Особенности образования земельного участка путем перераспределения

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ЧАСТНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

№11, 12.02.2018

Науки о Земле

Русакова Мария Юрьевна

Ключевые слова: КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ; ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ; ГРАНИЦЫ; CADASTRAL WORKS; LAND TENURE; STATE OWNERSHIP; BOUNDARIES.

Аннотация: В статье рассматриваются сходства и различия перераспределения земель в частной с государственной собственностью, частной с частной собственностью. Приведены положительные последствия от перераспределения на примере земельного участка в Кадуйском районе Вологодской области.

Под перераспределением земельных участков в соответствии с ЗК РФ понимается образование из первоначальных смежных участков нескольких других смежных земельных участков. При этом существование первоначальных участков прекращается [2]. Право собственности на вновь образованные в результате перераспределения земельные участки возникает в соответствии с соглашениями между правообладателями об образовании земельных участков [4]. Перераспределение границ можно применять по отношению к участкам, которые удовлетворяют следующим требованиям: не находятся под судебным арестом; прошли кадастровый учёт; смежные; относятся к одной категории земель. Для всех участков должен быть установлен единый вид разрешённого землепользования.

В основном перераспределение земель и земельных участков применяется в случае присоединения к участку земли (прирезок) принадлежащей государственным или муниципальным органам власти. Так же прирезки могут помочь устранить недостатки землевладения: вытянутость границ, вкрапливание и другие [3]. Для юридического оформления увеличения земельного участка за счёт прирезки, принадлежащей муниципальным или государственным землям, существует следующий порядок действий. Оформление начинается с подачи заявления об увеличении площади участка путём перераспределения в орган исполнительной власти и его рассмотрения, далее при положительном решении проводятся кадастровые работы и постановка на учёт с заключением договора, оплатой и регистрацией прав.

Также часто перераспределение осуществляется в случае, когда оба земельных участка находятся в частной собственности. Порядок оформления перераспределения в таком случае представлен на схеме (рисунок 1).


Рисунок 1 – Порядок оформления перераспределения земельных участков в частной собственности

При анализе порядка перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, и перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности с землями или земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, были выявлены основные их сходства и различия. К основным сходствам можно отнести то, что обоих случаях по результатам кадастровых работ составляется межевой план, который предоставляется в орган кадастрового учета. К различиям:

— при перераспределении земель в частной собственности с муниципальной или государственной к основному пакету документов прилагается еще схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
— различны сроки проведения процедуры и ее оплаты, для частной собственности цена устанавливается на договорной основе, в другом случае — назначается уполномоченным органом;
— очередность подачи заявления о перераспределении: в первом случае после кадастровых работ, а во втором до них.

Любое перераспределение земельных участков включает в себя комплекс подготовительных, кадастровых и полевых процедур, сопровождающихся в дальнейшем кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на земельные участки. На этапе подготовительных работ проводится изучение документов на участок и получение данных из ЕГРН. На этапе полевых работ геодезисты проводят измерения фактических границ земельных участков, а также границ, образуемых в результате перераспределения. [1]

Перераспределение, как способ устранения недостатков землепользования, рассмотрен на примере участка, находящегося в частной собственности, и землями в государственной собственности, находящимися в Кадуйском районе Вологодской области (рисунок 2).


Рисунок 2 – Чертеж земельного участка

В результате проведенных работ была осуществлена прирезка трех частей из государственной собственности общей площадью 211 квадратных метров. Таким образом площадь вновь образованного участка составила 2020 кв.м., так же:

— вид разрешенного использования остался прежним;
— устранены вкрапливание и изломанность границ, улучшилась конфигурация участка: коэффициент компактности вместо 1,1 стал равен 1,0;
— разовое пополнение муниципального бюджета за счёт продажи 211 кв.м. земель из государственной собственности на 12 497, 53 руб., ежегодно будет взыматься дополнительный земельный налог;
— по отдельности в виде трёх отдельных земельных участков земли площадью 211 кв.м для садоводства быть предоставлены не могли в соответствии с действующими градостроительными регламентами.

Таким образом, перераспределением земельных участков является одним из способов образования земельного участка, а также эффективным механизмом устранения недостатков землепользования. Благодаря этой процедуре, земельный участок принимает правильную форму (форму прямоугольника), обеспечивающую компактное расположение участков относительно друг друга, что позволяет использовать земельные ресурсы в полном объеме.

Список литературы

  1. Гряда, Э.А. Перераспределение как способ образования земельных участков / Э.А. Гряда // Юрист. – 2013. – № 18. – С. 19-23.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс]: офиц. Сайт. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/
  3. Тесаловский, А. А. Учёт коэффициента вытянутости при расчёте точности определения площадей объектов землеустройства и кадастрового учёта / А. А. Тесаловский, К. А. Ситник, Ю. С. Головина //Вузовская наука – региону Материалы XV Всероссийской научной конференции с международным участием. – 2017. – С. 325-327.
  4. Ципинова, Б.С., Синельникова И. Е., Астахова И. А. Законодательная и нормативно-правовая база образования (перераспределения) земельных участков / Б.С. Ципинова, И. Е. Синельникова, И. А. Астахова // Новые технологии. – 2016.– № 4. –С. 149-154.

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Земельное право » Земельные споры » Перераспределение земельных участков

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ. В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые.

Перераспределение земельных участков: определение, особенности

Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

Особенности перераспределения земельных участков таковы:

  • Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
  • Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
  • Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.

Перераспределение как способ образования земельных участков

Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).

Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.

Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.

Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:

  • инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
  • разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
  • регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.

Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.

Сохранение прав и обременений при перераспределении участков

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 — 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.

Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.

Сервитуты (право беспрепятственного прохода, проезда, прогона скота, доступа к водоемам) и другие обременения переходят с исходных участков на вновь созданные в прежних границах.

Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.

Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.

Цель перераспределения земельного участка

Существует множество разноплановых жизненных ситуаций, в которых необходимо перераспределение земельных участков. Первый вариант: конфигурация и расположение участка усложняют его использование по целевому назначению.

Возможные причины:

  • неудачная форма, изломанная линия границы;
  • вкрапления/вклинивания смежных участков;
  • логистические сложности;
  • необходимость использования чужого участка для подвода и обслуживания коммуникаций;
  • отсутствие выхода к дорогам общего пользования;
  • неудобный подход/подъезд.

Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.

Чтобы сделать собственника смежного участка более уступчивым, необходимо предложить ему денежную или иную компенсацию. Договоренность о новом разделе земель и размере доплаты оформляется соглашением.

До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2014 г., частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.

В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

  • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
  • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
  • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
  • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.

Распределение земельных участков, находящихся в частной собственности на основании соглашения

На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.

Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:

  • отдельный самостоятельный договор;
  • часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).

На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).

Перераспределение земельных участков муниципальной и частной собственности

Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст. 39.27 ЗК РФ. Допускается перераспределение муниципальных земель и участков:

  • не предоставленных в пользование частным лицам и при этом не обремененных правами сторонних лиц (сервитут не учитывается);
  • предоставленных на одном виде права одному лицу (с его согласия).

Если перераспределение производится на основании проекта межевания, соответствующее соглашение или решение об образовании новых участков должно содержать ссылку на административный акт, которым этот проект утвержден. Если передел проводится согласно схеме расположения участка на кадастровом плане, такая схема прилагается к соглашению либо решению муниципалитета и утверждается им же.

Правовое регулирование передела земель муниципальной и частной собственности между собой претерпело значимые изменения в связи с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.14 г. Согласно ст. 39.28 ЗК РФ в действующей редакции, процедура возможна, когда:

  • исходные участки расположены в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, при условии, что цель передела – приведение границ существующих участков в соответствие с проектом межевания территории;
  • осуществляется приведение границ частных участков в соответствие с ранее утвержденным проектом межевания с целью исправления таких недостатков как чересполосица, изломанность границ, вклинивание, вкрапливание при условии, что после передела площадь частного земельного участка не превысит граничных лимитов;
  • осуществляется перераспределение муниципальных земель и участков, предназначенных для ведения огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства;
  • преобразование связано с изъятием участков для муниципальных нужд для строительства линейных и других капитальных объектов недвижимости.

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности, подразумевает подписание соглашения. Перераспределение может осуществляться на основании (одно из двух):

  • проекта межевания территории;
  • схемы расположения участка на кадастровом плане.

К соглашению в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт участка. Если передел предполагает увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, заинтересованное лицо вносит плату, порядок расчета которой устанавливается муниципалитетом.

Порядок перераспределения земельных участков разных форм собственности: общие положения

Правила и процедура передела земель напрямую зависят от формы собственности. Если исходные участки находятся в частных руках, инициатива может исходить от владельца любого из них. Остальные правообладатели вправе, но не обязаны соглашаться. Споры разрешаются в суде. Процедура переговоров не подвержена бюрократическим формальностям: допустимы официальные письма, устные предложения.

Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.

Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.

Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:

  • взаимные обязательства по организационному и финансовому обеспечению образования участков;
  • распределение издержек на выполнение кадастровых работ;
  • сведения о правах, возникающих на вновь образуемые участки.

Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:

  • утверждение схемы расположения участка;
  • согласие на заключение соглашения о перераспределении участков согласно проекту межевания территории;
  • мотивированный отказ.

Регистрация перераспределения земельных участков

Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.

Они обретают постоянство с момента госрегистрации прав в ЕГРП. Временные данные аннулируются и исключаются из госкадастра в случае, если преобразуемые участки не были поставлены на учет в ЕГРП на протяжении 2-х лет.

Процедура госрегистрации прав на участки, образуемые при перераспределении, оговорены 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.

Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.

Отказ в перераспределении земельного участка

Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ. Это:

  • отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
  • предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
  • в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
  • границы исходного участка подлежат уточнению;
  • имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
  • в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.

Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:

  • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст. 39.28 ЗК РФ;
  • нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.

Отказ ждет частное лицо, обратившееся в муниципалитет за переделом участков в случае, если по его окончании в частных руках окажутся земли и участки:

  • превышающие гранично допустимые размеры;
  • ограниченные в обороте;
  • зарезервированные для публичных нужд;
  • в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
  • касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.

Отказ в перераспределении может быть дан:

  • если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
  • границы исходного объекта, находящего в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
  • есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
  • хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.

Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.

Выполнение кадастровых работ в этом случае обеспечивает заявитель. По решению органа власти он же обращается с заявлением о кадастровом учете.

Содержание раздела

  • Процедуры перераспределение земли и земельных участков, находящихся в частной собственности, с землёй муниципалитета и государства
  • Заявление о перераспределении земельного участка
  • Плата за добавление земли
  • Основные показатели в расчёте платы за прирезку
  • Когда и куда вносится плата за прирезаемый участок?
  • Когда делается межевание участка?

Процедура перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, с землёй муниципалитета и государства

Схема перераспределения кратко описывается так:

  • к земельному участку гражданина добавляется часть граничащей с ним муниципальной или государственной земли
  • перераспределение выполняется соответствии с неким порядком, установленным законом

При распределении участков необходимо:

  • провести межевание
  • у исходных смежных участков перераспределить:
    • границы
    • площади

Изменение границ и площади происходит по причине:

  • увеличения площади надела гражданина
  • уменьшения размеров муниципального или государственного участка:
    • за счёт выделения из него части территории площади, прилегающей к участку гражданина

Когда можно приступить к межеванию? На сколько можно увеличить площадь своего участка? Нужно ли платить за это деньги и сколько? Получить ответы на все вопросы поможет закон.

Порядок перераспределения ЗУ описан в Земельном кодексае РФ (статья 39.29)

Стартом процедуры является подготовка к подаче заявления о перераспределении частного надела. «Финишная ленточка» будет считаться пересечённой, когда претендент на добавление земли (заявитель) заключит Соглашение о перераспределении земельных участков с собственником прирезаемой земли, то есть с конкретным органом власти.

С подробностями о работе над самим Соглашением будет рассказано в следующей статье, а пока нужно зафиксировать очерёдность выполнения работ до заключения этого Соглашения:

  • выявить собственника смежного участка, из которого планируется выделение части площади
  • убедиться в том, что смежный участок относится к муниципальной или государственной собственности
  • установить совпадение правовых характеристик смежного и собственного участка:
    • ВРИ
    • категория земель
    • территориальная зона

Несоответствие друг другу правовых характеристик участков может стать причиной отказа администрации в заключении Соглашения об их перераспределении.

Расположение добавляемого куска земли в том же кадастровом квартале, что и собственный исходный участок, — одно из главных условий для проведения перераспределения. Не допустима для перераспределения ситуация, когда вид использования участков один и тот же, но расположены они в разных территориальных зонах..

Далее нужно убедиться в том, что при планируемом увеличении площади надела не нарушатся требования:

  • градостроительных регламентов в части предельных размеров для увеличенного участка
  • по расположению образованного участка
  • по доступу к смежной территории

Потребуется также выяснить, разработан или нет проект межевания территории (ПМТ).

При отсутствии ПМТ придётся подготовить схему расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ). Она показывает присоединение к существующим границам исходного надела добавляемого куска муниципальной или государственной земли земли.

Для подготовки схемы нужно обратиться к кадастровому инженеру землеустроительной организации

Заявление о перераспределении земельного участка

Обратиться в орган власти с заявлением о прераспрелении участка может только собственник земли, предназначенной для ИЖС, ведения ЛПХ, огородничества, садоводства. К заявлению необходимо приложить ряд правоустанавливающие документы и карту расположения образуемого участка на КПТ.

Заявление подаётся в орган власти, но в какой конкретно? О способе выявления собственника земли уже было рассказано в разделе 1 настоявшей статьи, но, как гласит народная мудрость, «повторение — мать учения», а потому имеет смысл остановиться на главных моментах.

Как установить, кто является собственником земли, из которой планируется прирезка?

Собственниками земли, из состава которой планируется сделать выделение земли, могут выступать:

  • муниципальная администрация — в случае расположения участка и дополнительно надела на землях муниципалитета
  • областные и региональные власти — когда они является владельцами земли
  • Правительство РФ — если земля относится к государственной (федеральной) собственности

Чтобы самостоятельно узнать конкретного правообладателя смежного участка, из которого предполагается провести добавку к своему наделу, можно воспользоваться такими вариантами:

  1. обратиться к такому бесплатному источнику сведений, как Публичная кадастровая карта Росреестра, предоставляющей общедоступные сведения по размещённым на карте земельным участкам и объектам недвижимости (о том как работать с картой, можно почитать в другом разделе карты здесь)
  2. обратиться непосредственно на официальный портал Росреестра и, используя на нём вкладки:
    • Получение сведений из ЕГРН
    • Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online,

выполнить заказ необходимых сведений.

Должно быть понятным, что обращение к официальному порталу Росреестра, позволяет уточнить любого собственника земельного участка, а не только тех, кто представляет публичные правовые образования.

Заказ платной услуги по получению сведений о правообладателе земли (выписки из ЕГРН) является правом любого гражданина, подавшего заявление на получение сведений и оплатившего государственную пошлину.

Плата за добавленную землю

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, происходит:

  1. на возмездной основе (пункт 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ)
  2. в соответствии с порядком и правилами, установленными:
    • Правительством РФ — в случае принадлежности земли государству
    • субъектом РФ — когда прирезаемый земельный участок является собственностью субъекта
    • органом местного самоуправления, когда «добавка» находится в муниципальной собственности

Расчёт платы выполняет орган власти. Произвести оплату за добавленную муниципальную или государственную землю обязан главный интересант (заявитель).

Возможность регулирования муниципальными и региональными властями размера платы за прирезки к частным участкам установлена:

  • ФЗ «О местном самоуправлении»
  • Земельным кодексом РФ

Во всех субъектах РФ и муниципалитетах действуют порядок и правила расчёта платы.

Несколько примеров:

  1. в Ленинградской области — смотреть здесь
  2. в Московской области — смотреть здесь
  3. в Псковской области — смотреть здесь
  4. в Иркутской области — смотреть здесь
  5. в сельском поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района Московской области — смотреть здесь
  6. в Каладжинском сельском поселении Лабинского района Краснодарского края — смотреть здесь
  7. в сельском поселении Ищеинский сельсовет Краснинского муниципального района Липецкой области — смотреть здесь

Основные показатели в расчёте платы за прирезку

В расчёте размера платы (P) за добавленный муниципальную или государственный участок фигурируют следующие показатели:

  1. КСИСХ.УЧ. — кадастровая стоимость исходного участка
  2. КСобр.уч. — кадастровая стоимость образуемого при распределении участка гражданина
  3. Sдоб.уч.— площадь добавленной муниципальной или государственной земли
  4. Sисх.уч.- площадь исходного участка, к которому производится добавка из состава муниципальных и государственных земель
  5. Sобр..уч. — площадь участка, образуемого в результате перераспределения

Вопрос определения кадастровой стоимости участка образуемого в результате перераспределения земельных участков (КСобр.уч.), законодатель и региональные власти разрешили следующим образом:

  • Плата за «добавку» из федеральной земли

Р = 0.15 х  (КСИСХ. ФЕД.УЧ. / SИСХ. ФЕД.УЧ)  х  SДОБ.УЧ.

то есть размер платы составит 15% от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в федеральной собственности, рассчитанной пропорционально площади части участка, подлежащей передаче в частную собственность путём перераспределения.

Так установлено Правилами (пункт3).

  • Плата за добавку земли субъекта РФ  

Р = (КСИСХ.УЧ. / SИСХ.УЧ) х  SДОБ.УЧ.

то есть размер платы за добавленный участок, находящийся в собствености субъекта РФ, определяется как кадастровая стоимость земельного участка. подлежащего перераспределению, рассчитанная пропорционально площади части участка, подлежащего передаче в частную собственность.

Отдельные примеры

  • в Тюменской области

Постановлением Правительства Тюменской области «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения» (№180-п от 30 апреля 2020 года) утверждён такое правило для расчётов:

P = КСобр.уч. — КСИСХ.УЧ.

  • в Ярославской области

Постановлением Правительства Ярославской области №119-п от 11.02.2015 г. утверждены Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Ярославской области, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена:

P = 0.15 (КСобр.уч. — КСИСХ.УЧ.)

Когда и куда вносится плата за добавленный участок?

Оплата за добавление к исходному участку дополнительной муниципальной или государственной земельной площади должна быть произведена в течение того срока, что указан в соглашении, а отсчитывается он со дня подписания Соглашения о перераспределении земельного участка.

Внесение платы на счёт органа власти, являющегося стороной этого Соглашения, должно быть выполнено в полном объёме.

После проведения оплаты заявителю необходимо предъявить в администрацию копию платёжного поручения с отметкой банка об уплате.

Когда делается межевание участка?

Межеванием нужно заняться после получения от администрации:

  • или решения об утверждении схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ)
  • или согласования расположения участка в соответствии с проектом межевания территории (ПМТ) поселения

Для проведения межевания нужно вновь обратиться к кадастровому инженеру за подготовкой межевого плана на увеличенный участок, образованный в результате перераспределения. По итогу выполнения межевания, кадастровый инженер подготовит межевое дело и проведёт постановку образованного участка на кадастровый учёт, отправив материалы в Кадастровую палату.

После этого заявитель должен предъявить в администрацию кадастровый план увеличенного участка. Это этап завершения процедуры заключения Соглашения.

После заключения Соглашения происходит следующая трансформация:

  • прекращается существование исходного ЗУ заявителя
  • образуется ЗУ с увеличенной площадью
  • появляется право частной собственности заявителя на земельный участок с увеличенной площадью
  • ЗУ, из которого произведена вырезка земли, продолжает существовать в изменённых границах

Внимание

Вы ознакомились с разделом №3 статьи

Начало статьи:

  1. Перераспределение земельных участков — что нужно знать о прирезке к участку по закону в 2020 году
  2. Прирезки к участкам из муниципальных и государственных земель — требования к участкам и размерам прирезок

Продолжение статьи:

  1. Соглашение о перераспределении участков с землями муниципалитета и государства — порядок заключения с 2020 г.

Полезная информация

  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
  • Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать здесь

Основные правила образования земельных участков установлены в ст. 11.2 Кодекса. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельного участка представляет собой создание нового объекта недвижимого имущества в результате: а) преобразования существующих земельных участков путем их раздела, объединения, перераспределения или выдела из них нового земельного участка; б) образования нового земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Специальные правовые нормы, регулирующие образование земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены в ст. 11.3 Кодекса.

Образование земельного участка осуществляется в процессе землеустройства путем определения границ образуемого участка в установленном порядке <1>.

——————————–

<1> Об общих правилах образования земельных участков см. подробнее: Земельные участки: новые правила образования и изменения границ. Второе издание, доп. и перераб. / М.Ю. Тихомиров. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2020 (http://www.urkniga.ru).

Статья 11.3 Кодекса регулирует образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Указанные нормы обладают приоритетом по отношению к общим нормам Кодекса, посвященным образованию земельных участков (см. ст. 11.2 Кодекса).

По общему правилу п. 1 ст. 11.3 Кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих предоставление земельных участков (см. ст. 29 Кодекса). Исключениями из этого общего правила являются случаи:

1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;

2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;

3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с ГрК РФ принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;

4) перераспределения земельных участков в соответствии со ст. 11.7 Кодекса;

5) иные предусмотренные федеральными законами случаи.

Таким образом, по общему правилу п. 1 ст. 11.3 Кодекса юридическим основанием образования земельных участков из государственных или муниципальных земель являются решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Кодекса.

Случаи, когда указанное общее правило не применяется (т.е. образование земельных участков происходит не на основании решений соответствующих государственных или муниципальных органов), предусмотрены в подп. 1 – 5 п. 1 ст. 11.3 Кодекса. Перечень таких случаев не является исчерпывающим, так как федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи.

Раздел земельных участков производится по правилам ст. 11.4 Кодекса.

Образование земельных участков из участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с ГрК РФ принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории (см. ст. 46.2 ГрК РФ), осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (см. п. 7 ст. 11.2 Кодекса).

В соответствии с п. 4 ст. 11.7 Кодекса в случаях, указанных в п. 3 этой же статьи, перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашений между собственниками земельных участков, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 Кодекса.

В письме Министерства экономического развития РФ от 03.04.2009 N Д23-888 “По вопросам согласования местоположения границ земельных участков” указано, что в случаях образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии необходимости уточнения местоположения границ смежных, учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участков, согласование местоположения границ в порядке, установленном ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” <1>, не проводится и акт согласования местоположения границ земельных участков в межевой план не включается.

——————————–

<1> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 2020 (с последующими изменениями и дополнениями).

В данном случае образование земельных участков осуществляется в соответствии с нормами Кодекса, согласно которым до проведения кадастровых работ разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, в указанном случае местоположение границы образуемого земельного участка согласовывается органом местного самоуправления на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 ст. 11.3 Кодекса, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, обозначенных в п. 1 указанной статьи, необходимы следующие документы:

1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.

Иными словами, решения об образовании земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть приняты исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления: а) по собственной инициативе; б) по инициативе субъектов прав на исходные земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, на основании заявлений указанных субъектов. В последнем случае применяются императивные требования п. 2 и 3 ст. 11.3 Кодекса о приложениях к таким заявлениям.

Однако следует учитывать, что землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче указанного выше заявления обязаны прилагать к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки не во всех случаях.

Дело в том, что Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” <1> ст. 11.3 Кодекса дополнена пунктом 2.1, по смыслу которого исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают кадастровые паспорта образуемых земельных участков (кадастровый паспорт образуемого земельного участка) в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).

——————————–

<1> СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 2020 (с последующими изменениями и дополнениями).

Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Пункт 4 ст. 11.3 Кодекса в императивных нормах определяет обязательные требования к содержанию решений исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления об образовании земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В решениях об образовании земельных участков должны быть указаны:

реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии таких документов);

сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки).

Приведенный перечень сведений, которые должны быть указаны в решениях об образовании земельных участков, следует считать исчерпывающим.

В решениях об образовании земельных участков, указанных в п. 1 ст. 11.3 Кодекса, может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 Кодекса, правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется.

Таким образом, в случаях, когда в решениях исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об образовании земельных участков из государственных или муниципальных земель указано названное в п. 5 ст. 11.3 Кодекса полномочие правообладателя исходного земельного участка, такое полномочие основывается на законе. Поэтому соответствующий правообладатель вправе без доверенности обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о государственной регистрации права собственности на образуемые земельные участки.

____________________

  • ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
  • ВЫБОР ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
  • ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ИХ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
  • ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
  • ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
  • ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬ
  • ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
  • ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
  • СУБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Просмотров: 2521

No votes yet.

Please wait…

  1. Форумчанин

    Регистрация:
    10 дек 2013
    Сообщения:
    141
    Симпатии:
    13
    Адрес:

    Astrakhan

    А по виду работ что скажите? Схема им я так понял не нужна. Я просто не пойму где у меня в виде работ ошибка? или я просто некомпетентен )

    #681

  2. Форумчанин

    Регистрация:
    16 июн 2009
    Сообщения:
    40
    Симпатии:
    2

    Если я правильно поняла, то вы перераспределяете с муниц. или гос собственностью, то вид работ:
    Образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 50:50:0020113:11 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    .
    образец находила здесь на форуме, очень помог (автору спасибо!)

    #682

  3. Форумчанин

    Регистрация:
    10 дек 2013
    Сообщения:
    141
    Симпатии:
    13
    Адрес:

    Astrakhan

    Спасибо за ответ! мне кажется как будто КП хочет от меня дословного текста как в постановлении

    #683

  4. Регистрация:
    2 авг 2012
    Сообщения:
    9
    Симпатии:
    2

    У меня тот же самый вопрос??? как правильно надо делать?

    #684

  5. Регистрация:
    6 июн 2016
    Сообщения:
    1
    Симпатии:
    0

    Господи!!!! Кто у Вас делает такие схемы и пишет такие постановления. Все выполнено не верно. На схеме должен показываться образуемый земельный участок в новых границах общей площадью (собственность +неразгран.земли). В постановлении все эти моменты описываются, что утверждается схема расположения з/у площадью такой-то, в связи с перераспределением з/у с КН таким-то и землями неразграниченной госсобственности кадастрового квартала № …..

    #685

  6. Регистрация:
    6 май 2016
    Сообщения:
    7
    Симпатии:
    1

    Добрый день!Вопрос по поводу электронной Схемы.Что прописывать в разделах Документ об утверждении,если его еще нет?

    #686

  7. Форумчанин

    Регистрация:
    12 авг 2016
    Сообщения:
    101
    Симпатии:
    28

    Мы сначала формируем печатную версию для Администрации. Для этого в ТехноКад-Экспресс в XML-документе где реквизиты документа об утверждении или прочерки ставим, где невозможно — любые данные вписываем. После формирования документа его печатный образ сохраняем в ворде и вручную убираем дату и реквизиты документа. Когда схему утверждают, сканируем Постановление со схемой (ее печатным образом, графикой, в который в Администрации вручную вписывают реквизиты Постановления) одним многостраничным PDF-документом, формируем окончательную редакцию XML-документа (с данными из Постановления), в качестве приложения указываем отсканированное Постановление со схемой. Этот XML-документ и Приложение отсылаем в Администрацию. Там формируют zip-архив, подписывают ЭЦП и присылают нам для подготовки межевого плана.

    #687

  8. Регистрация:
    23 янв 2017
    Сообщения:
    21
    Симпатии:
    0

    А, если фактически этой прирезки (свободной неразграниченной муниципальной или государственной земли) нет?

    #688

  9. Форумчанин

    А почему вы сами не делаете zip-архив?
    Могу предположить только одно: в администрации имеется штатная единица «zip-архивщик»

    #689

  10. Форумчанин

    Регистрация:
    12 авг 2016
    Сообщения:
    101
    Симпатии:
    28

    Делаем, но его в администрации распаковывают, подписывают отдельно вложения и формируют новый zip-архив с указанием в названии даты и времени подписи с точностью до секунды (если я правильно расшифровала цифры в названии).

    #690

  11. Регистрация:
    6 май 2016
    Сообщения:
    7
    Симпатии:
    1
  12. Форумчанин

    Коллеги была ли у кого-нибудь практика перераспределения земельного участка находящегося в частной собственности и земель находящихся в государственной собственности, при условии что земли гос. собственности запрашиваются не со смежной территории? Не уверен, что так можно, но и то что нельзя нигде не написано! Пример в приложении, сверху 6 соток в частной собственности, снизу прирезка 2 сотки, которую хочет запросить гражданин.

    Вложения:

    • схема.jpg
      Размер файла:
      100 КБ
      Просмотров:
      135

    #692

  13. Форумчанин

    У нас так было. Сомневались. Но все прошло успешно.

    #693

  14. Форумчанин

    Спасибо. То есть кадастровая пропускает, что логично, нигде не написано что нельзя. Значит весь вопрос в том как на это будет смотреть наш государственный комитет Республики Карелия. Надо попробовать. Честно говоря думаю, что будет отказ, их хлебом не корми, дай отказ написать. То чересполосица не нравится, то еще что-нибудь!

    #694

  15. Форумчанин

    Регистрация:
    3 май 2014
    Сообщения:
    171
    Симпатии:
    18
    Адрес:

    NSK

    Уважаемы коллеги! Подскажите пожалуйста правильно ли я понял: Имеется ЗУ под гараж в аренде у Физ лица на 3 года. Построенный на этом ЗУ гараж выходит за границы на 20 кв.м. Необходимо сделать перераспределение. согласно ЗК:
    Статья 39_27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой

    1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях:
    1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута;
    ….​

    3. В случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.

    Если я правильно понял: ЗУ под гаражом на праве аренды, но распоряжается им ОМС, значит перераспределение можно сделать? или перераспределение возможно только между сформированными ЗУ, которые есть в сведениях ЕГРН, право распоряжения ими у ОМС, а перераспределение между сформированным ЗУ имеющим сведения в ЕГРН и не разграниченными землями кадастрового квартала нельзя?

    #695

  16. Кос
    Дьяченко Константин Николаевич

    Форумчанин

    а второй пункт куда дел?
    2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута;

    Перераспределять арендуемый ЗУ с землями запрещено!

    #696

  17. Форумчанин

    Регистрация:
    3 май 2014
    Сообщения:
    171
    Симпатии:
    18
    Адрес:

    NSK

    печаль, придется рядом еще один ЗУ делать, затем на них ставить объект, потом оба ЗУ в собственность им перейдет, тогда уже объединить или так оставлю, объект же я не поставлю, так как он выходит за границы ЗУ? пересечение скорее всего напишут…

    #697

  18. Форумчанин

    Регистрация:
    3 дек 2013
    Сообщения:
    391
    Симпатии:
    27

    Доброго всем дня!
    Вопрос по условным обозначениям. В результате перераспределения четырех участков образуется три, при этом один из исходников делится на три части и каждая из этих частей прирезается к остальным трем исходникам.
    Читаю п. 48 Требований: обозначение частей исходных земельных участков, включаемых в состав земельных участков, образуемых в результате перераспределения таких земельных участков, приводится в виде двоеточия, номера земельного участка в кадастровом квартале, наклонной черты и сочетания строчной буквы русского алфавита «п» с числом, записанным арабскими цифрами (например, :123/п5).
    Мне не понятно, что понимается под частью исходного ЗУ. Именно часть ЗУ, которая стоит на кадастре как часть исходного? Или так нужно обозначить каждую из трех частей первого исходника, того, который режется ( в этом конкретном случае). В схеме, выпущенной ОМС есть только обозначение образуемых :ЗУ1, :ЗУ2 и т.п.

    #698

  19. Форумчанин

    Регистрация:
    28 мар 2012
    Сообщения:
    1.044
    Симпатии:
    529

    Это части на которые делится исходный. Например было два участка :1 и :2, из них делаем два других. Образуются участок :ЗУ1 он состоит из частей :1п/1 и :2/п1, участок :ЗУ2 состоит из частей :1п/2 и :2/п2.

    #699

  20. Форумчанин

    а так можно чтоли все таки? в нашей кадастровой сказали, что при перераспределении может образовываться только то количество участков, сколько было исходных.

    #700

Главная Статьи О разделе ранее учтенных земельных участков

В этой статье мы рассмотрим особенности образования новых земельных участков путем перераспределения, объединения и раздела ранее учтенных земельных участков. Что такое ранее учтенный земельный участок, Вы можете прочитать в нашей статье на эту тему.

Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что земельный участок может быть образован одним из пяти способов:

  • Образование участка из земель. Например, если планируется строительство объекта в черте города на неразграниченной территории, необходимо образовать земельный участок, осуществить его государственный кадастровый учет с присвоением уникального кадастрового номера. После этого возможно предоставление этого участка в аренду, собственность и т.п.

  • Образование земельного участка путем объединения земельных участков. Объединение земельных участков – это процедура, при которой из нескольких самостоятельных участков (исходных) образуется новый (образованный) участок, а исходные участки прекращают свое существование. Например, при объединении ранее учтенных участков №1, №2, №3 образуется земельный участок №4, а исходные участки №1, №2, №3 прекращают свое существование после регистрации права на образованный (№4) земельный участок. При постановке на государственный кадастровый учет образованного земельного участка (№4) ему присваивается уникальный кадастровый номер. При этом, сведения о нем в государственном кадастре недвижимости носят временный характер. Если в течение установленного срока (5 лет) на него не будет зарегистрировано право, то сведения о данном участке аннулируются из государственного кадастра недвижимости.

  • Образование земельного участка путем его раздела. Раздел земельного участка – это процедура, при которой из исходного земельного участка образуется несколько участков, а исходный участок прекращает существование. Например, при разделе земельного участка №1 образуются участки №2, №3, №4 (раздел исходного земельного участка на три). Аналогично описанной выше процедуре объединения – сведения об образованных участках (в нашем примере №2, №3, №4) будут иметь временный характер.

  • Образование земельных участков путем перераспределения. Перераспределение земельных участков – это процедура, при которой из нескольких смежных участков образуются несколько других смежных участков. Приведем пример. Собственнику «А» принадлежит участок №1, площадью 2020 кв. м., его смежнику «Б» принадлежит участок №2, площадью 2020 кв. м. Собственники «А» и «Б» договорились, что «А» продаст часть своей земли, площадью 300 кв. м. собственнику «Б». Для практического осуществления данной задачи необходимо перераспределить участок №1 (1000 кв. м.) и участок №2 (1000 кв. м.) и образовать 2 новых смежных участка: №3 (700 кв. м.) для собственника «А» и №4 (1300 кв. м.) для собственника «Б».

  • Образование земельного участка путем выдела. При выделе из исходного земельного участка образуется новый участок, а исходный участок сохраняется в измененных границах. Данный механизм образования земельных участков предусмотрен при выделе участника долевой собственности своей доли в натуре. Важно отметить, что объединение, перераспределение, раздел земельных участков возможны только если границы исходных участков установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (проведено межевание участка).

Земельные участки, в соответствии со ст.11.7 Земельного кодекса могут быть перераспределены между собственниками. В статье подробно разберем, какой существует порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года.

Правила образования земельных участков в 2020 году

В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2020 году:

  • Выдел одного, или наоборот, объединение нескольких участков
  • Перераспределение земельных участков
  • Раздел (один участок делится на несколько)

Но мы остановим свое внимание на образовании земельных участков путем перераспределения. Уточним какова процедура и порядок перераспределения земельного участка в 2020 году. Также выясним куда стоит обращаться и какие документы следует собрать.


Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков?

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года

Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года? По закону теперь нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие дачный участок с 2020 года упразднили и заменили на садовый участок. Остальные новшества законодательства касаются общих изменений в системе кадастра, а также комплексных кадастровых работ. Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто — возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью. Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата.

Порядок действий при перераспределении

Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.
Заявление о перераспределении земельных участков
Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.
В заявлении обязательно должно быть указано:

  • ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
  • Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
  • Кадастровые номера участков

Неотъемлемой частью заявления будет пакет документов, необходимых при перераспределении между земельными участками:

  • выписка из ЕГРН, либо копии документов о собственности или ином правообладании на землю
  • проект межевания территории
  • схема расположения земельного участка (если нет проекта межевания)
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц).

Это не исчерпывающий список документов. При перераспределении земельных участков, находящихся, в частной собственности или в государственной собственности, могут понадобиться еще какие-нибудь уточняющие документы, все зависит от индивидуального случая.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
  • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.

Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков.
Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.
Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков
. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.

Кто оформляет перераспределение земельного участка

Мы выяснили, что для перераспределения земельных участков требуется ряд документов. А кто оформляет перераспределение земельного участка? Порядок перераспределения земельных участков предполагает участие не только собственников земель, в том числе муниципальных, государственных органов, но других структур и лиц. Так, в результате перераспределения готовится межевой план, право подписи которого принадлежит только зарегистрированному кадастровому инженеру, кроме того, кадастровый инженер дает консультации и оказывает помощь как на этапе подготовки документов (схем, проектов), так и после заключения соглашения.
Диск с межеванием, а также пакет документов для регистрации вновь созданных перераспределенных земельных участков, передается в местный МФЦ, для последующей регистрации в органах Росреестра.
Когда вновь созданные участки будут поставлены на кадастровый учет, тогда старые прекратят свое существование
.
Таким образом, за счет перераспределения земельных участков возможно увеличение или уменьшение площади таковых. Увеличение площади (прирезка земельного участка) может быть как за счет государственных (муниципальных) земель, так и за счет частной собственности. Как правило, при таком раскладе, в соглашении обычно прописывается денежная компенсация.

Один из главных вопросов, волнующих собственников – изменение границ своего участка, расширение территории. Перераспределение земельных участков или, по-другому, разбивка на части, законна, регулируется законами Земельного кодекса РФ (32.29; 11.2 и др.). Для проведения процедуры установлен специальный порядок, список необходимых документов, правила их составления. Оформить перераспределение может сам собственник – инициатор или доверенное лицо. Существуют юридические организации, которые полностью ведут сделку от этапа установления собственника до передачи новых данных в Госкадастр.

Понятие

Чтобы понимать, что такое перераспределение земельных участков, нужно ознакомиться с понятием межевания земли. В данном случае из нескольких участков на одной территории образуются два или более других участков при неизменной общей площади. Происходит только перемещение границ межевания. Причём прежние земельные объекты перестают существовать, появляются новые, независимые от прежних, ЗУ.

Межевой план на перераспределение представляет собой объединённые промежуточные планы – один на раздел, второй – на объединение. Составить такой план может только кадастровый инженер путём измерений и обработки камеральных данных.

Чаще к такому виду межевания прибегают собственники участков, которые желают дорезать к своему наделу часть муниципальных земель. Также компании-застройщики пользуются перераспределением, когда сдают готовые объекты в рамках одной площади разным собственникам.

Собственник изменённого надела обязан внести данные об объекте в базу Государственного Кадастра Недвижимости. Так как участок вновь образован и должен иметь индивидуальные кадастровые характеристики.

Факторы отказа в перераспределении:

  1. Если муниципальный надел, относительно которого планируется процедура, участвует в продаже на аукционе.
  2. Если участки не имеют ни одного отрезка соприкосновения, не являются смежными.
  3. Если на территории не проводилось межевание, границы не обозначены.
  4. Если участки относятся к разным территориальным субъектам РФ.
  5. Если действующие участки находятся на землях разного разрешённого пользования. В таких ситуациях можно написать заявление местным властям Земельного комитета об изменении вида разрешённого пользования.

Процедура сложная и редко одобряется муниципалитетом.

Оформление образования земельных участков путём перераспределения земельных участков осуществляется на возмездной основе, если увеличилась площадь за счёт добавки муниципальной территории (прирезок). Порядок оплаты регулируется региональной властью на основании Постановления № 2020 от 02.12.2014.

Например, в Курской области стоимость оформления перераспределения составляет 15% от КС того отрезка участка муниципалитета, на которую хочет расшириться инициатор. Сумма рассчитывается пропорционально участвующей в процедуре площади. Например, если кадастровая стоимость исходного соседнего участка, размером в 2020 м², составляет 1 млн рублей, а собственник желает расширить свой надел на 100 м², то цена переоформления составит 1000000 * 15% / 10 (присоединяется одна десятая часть) = 15000 рублей.

Порядок действий

Начинать переоформление границ нужно с определения собственника соседствующего участка. Если установлено, что территория принадлежит муниципалитету, приступать к следующему шагу.

Рекомендуем ознакомиться:

Этапы:

  1. Определить, имеют ли участки одинаковые виды разрешённого пользования и относятся ли они к одному территориальному субъекту. Если обнаружатся несоответствия хотя бы по одному из этих пунктов, гарантирован отказ.
  2. Убедиться в том, что изменение границ земельных участков не приведёт к нарушению требования о максимальной площади (по Правилам землепользования и застройки). А также, что есть доступ к соседям со своей территории.
  3. Рассмотреть исходный проект межевания.
  4. Если ПМТ (проект межевания территории) отсутствует, необходимо составить будущий план с помощью кадастровых инженеров.
  5. Подать заявление о перераспределении в регистрационную палату плюс пакет документов.
  6. Подписать соглашение.
  7. Сделать постановку на учёт новых объектов.

Для определения вида разрешённого использования, направления запроса об исходном межевании можно обратиться в кадастровую палату, посмотреть на сайте Росреестра или запросить выписку из ЕГРН.

Соответствие Правилам землепользования и застройки конкретного участка можно определить, сделав запрос на сайте Госуслуг.

Необходимые документы

Чтобы было проведено перераспределение, нужно подать следующие документы в кадастровую палату:

  • паспорт для физического лица, выписка из ЕГРЮЛ – для юридического лица;
  • новый план межевания участка;
  • кадастровый паспорт;
  • акт о перераспределении;
  • документ об оплате государственной пошлины за новую регистрацию;
  • дополнительные документы, по требованию.

Обратиться с заявлением могут только владельцы частных участков, которые предназначены для ИЖС, для ведения личного подсобного хозяйства, владельцы садов и огородов.

Собственниками присоединяемых земель может быть местная, областная власть или Правительство России. Узнать информацию о владельце присоединяемого участка можно несколькими способами:

  1. Публичная кадастровая карта Росреестра, сведения можно найти бесплатно, по кадастровому номеру.
  2. Сделать запрос на выписку из ЕГРН.

Право на получение кадастровой информации имеет каждый гражданин. Если официальные запросы оформляет не собственник, он должен иметь нотариально заверенную доверенность.

Межевание и утверждение новых границ

Для подписания соглашения о перераспределении границ и постановки новых земельных объектов на кадастровый учёт необходима процедура межевания земли. Этап необходим, независимо от того, проводилось ли землемерие ранее или нет. Землемерие проводится после согласования администрацией схемы перераспределения.

Право на проведение межевание имеют только кадастровые инженеры с соответствующей квалификацией, и лицензией на осуществление землемерных работ. Если услугу предоставляет организация, то в штате должно состоять не менее 50% дипломированных специалистов по направлению «кадастровая инженерия», «землеустройство».

Также компания должна входить в состав саморегулируемых организаций. Выбрать надёжного специалиста можно на сайте Росреестра (в разделе «реестр кадастровых инженеров»). Каждого из числящихся в списках можно оценить по количеству отказов в регистрации, там же есть информация об актуальности лицензии.

Этапы:

Рекомендуем ознакомиться:

  • согласование выезда геодезиста;
  • по приезде инженер замеряет общую площадь;
  • выявление координаты межевых знаков или устанавливает новые;
  • определение новых границ;
  • согласование с собственниками;
  • составление межевого плана.

Каждый пункт заслуживает внимания, но остановиться стоит на межевом плане.

Межевой план представляет собой дело о землемерии на конкретной территории, состоит из текстового файла и графической схемы участков. В нём отражены все замеры, границы, акты споров, сведения для кадастра.

Включает:

  1. Исходные данные.
  2. Непосредственно замеры.
  3. Информацию об изменённых границах.
  4. Схему положения участков.
  5. Чертёж.
  6. Геодезическую схему построек.

После получения документов от инженеров заявитель обращается в администрацию с результатом межевания, после чего территория модифицируется, исходный надел прекращает существование, формируются новые объекты с изменёнными границами и размерами.

Площадь увеличенного участка не может превышать установленных местным муниципалитетом максимальных размеров. Для каждого региона эти цифры разные. В большинстве крупных городов Правилами землепользования и застройки установлен максимальный лимит площади – 2020 м².

Заявление на изменение границ объекта на большую площадь не примется на рассмотрение (для ИЖС).

Оформление соглашения

Документ выглядит как договор между собственниками. Содержание должно включать обязательные данные:

  • информация обо всех участниках процедуры, их правах, обязанностях;
  • подробная характеристика перераспределённых участков – кадастровая информация, описание местности;
  • перечень документов, подтверждающих право собственности;
  • расчёты на межевание, оплату других услуг;
  • указание новых участков и их владельцев, после перераспределения.

Соглашение подписывается участниками, и в дальнейшем этот документ будет основанием для регистрации недвижимости каждым собственником. Если в Росреестре выясняется, что одна из сторон обладает временным правом на владение землёй, соглашение аннулируется.

Порядок регистрации соглашения:

  1. Подача заявления плюс документация.
  2. В течение 10 дней происходит проверка данных в документах и вынесение решения. В случае выявления нарушений документы возвращаются на доработку.
  3. В течение 30 календарных дней орган власти принимает решение об отказе или оформляет проект соглашения и схему расположения новых участком.
  4. Соглашение подписывается обеими сторонами – инициатором, желающим расширить свои границы, и представителем собственника муниципальной земли.

Далее соглашение подаётся в отделение Росреестра, оплачивается госпошлина.

В течение 30 дней участок ставится на учёт, регистрируются данные о новых размерах участка, о собственнике, назначении земли и другая кадастровая информация. На руки стороны соглашения получают соответствующие правоустанавливающие документы. Вся информация о новом ЗУ теперь отражена в публичной кадастровой карте недвижимости Росреестра.

Заявитель не всегда обращается с заявлением об увеличении стоимости своего надела. Каждый собственник, в рамках, законодательных норм, также имеет право на уменьшение размеров своего участка в пользу соседствующей с ним территории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: