1. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
2. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
3. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
4. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
5. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
6. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.
7. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок.
8. В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
9. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
10. Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с использованием иных технологических и программных средств.
11. Орган регистрации прав обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» любым заинтересованным лицом за плату. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа органами государственной власти или органами местного самоуправления с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.
12. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
13. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
14. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
15. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
16. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
17. В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
18. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
19. Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
20. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
21. Подготовка единым институтом развития в жилищной сфере схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.
В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ следующим этапом процедуры является проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований для отказа в утверждении схемы, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Кодекса и подпунктами 5 — 9, 13 — 19 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Очевидно, что данный этап касается случаев, когда схема расположения была представлена самим заявителем. В том случае если заявление подано относительно земельного участка, который необходимо образовать на территории населенного пункта, то орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица самостоятельно осуществляет подготовку Схемы и проекта решения об ее утверждении, который направляется на согласование должен быть утвержден в 2-месячный срок со дня поступления заявления в уполномоченный орган.
Между тем, ЗК РФ не устанавливает перечень оснований для отказа в разработке и утверждении Схемы в том случае, если инициатива предоставления земельного участка исходит от заинтересованного лица, однако схема расположения земельного участка должна разрабатываться органом местного самоуправления.
В зависимости от различных вариантов ответа на данный вопрос может работать принцип либо «целесообразности» предоставления, либо «обязательности» предоставления. Представляется, что целью запрета на самостоятельную разработку схемы могло быть желание законодателя вывести образование участков в населенных пунктах из-под общего режима рассмотрения заявлений, который предусматривает строго ограниченный круг оснований для отказа в утверждении Схемы. Идея о том, что предоставление земельных участков на территории населенных пунктов должно подчиняться принципу целесообразности, в то время как на территории сельской местности предоставление участков должно стимулироваться обязательностью такого предоставления, соответствует также политико-правовым мотивам.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, представленной заявителем, является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи[1];
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Данные требования установлены ст. 11.9. ЗК РФ, в соответствии с которой образуемые земельные участки не должны:
— отклоняться от предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, установленных градостроительными регламентами;
— пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
— приводить к невозможности разрешенного использования расположенных на образуемых земельных участках объектов недвижимости;
— приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории[2];
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Кроме того, подпунктами 5 — 9, 13 — 19 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ установлены следующие основания для отказа:
6) в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона;
7) земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
9) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
10) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком;
11) земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении;
12) земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;
13) земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой;
14) в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
15) в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении;
16) земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования;
17) земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, законом предусмотрено 17 оснований для отказа в утверждении схемы расположения участка. Данный перечень также может быть дополнен законом соответствующего субъекта РФ, принятым не позднее 01.01.2016 г. (п. 29, 32 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ).
Кроме того, рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается в случае, если на момент поступления в уполномоченный орган такого заявления на его рассмотрении находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает. Приостановление действует до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка.
В случае отсутствия оснований для отказа в утверждении Схемы или приостановления рассмотрения заявления уполномоченный орган готовит проект решения об утверждении Схемы.
Владимир
Форум
27 апреля 2018, 12:56
Администрация отказывает в предварительном согласовании схемы земельного участка для аренды без проведения торгов. Ссылаются при этом на нарушение 762 приказа Минэкономики, общими фразами без указания, что конкретно не так. Схему делаю самостоятельно в АГРО 7, то что должно быть отражено на схеме по 762 приказу (координаты, границы и т.п.) на схеме есть, сама схема и текст отказа во вложении.
-
Загруженные файлы:
- Отказ 1222.jpg 110.2 kb
- Схема 1222.jpg 112.67 kb
Чтобы оставлять комментарии и получать уведомления об ответах –
войдите на сайт
СТ 11.10 ЗК РФ
1. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
2. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
3. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
4. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
5. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
6. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.
7. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок.
8. В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
9. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
10. Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с использованием иных технологических и программных средств.
11. Орган регистрации прав обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» любым заинтересованным лицом за плату. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа органами государственной власти или органами местного самоуправления с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.
12. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
13. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
14. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
15. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
16. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
17. В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
18. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
19. Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
20. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
21. Подготовка единым институтом развития в жилищной сфере схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.
Комментарий к Статье 11.10 Земельного кодекса РФ
В комментируемой статье законодатель посчитал необходимым отдельно урегулировать вопросы, связанные с содержанием и подготовкой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Представляется, что именно этот документ в условиях отсутствия в большинстве случаев утвержденных проектов межевания территории должен стать наиболее распространенным среди документов, используемых для образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из п. 1 комментируемой статьи, подготовка схемы должна осуществляться путем изображения границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории, форма которого утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 28 декабря 2022 г. N 831 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, об объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории» <1>. Таким образом, такая схема представляет собой графический образ земельного участка, который предстоит образовать.
———————————
<1> РГ. 2013. 28 мая. N 112.
Лица, осуществляющие подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ограничены объективными обстоятельствами, указывающими на необходимость учета документов, устанавливающих различные ограничения использования соответствующей территории, а также прочих фактов и особенностей, установленных применительно к землям или земельному участку, из которых предполагается осуществить образование нового земельного участка. Данные ограничения необходимы с учетом того, что в случаях, предусмотренных п. п. 4 и 5 комментируемой статьи, подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории может осуществляться лицом, заинтересованным в предоставлении земельного участка.
В п. 16 комментируемой статьи приведен закрытый перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако субъекты РФ до 1 января 2022 г. наделяются правом принимать решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законами данных субъектов РФ, которые должны быть приняты не позднее 1 января 2022 г. (п. п. 29 и 32 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2022 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1>).
———————————
<1> СЗ РФ. 2014. N 26. Ст. 3377.
Существенным отличием нового порядка подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ранее действовавшего является единая форма этого документа, которая устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти <1>. При этом для удобства участников земельных отношений предусматривается возможность подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории как в бумажной форме, так и в форме электронного документа.
———————————
<1> Ранее ст. ст. 31, 34, 36 ЗК РФ (признаны утратившими силу в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2022 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») хотя и предусматривалась необходимость подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, но форма такой схемы не устанавливалась. В связи с этим органами государственной власти и органами местного самоуправления при отсутствии соответствующих полномочий утверждались различные формы схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории и устанавливались требования к подготовке таких схем (см., например, Закон Самарской области от 4 марта 2022 г. N 16-ГД «О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории»; Постановление главы Можайского муниципального района Московской области от 1 июля 2022 г. N 609-П «Об утверждении порядка подготовки и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в Можайском муниципальном районе»; Постановление администрации г. Курска от 15 мая 2022 г. N 473 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте»; Постановление администрации г. Барнаула от 9 сентября 2022 г. N 2022 «Об утверждении Порядка подготовки и утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в границах городского округа — города Барнаула Алтайского края»).
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ее форма при подготовке на бумажном носителе, а также ее форма при подготовке в виде электронного документа установлены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2022 г. N 762.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории указываются сведения, необходимые для внесения соответствующих записей в Реестр объектов недвижимости, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2022 г. N 42 <1>, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. Так, в частности, решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об адресе земельного участка, виде его разрешенного использования и категории земель, к которой относится данный земельный участок. При этом принятие решений об установлении вида разрешенного использования земельного участка и (или) об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется (ч. 21 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2022 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
———————————
<1> РГ. 2010. 9 апр. N 75.
Следует отметить, что в настоящее время на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <1> доступна услуга по подготовке схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Такая услуга предоставляется за плату, размер которой установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 января 2022 г. N 6.
———————————
<1> rosreestr.ru
Разработка схемы расположения территориального надела в подавляющем большинстве случаев проводится в электронном формате. Однако, если данной операцией занимаются физические лица с целью образования земельного участка для публичных торгов, то в этом случае возможен выбор носителя.
Для оформления используется информация, представленная на официальном сайте территориального органа исполнительной власти, который имеет полномочия в сфере кадастрового учета объектов недвижимого имущества. Нередко по отношению к рассматриваемым схемам компетентные инстанции принимают решение об отказе в утверждении.
Для понимания особенностей того, на каких основаниях происходит отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, необходимо ознакомиться с актуальным понятийным аппаратом, с нюансами нормативного регулирования, с ключевыми основаниями, с возможностью обжалования, а также с судебной практикой.
Что нужно знать
Схема фактического расположения территориального надела в рамках кадастрового плана представляет собой графическое отображение пределов используемой гражданином или организацией земли. В данном документе в каждом конкретном случае происходит указание площади участка и его условного номера.
Скачать образец технического плана
Схема в обязательном порядке должна быть подготовлена в следующих случаях:
- для образования участка земли без проведения публичного аукциона;
- для образования нового территориального надела по результатам разделения земельного участка, который находился в государственной или муниципальной собственности;
- для образования участка с целью его последующего изъятия для реализации федеральных или муниципальных целей;
- для организации распределения земель между гражданами с целью ведения подсобного хозяйства или для начала мероприятий в сфере жилищного строительства индивидуального формата.
Нормативное регулирование
В 2022 году составление схемы расположения земли в полной мере регламентируется Федеральными Законами № 137 и №171. Данные нормативные акты указывают на факт того, что схема расположения территориальных наделов на кадастровом плане представляет собой специализированное графическое изображение границ конкретного участка.
Подготовка рассматриваемого документа проводится с учетом утвержденной документации в рамках планирования конкретного населенного пункта, плавил использования земли и совершения строительных мероприятий, землеустроительной документации, расположения объектов строительства и так далее.
Разработка схемы полностью регулируется представителями органами территориальной исполнительной власти. Этот норматив предусматривается статьей 39 Земельного Кодекса РФ, если прочие параметры не устанавливаются федеральным законодательством.
Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка
Что касается подготовки схемы размещения участка земли для его образования с целью предоставления без проведения аукциона, то эта операция может быть проведена как физическими, так и юридическими лицами. Согласование проводится с компетентными органами исполнительной власти.
Территориальные регистрационные органы допускают возможность подготовки рассматриваемого документа в электронном формате с учетом использования сведений, указанных на официальном сайте местного органа исполнительной власти, в сферу действия которого входит кадастровое обеспечение.
Предусматривается внесение заинтересованным лицом определенной платы за оказание услуги. Актуальный размер выплат и их порядок регламентируются уполномоченным территориальным органом власти. Срок действия официального решения об утверждении данной схемы составляет 2 года с момента выдачи письменного решения на руки заявителя.
Не при каких обстоятельствах компетентные органы не могут потребовать от заявителя дополнительные сопровождающие документы, перечень которых не был ранее закреплен в действующем Земельном Кодексе РФ.
Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка
Уполномоченные местные исполнительные органы, которые приняли решение об утверждении схемы, должны в обязательном порядке в течение 5 рабочих дней с момента принятия соответствующего постановления направить в территориальный регистрационный орган данное решение с приложением рассматриваемой схемы. Для реализации такой цели обычно используется межведомственная система электронной передачи.
Вся информация, прописанная в сформированном решении, подлежит отражению в рамках актуальной кадастровой документации, предназначенной для беспрепятственного использования неограниченным числом граждан РФ. Стоит отметить, что в некоторых случаях может последовать отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, но только на тех основаниях, которые четко прописываются в Земельном Кодекса РФ.
Важно помнить о том, что в 2022 году в федеральное законодательство были внесены некоторые изменения, касающиеся рассматриваемой проблематики. Таким образом, в случае образования новых территориальных наделов по результатам перераспределения земель, находящихся в частной, государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения проводится самими гражданами, выступающими в качестве непосредственных собственников.
Обзорная схема расположения земельных участков
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка
Существуют следующие основания для предъявления отказа в утверждении схемы размещения конкретного территориального надела:
- несоответствие схемы размещения участка земли его конкретному формату, а также требованиям, которые предъявляются к подготовке наделов;
- частичное или полное совпадение места размещения земли, образование которой предусматривается соответствующей схемой, с участками, которые формируются на основаниях предыдущего постановления, срок действия которого еще не был завершен;
- разработка схемы была проведена с вопиющими нарушениями нормативов, указанных в статье 11.9 Земельного Кодекса РФ;
- несоответствие документа установленной проектной документации, связанной с планированием территорий, а также со строительными свидетельствами и положениями об охраняемых природных объектах со стороны государства;
- расположение земли, образование которой предусматривалось ранее рассматриваемой схемой, в пределах территории в рамках которых уже было проведено межевание.
Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
Как обжаловать
Отказ в утверждении схемы может быть обжалован в компетентных судебных инстанциях с использованием общего порядка, предусмотренного для аналогичных разбирательств.
В качестве ответчиков по делу будут выступать уполномоченные представители местной администрации, которые будут обосновывать принятую позицию со ссылкой на установленные территориальные границы. Другими словами, нужно будет доказать, что они не накладываются на землю.
Скачать исковое заявление на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка
В исковом заявлении рекомендуется указать все нормативные акты, которые противоречат принятому решению, а также подтвердить сведения о том, что принятое постановление нарушает законные права и свободы конкретного гражданина или определенного круга лиц. Документ должен быть обязательно составлен в трех экземплярах для передачи каждой из сторон, участвующей в процедуре.
Судебная практика
Существующая судебная практика в рамках решения рассматриваемой проблемы зачастую опирается на статью 39.18 Земельного Кодекса РФ. Данный норматив в полной мере регулирует порядок предоставления государственного или муниципального имущества в пользу граждан для реализации целей индивидуального строительства или для ведения сельскохозяйственной деятельности в пределах одного города, села или деревни.
Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков гражданам для ИЖС
Существующие нормы указывают на определяющий факт того, что при поступлении заявительной документации от гражданина о предоставлении участка земли с целью реализации потребностей в индивидуальном строительстве жилья, представители уполномоченной инстанции обязуются в течение месяца со дня получения заявления совершить одну из нижеперечисленных операций:
- опубликовать извещение о предоставлении участка земли для установленных целей по месту фактического размещения конкретного территориального надела на официальном сайте компетентной службы, в качестве которой может выступать земельный департамент местной администрации;
- опубликовать решение на официальных ресурсах всех без исключения территориальных кадастровых органов;
- принять компетентное решение об отказе в согласовании предоставленной заявительной документации или об отмене прошения по факту предоставления участка земли – для этого используется перечень оснований, указанный в статьях 39.15-16 Земельного Кодекса РФ.
Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка
Нужно помнить о том, что статья 39.20 Земельного Кодекса гласит, что первоочередной право на покупку участков земли или на их аренду имеют те физические и юридические лица, которые выступают в качестве непосредственных собственников строений, размещенных на этой земле. Им не может быть отказано в преобразовании территорий, а также в принятии схемы расположения участков.
Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, на котором расположены здание, сооружение
Стоит отметить, что претензия по поводу превышения размеров присоединяемых участков земли могут быть не обоснованы. Особенно это актуально в тех случаях, когда гражданин является владельцем надела и территорий, отведенных под сельскохозяйственные нужды. Оспаривание таких проблем проводится в подавляющем большинстве случаев в районных судах. В качестве ответчиков выступают органы, отвечающие за местное самоуправление.
Отказ в утверждении схемы можно обжаловать.
Перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка носит закрытый характер и установлен в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Оснований для отказа в утверждении схемы на том основании, что объект недвижимости претерпел изменения в контуре, данной нормой не установлено. Но если на участке находится здание, принадлежащее другому лицу, это влечет ряд ограничений. Например, такой участок нельзя приобрести в аренду с торгов (п. 8 ст.39.11 ЗК РФ).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»
Как получить в аренду землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности, путем проведения торгов
<…>
«Этап 1 (факультативный). Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории необходима, если участок еще только предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено его образование (подп. 1 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
Такая схема должна быть подготовлена и утверждена до организации и проведения торгов.
От того, кто является инициатором их проведения, зависит то, кто будет осуществлять действия по образованию земельного участка и нести соответствующие расходы:
- если инициатор – орган власти, он сам осуществляет действия по образованию участка, его постановке на кадастровый учет (п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ);
- если инициатор – гражданин или юридическое лицо, то уже это лицо осуществляет указанные действия за свой счет (п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
В зависимости от этого различается и последовательность действий, необходимых для того, чтобы приобрести участок в аренду. Остановимся на случае, когда инициатором аренды участка и проведения торгов выступает гражданин или организация. Указанные лица сами готовят схему расположения земельного участка, за исключением случаев образования участка из земель городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (подп. 1 п. 4 ст. 39.11 и п. 5 ст. 11.10 ЗК РФ). При этом начиная с 1 марта 2022 года необходимо руководствоваться приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2022 г. № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе». Для утверждения готовой схемы нужно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган – администрацию муниципального образования, на территории которого находится участок, или в территориальное управление Росимущества.
В заявлении необходимо указать:
- цель использования земельного участка;
- площадь, адрес, кадастровый номер участка;
- вид разрешенного использования.
Порядок и способы подачи заявления определяет приказ Минэкономразвития России от 14 января 2022 г. № 7. Уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление и принять решение в течение двух месяцев. По результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган:
- либо утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- либо отказывает в утверждении.
Перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка носит закрытый характер. К ним относятся следующие (п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ):
- схема не соответствует установленным требованиям к ее форме, формату или подготовке;
- местоположение земельного участка совпадает с местоположением иного участка, образуемого согласно ранее принятому решению;
- схема не соответствует проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- схема разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам;
- участок, образование которого предусмотрено схемой, размещен в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Если заявитель получает решение об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории, то ему нужно (подп. 4 и 5 п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ):
- организовать кадастровые работы по образованию участка;
- подать заявление о постановке земельного участка на кадастровый учет;
- обеспечить регистрацию прав государственной или муниципальной собственности на участок».
15.08.2017