Как регулирует 44-ФЗ аренду земельного участка

Вопрос: О закупке услуг по аренде земельного участка.

Ответ: Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2020 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Перечень случаев закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) указан в части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Так, заказчик вправе заключить договор аренды земельного участка на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ на сумму, не превышающую сто тысяч рублей. Годовой объем таких закупок не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более пятидесяти миллионов рублей.

Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии на выполнение государственного задания предусматриваются на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Минэкономразвития России

Письмо от 3 апреля 2020 г. N Д28и-2171

Министерство финансов Россйской Федерации и Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации обозначили свое мнение в совместном письме.

Письмо сформировано в связи с поступающими вопросами заказчиков о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» при заключении заказчиком договора аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. 

Минфин РФ и ФАС РФ считают, что земельный участок в случае, установленном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, может быть предоставлен заказчику без проведения торгов, который в свою очередь, имеет право заключить договор с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление такого земельного участка, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

пп.9 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации

2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:

9) земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления;

п.6 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ

1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

6) закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации;

При этом, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, заказчику необходимо разместить в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта. Также, заказчику следует уведомить контрольный орган в сфере закупок о такой закупке в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта, при том не забыв приложить к уведомлению копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Документ: Письмо Минфина РФ №24-04-01/ВН-28711, Письмо ФАС России №РП/43555/17 от 28 июня 2020 года

©Информационный портал закупок

Текст Письма Минфина РФ №24-04-01/ВН-28711, Письма ФАС России №РП/43555/17 от 28 июня 2020 года «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросу применения Федерального закона от 5 апреля 2020 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности»

В связи c поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «0 контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон No 44-ФЗ) при заключении заказчиком договора аренды земельного yчacтка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на пр rве со ственности, хозяиственного ведения, оперативного управления, Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

1. Согласи! пункту 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, связанные с заключением гражданско-правового договора, предметом которого является, в недвижимого имущества или аренда имущества.

В соответсrвии с пунктом 1 статьи 13 О Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в том числе земельные участки.
На основагии изложенного, при заключении заказчиком (в том числе унитарным предп иятием) договоров аренды земельных участков, в том числе находящихся в государственной или муниципальной собственности, подлежит применению Закон № 44-ФЗ.

2. Глава V.] ЗК РФ устанавливает основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в госу арственной или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственнои или муниципальнои со ственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяиственного ве ения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.

При этом следует обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 17.1 Феlерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» указанный в части 1 статьи 17 .1 данного закона порядок заключения догороров в отношении государственного и муниципального имущества (путем проведения конкурсов или аукционов) не распространяется на имущество, ра,поряжение которым осуществляется в соответствии с ЗК РФ.

В соответЬтвии со статьей 3 9 .2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 ЗК РФ. В соответствии с пунктами 2 статей 9-11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Россиискои Федерации, муниципальной собственности, осуществляют соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответс вии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии в его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормат,вными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что соответствующие исполнительные органы, указанные в статье 39.2 ЗК РФ, наделены исключительными полномочиями по предоставлению rемельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Минфин России и ФАС России считают, что заказчики (в том числе унитарные предприятия) вправе заключить с указанными органами договор аренды земельного участка, которыи находится в государственной и муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяиственного владения, оперативного управления, на основании пункта части 1 статьи 91 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, земельный участок в случае, установленном подпунктом 9 пунrта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, может быть предоставлен заказчику без проведения торгов, которым, в свою очередь, имеет право заключить договор с исполrительным органом государственном власти или органом местного самоу,равления, уполномоченным на предоставление такого земельного участ,а, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом, следует обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 93 Законd № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика ( подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Кроме того, заказчик обязан уведомит , в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К этому
уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный арактер.

Заместитель министра финансов

Российской Федерации

А.М. Лавров

Заместитель руководителя

Федеральной антимонопольной службы

Р.А. Петросян

Как составить план‑график 2020 по новым правилам

План-график составляйте по новым правилам, Правительство утвердило для него новую форму. Она потеряла целых 19 граф и это главное изменение. На примерах показали, как заполнить каждую графу. Самое сложное в заполнении то, что сведения из плана закупок больше подтягиваться не будут: план закупок отменили.

Узнайте про изменения

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ (далее — контракт). Соответственно, об обороте земельных участков речь не идет.

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2020 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», указано: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.» Действие Закона № 101-ФЗ не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.

В свою очередь, в ч. 1 ст. 27 Земельного кодекса РФ указано: оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. В ч. 3 ст. 279 ГК РФ указано: решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с Земельным кодексом РФ, т.е. «выкуп» земельных участков осуществляется с учетом его требований, особенностей, порядка), но не в рамках Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, продажа земельного участка не регламентируется Законом № 44-ФЗ, и соответственно применять Закон № 44-ФЗ при реализации такого участка не нужно.

Нет, положениями Закона № 44-ФЗ не регулируются вопросы по аренде земли.

В свою очередь, отмечаем, что положениями Закона № 44-ФЗ предусмотрены закупки по аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.

Журнал «Госзакупки.ру» — единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

Ассистент заказчика — онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

30.06.2017 15:06, Орловская область, RegionFAS.ru:

В связи с большим количеством вопросов о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» при заключении заказчиком договора аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, Орловское УФАС России публикует разъяснения Минфина России и ФАС России по данному вопросу.

1. Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, связанные с заключением гражданско-правового договора, предметом которого является, в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в том числе земельные участки.

На основании изложенного, при заключении заказчиком (в том числе унитарным предприятием) договоров аренды земельных участков, в том числе находящихся в государственной или муниципальной собственности, подлежит применению Закон № 44-ФЗ.

Глава V.1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственно или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.

При этом следует обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» указанный в части 1 статьи 17.1 данного закона порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (путем проведения конкурсов или аукционов) не распространяетсяна имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с ЗК РФ.

В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 ЗК РФ. В соответствии с пунктами 2 статей 9-11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляют соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что соответствующие исполнительные органы, указанные в статье 39.2 ЗК РФ, наделены исключительными полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Минфин России и ФАС России считают, что заказчики (в том числе унитарные предприятия) вправе заключить с указанными органами договор аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, земельный участок в случае, установленном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, может быть предоставлен заказчику без проведения торгов, который, в свою очередь, имеет право заключить договор с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление такого земельного участка, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом следует обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

Кроме того, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

<Письмо> Минфина России N 24-04-01/ВН-28711, ФАС России N РП/43555/17 от 28.06.2017 «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросу применения Федерального закона от 5 апреля 2020 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности»

По мнению Минфина России и ФАС России, в связи с тем, что исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления наделены исключительными полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности, заказчики (в том числе унитарные предприятия) вправе заключить с указанными органами договор аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного управления, оперативного управления, без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В этом случае при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта. Кроме того, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 30.06.2017

Как известно земля может находиться в собственности у частных лиц, предприятий или организаций, государства. В большей степени государственной землей распоряжаются муниципальные органы, которым она передается для управления, восполнения нужд населенного пункта и граждан, для размещения на ней важных государственных объектов и т. д.

Выкупить или взять в безвозмездное пользование землю не всегда возможно не только у государства, но и у других собственников. Ситуация, когда на земле, права собственности которой имеет определенное лицо, расположено имущество, принадлежащее другому, нередки.

У собственника объекта, а это может быть не только частный дом или коммерческое здание, но и завод, крупное предприятие, строение любых масштабов, госучреждение остается единственная возможность – взять землю в аренду. Участниками сделки являются арендодатель (поставщик, подрядчик) – государство с одной стороны, заинтересованное лицо (арендатор, заказчик) — с другой.

Соглашение между участниками должно заключаться без применения конкурентных способов, которыми можно определить поставщика, или с применением таких критериев. Поэтому законодатель указывает на договор об аренде земельного участка по 44-ФЗ.

Конечно, речь идет о предприятиях стратегического значения, которые восполняют государственные и муниципальные нужды, именно они нуждаются в том, чтобы арендовать землю.

В федеральном законе рассматривается вопрос контрактной системы, когда приходится закупать товары, услуги или работы, чтобы обеспечить нужды муниципалитета или государства.

Этого же мнения придерживается Минфин и ФАС России, которые указывают на то, что различные предприятия, в том числе и унитарные, чтобы осуществить хозяйственное или оперативное управление должны брать землю в аренду у государства или муниципалитета.

Единственный поставщик (арендодатель участка) − это муниципалитет или государство. Заказчику (арендатору) при заключении сделки на конкурентной основе требуется за 5 дней до момента заключения контракта разместить в единой информационной системе сведение о том, что он будет делать закупку.

Кроме этого заказчик за 1 день уведомляет контрольный орган о том, что состоится заключение контракта, т. е. закупка. К письменному уведомлению он прилагает копию контракта и обоснования для его заключения.

Минэкономразвития в своем Письме №ОГ-Д28-9907 (19.08.16) и федеральный закон №44 (05.04.13) в ст. 1 п. 2 указывают, что закупка услуги по аренде земли должна осуществляться у единственного поставщика, чтобы избежать коррупции и других злоупотреблений. Согласно ст. 93 (пп. 1 пп. 4) такая закупка по аренде участка может осуществляться на сумму не более 100 тыс. руб.

Условия насчёт аукциона и торгов

Согласно ст. 1 Закона искать арендодателей, чтобы заключить контракт, можно также строго по механизму, описанному законодателем.

Для этого заказчик может провести:

  • открытый конкурс;
  • аукцион;
  • запросить котировки;
  • запросить предложения.

Каждую ситуацию можно рассмотреть отдельно:

  • Торги для выбора поставщика. Для проведения открытого конкурса в 2020 году требуется в ЕИС разместить информацию, т. е. сообщить о закупке неограниченному количеству лиц. Когда проводится открытый конкурс, выпускается конкурсная документация, разработать которую может только соответствующая компания. Если кому-то из заявителей на участие непонятны положения документации, он имеет право оформить запрос о разъяснениях. Ответ требуется направить в течение 2 дней.
  • Второй способ для заключения договора аренды – это аукцион. Информация о закупке, которую планирует осуществить заказчик, также предоставляется через ЕИС. Провести аукцион можно, если:
    • есть возможность описать объект (земельный участок), который требуется закупить;
    • предусмотрены критерии для выбора победителя, они могут выражаться в денежной или материальной форме.

    Наиболее популярными сегодня являются аукционы, которые проводятся на электронных площадках, размещенных на специализированных сайтах. Для участия заявителю требуется пройти аккредитацию.

  • Через запрос котировок также может быть определен подрядчик. Информация является общедоступной, но побеждает тот, кто предлагает низкую цену аренды.
  • Запрос предложений практически не отличается от запроса котировок. Но победителем становится не только тот, кто предложит низкую цену, но и лучшие условия для аренды.

Особенности аренды земельного участка по 44-ФЗ

Аренда земельного участка по 44-ФЗ имеет свои особенности, за разъяснениями необходимо обращаться к положениям самого Закона:

  • Согласно ст. 1, ч. 1, п. 3 заключать можно гражданско-правовой договор, предметом которого должна выступать недвижимость. Гражданский кодекс (ст. 130, п. 1) дает определение недвижимости – это строения и земельные участки, их части. Статья 130. Недвижимые и движимые вещи
  • В Земельном кодексе в 4-й главе устанавливаются основания для передачи во владение или собственность государственных, муниципальных участков. В ЗК, ст. 39.1, п. 1 говорится, что земля может быть передана по договору аренды, хотя существуют и другие виды соглашений. 
  • Заключать договор аренды без торгов следует, когда арендатором выступает собственник здания или сооружения, помещения, расположенного на земле, или лицо (исполнитель), которому объект недвижимости предоставлен для хозяйственного ведения или оперативного управления (ЗК, ст. 39.20) с целью восполнения муниципальных, государственных нужд. Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, на котором расположены здание, сооружение
  • Согласно положениям ФЗ № 135 (26.07.06) «О защите конкуренции» (ст. 17.1, ч. 1−2) заключить договор аренды путем проведения аукциона или конкурса нельзя на имущество, которым следует распоряжаться в соответствии с Земельным кодексом.
  • В ЗК, ст. 39.2 указано, что предоставлять земельные участки могут государственные и муниципальные исполнительные органы, но в пределах своей компетенции, что должно соответствовать положениям ЗК, ст. 9−11.
  • Распоряжаться государственной землей может Россия, субъект РФ, орган местного самоуправления (ЗК, ст. 9−11, п. 2).

Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

Статья 9.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений

Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Детали контракта

Закупка товаров, работ или услуг, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд должна осуществляться на основании законодательства РФ, которое способно регулировать гражданские отношения, в частности:

  • Конституции;
  • Гражданского кодекса;
  • Бюджетного кодекса;
  • федеральных законов.

Все нормы и права, указанные в законодательных актах по данному вопросу, должны находиться в согласии с основным Законом №44.

Нельзя применить положения Закона и заключить контракт на аренду земли в случае, когда:

  • Оказываются услуги международным финансовым организациям, которые созданы на основании международного договора, где одной из сторон является РФ.
  • Происходит закупка услуг для обеспечения лиц, которых охраняет и защищает государство согласно ФЗ №119 (20.08.04) и ФЗ №45 (20.04.95).
  • У государства есть план закупить драгоценные металлы или камни для пополнения Госфонда РФ.
  • Назначается адвокат для участия в гражданском или административном судопроизводстве, когда привлекается данный специалист для оказания юридической помощи гражданам на бесплатной основе.
  • Происходит закупка товаров и услуг (аренда земли) избирательной комиссией (участковой или территориальной, окружной), когда полномочия на нее возложены муниципальным образованием и законодательством РФ.

В соответствии с Законом, ст. 24, ч. 1 подрядчик или исполнитель по выполнению арендных отношений должен быть определен на конкурентной основе, если отношения не заключаются только с единственным поставщиком.

Мнения и замечания от специалистов

У федеральных властей, которые непосредственно распоряжаются государственным имуществом, есть на этот счет свое мнение.

Министерство финансов и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обозначили свои позиции в отношении положений Закона в связи с постоянными вопросами, которые поступают от заказчиков (арендаторов земли):

  • В соответствие с ЗК, ст. 99.6, п. 2, пп. 9 следует предоставить заказчику землю без торгов. Последний должен иметь право на заключение договора аренды с исполнительным органом, который уполномочен предоставить участок (ФЗ №44, ст. 93, п. 1).
  • Согласно ФЗ №44, ст. 93, ч. 1, п. 6 для заключения договора аренды без торгов на участке должны располагаться строения, которые принадлежат заказчику. Сфера деятельности арендатора – это хозяйственное ведение или административное управление.
  • В других случаях возможна закупка аренды на конкурентной основе.
  • Когда предприятие, в том числе и унитарное, заключает договор на аренду государственной земли, то необходимо руководствоваться только положениями ФЗ №44.

сообщаем следующее: 1. Нет, извещение не публикуется. Для заключения договора аренды следует составить отчет в произвольной форме с обоснованием невозможности или нецелесообразности применения конкурентных способов закупки, цены и иных существенных условий.

2. НМЦК по услуге аренды помещения определяйте методом сопоставимых рыночных цен.

Пример составления отчета с обоснованием выбранного способа закупки и НМЦК при проведении закупки услуг аренды помещения приведен в активной ссылке в конце ответа.

3. В отчете укажите пункт 32 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, который послужил основанием для заключения контракта. Также в отчете укажите причину, по которой закупка не могла быть проведена одним из конкурентных способов. Это могут быть, например, следующие причины:

— срочность закупки в связи с определенными обстоятельствами (например, затруднение ежедневной работы);

— риск признания конкурентной процедуры несостоявшейся из-за отсутствия заинтересованности заключить контракт со стороны поставщиков. Например, из-за незначительной цены потенциальные поставщики могут не принимать участие в закупке;

— отсутствие возможности получить экономию средств за счет проведения конкурентной закупки.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Как заключить договор аренды движимого и недвижимого имущества

При заключении договора аренды учреждения должны действовать следующим образом. Казенные учреждения и бюджетные учреждения (в рамках деятельности на госзадании) должны применять порядок, установленный Законом о контрактной системе. Это прямо прописано в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Об особенностях применения этого закона при заключении договора аренды читайте ниже.

Особенности проведения процедуры по Закону № 44-ФЗ

Если учреждение применяет порядок, установленный Законом о контрактной системе, то при заключении договора аренды возможны следующие варианты:*

  • проведение конкурентной процедуры (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок);
  • закупка у единственного поставщика.*

Выбор способа закупки, в первую очередь, зависит от объекта аренды.

По общему правилу выбирать арендодателя заказчик должен путем проведения конкурентной закупки – открытого конкурса, электронного аукциона или запроса котировок. Но при этом есть возможность заключить договор с единственным поставщиком. Остановимся на этом моменте поподробнее.

Если заказчик планирует арендовать недвижимое имущество – нежилое здание или сооружение, и объект заранее известен, можно заключить контракт с единственным поставщиком по пункту 32 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Но в этом случае нужно будет обосновать выбор способа, цену и другие существенные условия. То есть выбор этого способа будет оправдан, если расходы на оплату контракта с выбранным единственным поставщиком будут ниже, чем при заключении договора аренды по итогам конкурентной закупки.*

Например, заказчик в течение последних 10 лет арендует помещение под служебный офис, в котором размещается администрация и все структурные подразделения. В этом случае при выборе арендодателя на очередной год конкурентным способом существует вероятность того, что победит не тот участник, с которым был заключен контракт на протяжении последних лет. Что повлечет за собой дополнительные расходы заказчика на переезд, на обустройство в новом офисе и на какое-то время приостановит работу всего учреждения. Поэтому в данном случае после расчета дополнительных затрат заказчик совершенно обоснованно может заключить контракт с единственным поставщиком.

Внимание: если учреждение неубедительно обоснует заключение контракта с единственным поставщиком, контрольный орган может привлечь его к административной ответственности.

Если же заказчик не несет дополнительных затрат, не привязан к месту и хочет выбрать одно из лучших предложений на рынке, то он проводит закупку в общем порядке одним из конкурентных способов. При этом в извещении и документации о закупке (например, в техническом задании) он должен точно и подробно описать свои потребности. Это все, что касается недвижимости в виде нежилых зданий и сооружений.

Для заключения договоров аренды жилых помещений и движимого имущества (например, автомобилей, оборудования) никаких исключений Законом о контрактной системе не предусмотрено. Такую закупку проводите в общем порядке конкурентным способом. Для того чтобы впоследствии объект аренды удовлетворял потребности заказчика, нужно подробно и четко описать его в техническом задании.

Если же начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 000 или 400 000 руб., то заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком в рамках малых закупок. В этом случае при заключении контракта обосновывать выбор способа и цену не нужно. Вместе с тем, такое обоснование должно быть выполнено при формировании плана-графика закупок. Это следует из части 3 статьи 18 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Далее рассмотрим основные моменты, на которые нужно обратить внимание при заключении договора аренды.

Форма договора

Договор аренды заключайте в письменной форме (п. 1 ст. 609 ГК РФ). Кроме того, к договорам, заключенных в рамках Закона о контрактной системе, применяются повышенные требования. Например, условия договора можно изменить только в строго установленных законом случаях. Порядок изменения условий приведен в таблице.

Регистрация договора

Если по договору аренды учреждению передано недвижимое имущество, то такой договор, заключенный на срок от одного года и выше, подлежит обязательной госрегистрации (п. 2 ст. 609 и п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66). Причем договор считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Главбух советует: Для того чтобы избежать регистрации договора аренды, заключите соглашение на срок менее года (п. 2 ст. 609, п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Если договор аренды все-таки заключен на год и больше, то зарегистрируйте его в территориальном отделении Росреестра. Для этого подайте соответствующее заявление. Причем сделать это может как арендодатель, так и арендатор, то есть вы. Форма заявления законодательством не установлена, поэтому каждый орган регистрации разрабатывает ее самостоятельно (например, в г. Москве действует следующая форма). Обратите внимание: если в аренду получен земельный участок, то к заявлению надо приложить кадастровый план участка. Если предметом договорааренды являются здания, сооружения (их части), представьте дополнительно поэтажный план здания. На нем выделите те помещения, которые получены в аренду, и укажите их площадь.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 9, статьи 26 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ и пункта 5.1.1положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457.

В то же время, если право на недвижимое имущество ранее было зарегистрировано за арендодателем, представление кадастрового паспорта на объект аренды не обязательно. Можно представить другой документ, содержащий графическое и (или) словесное описание полученного в аренду объекта недвижимости (например, удостоверенный сторонами графический план объекта аренды). В таких случаях отказ в регистрации договора аренды не допускается (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73).

За госрегистрацию договора аренды необходимо заплатить госпошлину. Ее размер составляет для граждан 2000 руб., для учреждений – 22 000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Срок договора

Срок аренды имущества указывается в договоре (п. 1 ст. 610 ГК РФ). Если такого срока в договоре нет, то он считается неопределенным.* В этом случае и арендатор, и арендодатель вправе в любое время отказаться от договора аренды. Об этом говорится в пункте 2 статьи 610 Гражданского кодекса РФ.

Для отдельных видов имущества (видов аренды) законодательством введены ограничения по сроку аренды. Например, земельные участки, относящиеся к государственной собственности, могут быть арендованы под недвижимость на срок не более 49 лет (абз. 3 п. 3 ст. 28 Закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ). Поэтому, если в договоре аренды такого имущества не указан срок аренды и стороны не отказались от его исполнения, договор прекращается по истечении предельного срока. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 610 Гражданского кодекса РФ.

Внимание: казенное учреждение может заключить договор аренды на срок не более трех лет.* Так, если учреждению доведены ЛБО на текущий год и плановый период, то есть на три года, то заключить договор аренды сроком на 49 лет нельзя. Максимальный срок – три года.

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

В перечень отношений, на которые не распространяется действие Закона N 44-ФЗ, не входит заключение контракта на аренду земельного участка. Данный вывод содержится в письме Минэкономразвития России от 17.05.2016 № Д28и-1375

Необходимо отметить, что контракт на аренду нежилого здания, строения, сооружения или нежилого помещения заказчик вправе заключить с единственным поставщиком. Заказчики, которые находятся в иностранном государстве, могут также арендовать у единственного поставщика жилое помещение в здании, расположенном на территории этого государства.

Наверх

У нас много планов и проектов для Вас, но ограниченное количество ресурсов. Если Вы хотите поддержать ресурс, Вы можете перечислить любую сумму одним из указанных ниже способов:
Перечислением с банковской карты
Перечислением с Яндекс.Деньги
Перечислением на WebMoney R290425940010

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: