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (действующая редакция от 01.01.2014).

3. Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013).

4. Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости объектов (ФСО №4)». Утвержден Приказом Минэкономразвития России N 508 от 22 октября 2020 г.

5. Федеральный стандарт оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)». Утвержден Приказом Минэкономразвития России N 328 от 04 июля 2020 г.

Введение

С момента вступления в силу п. 3 ст. 66 Земельного Кодекса, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельных участков устанавливается равной их рыночной цене, а сама процедура фактически приравнена к методикам рыночной оценки стоимости имущества, споры о действительной стоимости земли не утихают более 2-х лет [1]. Основные правовые нормы, регулирующие данную сферу, описаны в главе III.1 ФЗ РФ №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» [2]. В соответствии со ст. 65 ЗК РФ любое использование земли является платным. Формами платы за использование землей выступают

земельный налог

(гл. 31 НК РФ) и арендные платежи, которые рассчитываются из кадастровой стоимости земельного участка.

Под кадастровой стоимостью, в силу положений п.3 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 № 508, понимают установленную в процессе государственной кадастровой оценки рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночную стоимость, определенную индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности [4].

Как отметил Конституционный Суд РФ в своем Определении от 26.05.2011 № 734-О-О закрепления двух моделей исчисления кадастровой стоимости земельного участка было обусловлено сложностью стоявших перед законодателем задач в условиях несформированного рынка земли в РФ. Из Правил проведения государственной кадастровой оценке земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2000 № 316, следует, что массовая кадастровая оценка проводится путем объединения однородных земельных участков в оценочные зоны. По результатам оценочного зонирования устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон, в соответствии с утвержденными Правительством субъекта средними значениями удельных показателей кадастровой стоимости.

Зачастую, новая кадастровая стоимость часто бывает завышенной, чем откровенно удивляет собственников недвижимости. Это неизбежно привело к тому, что собственники земли, которые не используют её активно и по назначению, не развивают тем или иным способом, вынуждены как можно скорее продать участок, поскольку он стал их отягощать дополнительными затратами. Как правило, повышение вызвано тем, что при определении кадастровой стоимости посредством умножения площади земельного участка на усредненный удельный показатель по всему кадастровому кварталу не учитываются специфические индивидуальные особенности земельных участков, такие как:

  • правовая история участка и документы на него;
  • особенности подъезда к участку;
  • обременения и ограничения хозяйственной деятельности на участке;
  • особая значимость объектов недвижимости, расположенных на участке.

Также, причиной может являться ошибка в определении вида разрешенного использования того или иного земельного участка.

К примеру, переоценка стоимости земельных участков в Московской области привела к тому, что были увеличены налоги на землю. Соответственно, затраты девелоперов на реализацию проектируемых комплексов возросли в 5 раз. Больше всего пострадали участки эконом-класса без подряда, поскольку их стоимость формируется из немногочисленных факторов, одним из которых как раз является

земельный налог

. Если рассмотреть процентное соотношение цены «до» и «после», то рост составил примерно 30 %. Для некоторых жителей региона

земельный налог

вырос с 200 до нескольких тысяч рублей.

Согласно данным департамента земельных ресурсов г. Москвы, средняя кадастровая стоимость земли для объектов торговли, общественного питания и объектов обслуживания составляет 44 560 руб. за кв. м (рост с 2020 года на 59 %), а для офисных зданий делового и коммерческого назначения — 40 005 руб. за «квадрат» (+59 %).

Например, осенью прошлого года было вынесено судебное решение относительно земельного участка в 50 га в Новой Москве, принадлежащего «Масштабу» (ГК «Масштаб» владеет крупным земельным активом, размещенным на территории Новой Москвы). Суд постановил уменьшить ранее определенную кадастровую стоимость земельного участка с 4,9 млрд руб. до 833,5 млн руб. В процессе разбирательства была выявлена ошибка оценщика, который неправильно установил назначение участка.

Сегодня законодательство позволяет оспаривать и изменять кадастровую стоимость земли и в судебном, и в административном порядке. Законом установлен шестимесячный срок обжалования результатов кадастровой оценки. Однако, как правило, многие землевладельцы узнают о новой стоимости своих участков лишь при получении налогового уведомления, теряя, таким образом, отведенное на обжалование оценки время и вынужденные либо примириться с таким положением дел, либо обратиться за защитой прав в суд или в Комиссию.

Порядок, при котором обращаются в Комиссию, предусмотрен Федеральным Законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об Оценочной деятельности в Российской Федерации». Оспаривание кадастровой стоимости происходит в соответствующей комиссии. Согласно закону обратиться в Комиссию с заявлением могут юридические и физические лица, органы местного самоуправления, если внесенная в реестр кадастровая стоимость затрагивает их права или обязанности. Законом ограничен срок обращения в Комиссию — 6 месяцев с момента внесения сведений в кадастровый реестр. Если срок превысил 6 месяцев, то оспаривать стоимость придется в судебном порядке [2].

В Комиссиях кадастровая стоимость может быть оспорена по следующим основаниям:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

При обращении к заявлению должны быть приложены следующие документы:

  1. Кадастровый паспорт;
  2. Нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа;
  3. Документы, подтверждающие недостоверность сведений, содержащихся в реестре;
  4. Отчет оценочной компании об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости;
  5. Экспертное заключение о соответствии отчета требованием законодательства;

Возможно приложение иных документов, подтверждающих позицию заявителя. Важно иметь в виду, что заявление без приложения указанных документов приниматься к рассмотрению не будет.

К положительному аспекту оспаривания результатов оценки во внесудебном порядке можно отнести четкие сроки. Рассмотрение заявления происходит в течение месяца, тогда как в суде сроки могут затянуться не на один месяц. Главная проблема этого пути заключается в том, что по закону Комиссии должны функционировать при каждом управлении Росреестра. Но на деле они отсутствуют в большинстве субъектов РФ, что лишает правообладателей использовать данный способ защиты своих прав. В том числе к отрицательному моменту решения спора через Комиссию можно отнести то, что даже в случае принятия положительного решения о внесении изменений в реестр заявителю не удастся возместить расходы, понесенные на проведение отчета о рыночной стоимости и экспертизу отчета. За их возмещением по-прежнему придется обращаться в арбитражный суд.

В настоящее время уже сформировалась судебная практика принятия положительных решений по делам об установлении реальной рыночной стоимости земельного участка вместо государственной кадастровой. Решения по многим делам вступили в законную силу, и новая кадастровая стоимость уже изменена, то есть внесена в Государственный кадастр недвижимости.

Как правило, наиболее распространенными способами оспаривания оценки кадастровой стоимости земельных участков избираются следующие:

1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка согласно отчету о рыночной стоимости.

Этот способ приведения кадастровой стоимости земельного участка в разумные пределы и, как следствие, снижение плат — получил широкое распространение, т.к. основан на прямой норме закона ст. 66 ЗК РФ, запрещающей превышение кадастровой стоимости над рыночной, это означает возможность внесения новой кадастровой стоимости над рыночной, это означает возможность внесения новой кадастровой стоимости в кадастровый реестр на основании отчета независимого оценщика, которым установлено несоответствие рыночной стоимости участка с его кадастровой стоимостью в меньшую сторону, при наличии решения суда, признавшего такую рыночную стоимость [1].

Прецедентным по данному вопросу было Постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 №913/11, которым были определены основные принципы судебной защиты по спорам об изменении кадастровой стоимости, а именно:

  1. Защита прав по таким делам должна производиться в общем порядке искового производства.
  2. При существенных расхождениях (более 30 %) кадастровой стоимости и рыночной, определенной отчетом, целесообразно проведение экспертизы отчета, с точки зрения законодательства об оценочной деятельности.
  3. Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Отчет о рыночной стоимости земельного участка должен быть составлен таким образом, чтобы отражать рыночную стоимость земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, т.е. проведена кадастровая оценка, это требование прямо вытекает из положений ст.24.19 З от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Изменение кадастровой стоимости, утвержденной исполнительным органом субъекта РФ, на начало налогового периода или в период действия договора аренды, в меньшую сторону, с момента вступления судебного акта в силу прекращает обязанность по уплате завышенных налогов и арендной платы в завышенной части на будущее время. Однако правом на перерасчет (зачет/возврат) налоговых платежей налогоплательщик сможет воспользоваться лишь с начала налогового периода, для которого установлена первоначальная кадастровая стоимость, перерасчет налоговых платежей в периоде, в котором произошли изменения налоговой базы, не допускается. Что касается изменения арендной платы, то произведение перерасчета возможно только в случае, если арендная плата была проплачена за периоды после вступления в силу судебного акта. К отношениям же до вступления его в силу возможность применения иной кадастровой стоимости, чем содержалась в реестре, не предусмотрена [2].

Чтобы оспорить кадастровую стоимость земельного участка, необходимо пройти через достаточно сложную комплексную процедуру, включающую следующие этапы.

  • Перед началом процесса оспаривания необходимо иметь представление о реальной стоимости земельного участка. Это можно выяснить, проанализировав все предложения по продаже аналогичных участков. В результате проведенного анализа можно выяснить, насколько реальная рыночная стоимость отличается от кадастровой стоимости.
  • Второй этап представляет собой определение целесообразности процедуры оспаривания. Как правило, оспаривать стоимость небольших участков (садовых и дачных, представляющих собой наделы размером в 3-6 соток) нецелесообразно. На этом этапе нужно подсчитать все предстоящие расходы: оплату услуг эксперта-оценщика, оплату экспертизы отчета в саморегулируемой организации оценщиков и все судебные расходы. Как правило, проводить оспаривание кадастровой стоимости имеет смысл владельцам средних и крупных земельных участков.
  • Чтобы начать процедуру оспаривания кадастровой стоимости, необходимо провести оценку земельного участка с помощью независимого эксперта-оценщика. Все работы по оценке происходят с заключением договора и обязательным выездом для осмотра оцениваемого объекта. Именно осмотр земельного участка способен оказать существенное влияние на итоговую рыночную стоимость.
  • По окончании работ по оценке земельного участка оценщик заключает договор на проведение экспертизы составленного отчета. Отчет проверяется на соответствие требованиям законодательства по проведению оценки. Экспертиза проводится саморегулируемой организацией (СРО), в которой состоит оценщик. Данная процедура является платной и занимает срок от 1 до 3 недель. Экспертиза необходима для того, чтобы в суде не возникло вопросов о несоответствии отчета оценщика требованиям действующего законодательства. Экспертиза СРО является гарантом правильного составления отчета [5].
  • Интересы истца (владельца земельного участка) в суде может представлять как юридическая компания, так и юрист, занимающийся частной практикой. Для осуществления судебных разбирательств истец оформляет на своего представителя нотариальную доверенность. Будьте готовы к тому, что оспорить кадастровую стоимость земельного участка за одно судебное заседание не удастся. Как правило, подобные процедуры проходят в течение 3-9 месяцев.
  • Если все-таки ответчик в лице представителя кадастровой палаты попытается оспорить решение суда первой инстанции, необходимо обращаться к вышестоящим инстанциям в лице апелляционного или кассационного суда. При этом шансы истца на оспаривание кадастровой стоимости увеличиваются.
  • По итогам судебной процедуры истец должен получить решение суда об изменении кадастровой стоимости земельного участка. Это решение является основанием для пересчета ставки налога за определенный налоговый период.

2. Приведение кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с удельными показателями [4].

В отличие от вышеописанного способа, данное основание исковых требований базируется на оспаривании действий самого органа кадастрового учета, которые привели к неверному определению кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в реестр. Такой способ защиты права актуален в случаях, если орган кадастрового учета при внесении сведений в реестр о кадастровой стоимости земельного участка исходил из иных данных, нежели утвержденных в акте исполнительного органа.

3. Оспаривание нормативного акта, которым утверждаются результаты оценки. Результаты кадастровой оценки утверждаются местным исполнительным органом субъекта путем принятия соответствующего акта. Защита прав путем оспаривания такого акта означает признание его недействительным полностью или в части ввиду грубых нарушений, связанных с его принятием. Такие нарушения могут быть выражены в следующем: принятие акта неполномочным органом; утверждение кадастровой стоимости, превышающей кадастровую стоимость согласно отчету оценщика; утверждение сведений кадастровой оценки (например, о видах разрешенного использования) о земельных участках, имеющих расхождения со сведениями, содержащимися в правоустанавливающих документах, если это повлияло на определение кадастровой стоимости [4]; утверждение сведений кадастровой оценки, полученных с грубыми нарушениями методов такой оценки, и другие.

Защита прав путем оспаривания нормативного акта имеет свои особенности. Так, в отличие от раннее описанных способов защиты, оспорить акт, утверждающий результаты оценки, можно только в суде общей юрисдикции, а не в арбитражном суде. Дела об оспаривании актов, регулирующих земельные отношения, не относятся к компетенции арбитражных судов и подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.

Рецензенты:

Хрусталёв Б. Б., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» ПГУАС, г. Пенза.

Баронин С. А., д.э.н., профессор, кафедра «Экспертиза и управление недвижимостью» ПГУАС, г. Пенза.

Библиографическая ссылка

Герасимова А.А., Толстых Ю.О., Савина Е.А., Константинова Ю.Р. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕОЦЕНКИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12880 (дата обращения: 28.10.2020)
.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: