Положения закона об оформлении земельного участка в собственность

Регистрация права собственности на земельный участок в упрощенном порядке или, иными словами, дачная амнистия, допустима при наличии ряда выполненных условий, установленных законом. Процедура являет собой укороченный процесс, требующий подготовки минимального пакета бумаг.

Общая информация

Упрощенная процедура оформления права владения земельной территорией в народе носит название «дачная амнистия». Согласно Федеральному Закону № 93 порядок применим в отношении наделов, переданных в пользование людям до 31 октября 2020 года, иными словами, до дня вступления в силу ЗК РФ. При этом пойти кратким путем могут лишь гражданские лица, а не представители организаций. На данный момент дачная амнистия продлена до марта 2020 года.

Упрощенная процедура распространяется на участки, выделенные на основании права собственности пожизненно-наследуемого владения и бессрочного использования. Стоит уточнить, что в этом случае немаловажную роль будет играть целевое назначение территории, на которой надел расположен.

Так, возможность сократить процесс регистрации права собственности, получают лица, в чьем пользовании находятся земли для:

  • огородничества либо садоводства;
  • ведения дачного либо подсобного хозяйства в собственных целях;
  • застройки территории гаражными либо жилищными сооружениями.

В целом закон о дачной амнистии был введен по причине того, что передача земель гражданам до 2020 предусматривала вручение последним документов, в которых не имелось сведений о виде права, на основании которого пользователь эксплуатировал надел. Соответственно при отсутствии правоустанавливающих бумаг либо несоответствии таковых установленным нормам, государственная регистрация большей части участков не осуществилась. К тому же информация о границах и размерах надела в подобных документах нередко не соответствовала сведениям, занесенным в кадастр.

На основании указанных причин после начала действия закона об амнистии, процедура регистрации в упрощенном порядке стала возможна при наличии следующих бумаг:

  • документ, подтверждающий возможность пользования территорией по праву пожизненно-наследуемого либо бессрочного владения;
  • акт, где точно не обозначен вид права, на основании которого гражданин эксплуатирует надел в своих целях.

Здесь стоит уточнить, что подобная перерегистрация права собственности автоматически аннулирует право бессрочного либо пожизненно-наследуемого владения земельной площадью.

Необходимые документы

Упрощенная процедура регистрации заключается в предоставлении минимального пакета бумаг. Таковыми являются:

  • любой документ, свидетельствующий о наличии прав на землю;
  • кадастровый план участка.

Здесь стоит уточнить, что в качестве правоустанавливающего документа могут выступить следующие бумаги:

  • акт о передаче земли, выданный органом государственной власти;
  • свидетельство о правах на территорию, врученное местным самоуправлением либо органом государственной исполнительной власти;
  • выписка о наличии права собственности изхозяйственного журнала, выданная органом местной власти в случае, если надел предоставлен для ведения индивидуального подсобного хозяйства.

Иными словами, документом, подтверждающим наличие прав на надел может быть любая бумага, в том числе выданная во времена Советского Союза.

Что касается кадастрового плана, таковой необходимо получить в соответствующей инстанции в срок, не превышающий 10 дней с момента запроса. Предварительно потребуется провести процедуру межевания, самостоятельно обратившись к специалисту.

Здесь существует оговорка. Если фактические границы участка не являются предметом споров между лицами, чьи наделы так или иначе соприкасаются и всех устраивает положение вещей, то процедура межевания не требуется – кадастровый план будет учтен в неполном объеме, без наличия сведений о вновь установленных границах.

В случае если спорные вопросы между распорядителями соседствующих земель отсутствуют, дополнительно потребуется подготовить документ, подтверждающий этот факт и приложить его к кадастровому плану вместо акта о межевании.

Порядок действий

Прежде всего, гражданину следует получить разрешение на предоставление земли в собственность, для чего необходимо обратиться в орган мастной власти с соответствующим заявлением и пакетом бумаг. В течение 2 недель уполномоченные лица обязаны вынести решение относительно вопроса и предоставить заинтересованному лицу акт о таковом в письменном виде.

Далее следует процедура регистрации права владения землей, включающая следующие этапы:

  1. визит в регистрационную палату и заполнение бланка заявления;
  2. вручение регистратору пакета документов, включая паспорт, решение администрации и заявление;
  3. фиксирование сотрудником факта передачи бумаг и выдача талона с указанием даты передачи готовой правоустанавливающей бумаги.

Кроме того, предварительно потребуется провести оплату обязательного сбора в размере 350 рублей и, в качестве доказательства, приложить копию квитанции к пакету документов. При этом оригинал платежного документа рекомендовано иметь при себе.

В целом срок регистрации не должен превышать 30 дней. В редких случаях уполномоченный орган может отказать в процедуре и не зафиксировать право собственности на землю. В подобной ситуации заявителя обязаны уведомить о решении посредством письменного уведомления. Гражданин, в свою очередь, может обжаловать отказ в судебном порядке, если таковой был действительно неправомерен.

Упрощенный порядок регистрации земельного участка в качестве собственности распространяется далеко не на все земельные территории. В частности, процедура возможна для наделов, полученных в пользование до конца октября 2020 года. В таком случае заинтересованному лицу потребуется собрать минимальный пакет документов и предоставить его в соответствующий орган для фиксирования права обладания и распоряжения земельной площадью.

Содержание

  1. Признаки самовольного использования земли
  2. Законодательные изменения — 2020
  3. Комплексные кадастровые работы (ККР)
  4. Условия и порядок оформления самовольных «прирезок» земли
  5. Установление границ земельных участков (ЗУ)
  6. Новый порядок согласования общих границ ЗУ
  7. Права землепользователей и обязанности исполнителя ККР
  8. Исправление реестровой ошибки

Признаки самовольного использования земли

Самовольное занятие земельного участка — одно из распространённых земельных правонарушений. В юридическом понимании самозахват — нелегальное владение «не своим участком» без разрешений и документов, доказывающих полномочия владельца надела по его распоряжению.
 
Отсутствие:

  • договора купли-продажи или аренды
  • свидетельства о наследовании
  • постановления суда
  • решения органа власти о предоставлении земли
  • иных правоподтверждающих документов

становится фактом самовольного владения земельным участком (ЗУ).
 
Правонарушения с признаками самовольного пользования землёй:

  • эксплуатация по истечении срока действия документов:
      • например, договора аренды
  • оборот по нецелевому назначению:
    • на участке ведётся иная деятельность, чем та, что установлена при его регистрации
  • произвольное изменение границ ЗУ для увеличения его площади:
    • самозахват
  • ведение на участке неузаконенного предпринимательства 

За самовольное занятие земли законодательством предусмотрены меры наказания владельцев. Их суть изложена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Некоторые правонарушения могут повлечь изъятие участков и даже уголовную ответственность.


Законодательные изменения — 2020

 
16 сентября 2020 года вступили в силу изменения в Федеральных законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости», выполненных на основании закона  № 150-ФЗ от 17.06.2020.

Они упростили проблемы:

  1. с самовольным захватом земель и их оформлением
  2. согласованием границ ЗУ
  3. выявлением и исправлением допущенных кадастровых ошибок при регистрации объектов недвижимости в ЕГРН

Законодательно отлажено решение следующих вопросов:

  • регулирование процесса согласования общих границ земельных участков
  • оформление незаконных излишков земли с корректировкой границ существующих наделов при установленных законом условиях и порядку
  • исправление реестровых ошибок в описании границ земельного участка   

Возможные конфликтные моменты, возникающие в перечисленных ситуациях, с удобными способами их разрешения устраняются по итогам комплексных кадастровых работ (ККР). Они проводятся на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов и охватывают все земельные участки в их границах.

Комплексные кадастровые работы (ККР)

Исполнители комплексных кадастровых работ — кадастровые инженеры (индивидуальные предприниматели, юридические лица), с которыми заключён государственный или муниципальный контракт на выполнение комплексных кадастровых работ (статья 42.3 ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Выполняются ККР за счёт бюджетных средств по заказу:

  • органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
  • органов местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах)

В течение 10 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ информация о их проведении публикуется в открытых источниках: на сайтах органов госвласти или местного самоуправления.

В извещение включаются следующие сведения:

  • номер кадастрового квартала (нескольких смежных кадастровых кварталов), в границах которого будут выполняться ККР
  • данные государственного (муниципального) контракта на выполнение ККР
  • данные заказчика ККР
  • данные исполнителя ККР
  • права и обязанности правообладателей объектов недвижимости, расположенных на территории ККР

ККР могут проводиться без утверждённого проекта межевания территории (ПМТ), если его разработка не требуется по Градостроительному кодексу РФ. Это исключает лишние бюджетные траты.

Обязательность ПМТ установлена для следующих земель:

  • ЗУ, занятых территориями и объектами общего пользования в границах садоводческих, огороднических товариществ
  • ЗУ под объектами (территориями) общего пользования:
    • площадями
    • улицами
    • проездами
    • набережными
    • скверами
    • бульварами
    • водными объектами общего пользования
    • т.д.
  • ЗУ, на которых расположены многоквартирные дома
  • ЗУ, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности на земельные участки с/х назначения
  • ЗУ, занятых:
    • зданиями
    • сооружениями (за исключением линейных объектов) 

ККР для лесных участков выполняются при наличии проектной документации, подготовленной в соответствии с лесным законодательством.

Цели комплексных кадастровых работ:

  • уточнение границ земельных участков, зданий, сооружений, незавершённого строительства
  • обеспечение справедливого налогообложения
  • выявление и устранение случаев:
    • пересечения границ
    • ошибок в реестре

К задачам ККР относится и выявление незаконной недвижимости:

  • земельные участки:
    • при отсутствием сведений о них в ЕГРН
    • при владении их лицами, не имеющими на то правоподтверждающих документов
  • здания, сооружения, незавершённое строительство:
    • при отсутствии сведений о них в ЕГРН
    • при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов у лиц, эксплуатирующих строения или занимающихся их строительством

Отчёты по ККР в виде карты-плана территории со сведениями о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершённого строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, необходимые для внесения в ЕРГН, направляются:

  1. заказчику комплексных кадастровых работ
  2. в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, занимающийся государственным земельным надзором 


Порядок оформления самовольных «прирезок» земли
 

Не стоит надеяться на увеличение площади имеющегося в собственности земельного надела «до бесконечности» за счёт самовольно занятых соток и оформление их в собственность.
 
Узаконить захваченные участки можно при одновременном выполнении следующих условий:
 

  1. излишком земли «захватчик» пользуется не менее 15 лет
  2. органы власти не предъявляют претензии к «захватчику» и с владельцами смежных участков у него нет споров по границам участков
  3. площадь «прирезаемой» территории не должна превышать предельную минимальную площадь земельного участка, установленную в муниципалитете:
    • если минимальный норматив площади ЗУ не установлен, то оформить право собственности можно только на часть земельного излишка, составляющую не более 10% площади основного участка, находящегося в законной собственности
  4. площадь основного участка не должна быть меньше той его площади, что зарегистрирована в сведениях ЕГРН, более чем на 10%  

Владелец участка вправе оформить в собственность излишек земли в самостоятельном порядке. Для этого ему необходимо за свои средства выполнить межевание занимаемой им территории и передать в Росреестр полученные материалы для государственной регистрации новых границ участка.

Бесплатный официальный способ регистрации излишков земли — ожидание итогов комплексных кадастровых работ. Он исключает траты на межевание. Оформление увеличенного участка выполнит Росреестр по заявлению органа власти, получившего результаты ККР. 

Установление границ земельных участков

При отсутствии в исходных документах на основной участок, находящийся в собственности, сведений о расположении границ, они закрепляются по тем объектам природного или искусственного происхождения, что существуют на местности не менее 15 лет.

 
В ходе ККР может выясниться, что площадь участка превышает площадь, зафиксированную в ЕГРН:

  1. на величину больше, чем предельный минимальный размер ЗУ
  2. более чем на 10% (для ситуаций, когда предельный минимальный размер ЗУ не установлен)

Исполнитель комплексных кадастровых работ при этом обязан:

  1. установить расположение границ земельного участка и включить сведения о нём в проект карты-плана территории
  2. подготовить информацию о возможном образования земельных участков на территории выполнения ККР

Информация об образуемых земельных участков содержит:

  • кадастровые номера исходных участков
  • сведения о способе образования
  • данные:
    • о расположение границ
    • о площади
    • о ВРИ участков

Если результат ККР показал, что площадь ЗУ меньше на 10 %, чем указана в сведениях в ЕГРН, исполнитель ККР обязан:

  1. внести сведения об участке в карту-план территории
  2. получить письменное подтверждение правообладателя ЗУ о согласии с результатами комплексных кадастровых работ (согласие входит в состав приложения к карте-плану территории 

Новый порядок согласования общих границ ЗУ

Законодательным новшеством стало право кадастровых инженеров получать из ЕГРН информацию, необходимую для геодезических и кадастровых работ, например технические паспорта и контактные данные владельцев недвижимости. Это мера по снижению рисков землепользователей при межевании, проводимом для уточнения границ, и  обязательном согласовании границ со смежными землепользователями.

 
Порядок согласования границ стал удобным:

  • для установления границ землепользователю нужно обратиться к кадастровому инженеру
  • кадастровый инженер определяет координаты границ ЗУ и проводит их согласование, выбрав один из способов:
    • с каждым владельцем смежного участка
    • на общем собрании заинтересованных лиц, отправив им почтовое или электронное сообщение не позднее, чем за 30 дней до собрания

Если кадастровый инженер не сумел найти адрес смежника, то адресованное ему извещение публикуется в местной прессе, а значит, владелец смежного участка оповещён о собрании. Отсутствие возражений с его стороны, неявка на собрание — это согласие с границами земельного участка соседа, а само согласование может состояться без личного участия смежника.

В случае несогласия с границами ЗУ смежники в течение 15 дней после получения извещения направляют свои возражения кадастровому инженеру. Он фиксирует их в акте согласования и включает акт в материалы межевого плана. Если возражения обоснованные, то орган регистрации прав приостановит оформление границ. Разрешение споров далее будет вестись в суде, а кадастровый инженер, проводивший межевание, может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.

Владельцам участков нужно внести в государственный реестр недвижимости достоверные контактные сведения (почтовый или электронный адрес), отправив заявление через любой офис МФЦ. Эта несложная предострожность — залог получения вовремя уведомления об общем собрании, личного присутствия при замерах спорных границ, чем можно предотвратить ошибки при их установлении и сложные судебные разбирательства.
 

Права землепользователей и обязанности исполнителя ККР

Правообладатели недвижимости, находящейся на территории комплексных кадастровых работ, не вправе препятствовать их выполнению и обязаны обеспечить в установленное графиком время доступ к объектам исполнителю комплексных кадастровых работ.

Они могут предоставить кадастровому инженеру, непосредственно выполняющего кадастровые работы, имеющиеся по объектам документы и потребовать документы, подтверждающие полномочия исполнителя работ:

  • заверенную копию государственного или муниципального контракта, по которому ведутся ККР
  • справку с места работы кадастрового инженера о том, что он сотрудник юридического лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт
  • документ о внесения сведений о кадастровом инженере как об индивидуальном предпринимателе или копию такого документа
  • документ, удостоверяющий личность кадастрового инженера

Исправление реестровой ошибки

Реестровая ошибка — искажение фактической информации в сведениях об объекте собственности, воспроизведенное в ЕГРН. Она может быть в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории, акте обследования.

Причины реестровых ошибок

1. Ошибки кадастрового инженера:

  • при межевании земельного участка
  • при определении площади здания

из-за чего:

  • границы земельного участка могут пересекать границы другого
  • площадь здания не соответствует фактической площади
  • т.д.

2. Неточности и искажения в документах и уведомлениях, направленных в орган кадастрового учёта в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Ранее исправление реестровых ошибок было проблематичным и длительным. Новый закон упростил эту процедуру и в 2 раза уменьшил время, отведённое на исправление недочётов.

Для исправления реестровой ошибки орган регистрации прав наделён новыми полномочиями по выезду на местность для определения:

  1. фактических координат земельных участков
  2. контуров зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства

Полученные данные вносятся в ЕГРН без согласия правообладателя:

  • исправление проводится в случае, когда оно не вызовет прекращение, возникновение или переход зарегистрированного права на объект недвижимости
  • срок исправления ошибки составляет 3 месяца
  • собственник недвижимости вправе продлить срок исправления на 3 месяца:
    • по заявлению
  • после исправления реестровой ошибки орган регистрации прав обязан сообщить правообладателю о выполненных изменениях по его объекту
  • правообладатель вправе оспорить в суде решение по исправлению  ошибки, если он не согласен с тем, как она была исправлена

Итоги

К законодательным нововведениям нельзя относиться как к простому способу быстрого увеличения площади земельных участов. Они коснутся только части из них. Заслуга федерального закона № 150-ФЗ в том, что установленный им упрощённый порядок выполнения комплексных кадастровых работ благотворно скажется на положении собственников земельных участков.

Президент РФ Владимир Путин в июне 2020 года подписал закон, который дает право оформить в собственность излишки площадей земельных участков, выявленные в результате комплексных кадастровых работ. Документ вносит изменения в федеральные законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости».

Как сказано в законе, если во время проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что гражданин использует больше земли, чем указано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), ему позволят оформить в собственность эти излишки. На сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) отмечается, что законопроект был разработан по инициативе Минэкономразвития России в результате анализа итогов выполнения комплексных кадастровых работ, которых были проведены в 2017-2018 годах на территории 16 регионов.

Что такое комплексные кадастровые работы и зачем они проводятся?

Кадастровые работы бывают индивидуальными и комплексными. В индивидуальном порядке они проводятся по заказу владельца дома, дачи или участка, чтобы провести обмер и узаконить собственность. Комплексные кадастровые работы (ККР) заказывают органы государственной власти или местного самоуправления и выполняют за свой счет. 

«Комплексные кадастровые работы финансируются из бюджета. Поэтому, если территория, где расположен участок гражданина, попала в программу проведения комплексных кадастровых работ, ему не придется делать межевание за собственный счет. Точные границы участка будут определены в ходе ККР за счет государства», — объясняют в Росреестре.

Комплексные кадастровые работы проводятся, чтобы централизованно уточнить границы земельных участков, зданий и сооружений, исправить реестровые ошибки, а также сформировать земельные участки общего пользования (площади, улицы, набережные, скверы, бульвары, водные объекты, пляжи и др.). В Росреестре говорят, что сейчас для уточнения границ объектов недвижимости применяются самые современные технологии, в том числе аэрофотосъемка беспилотными летательными аппаратами.

В 2020 году комплексные кадастровые работы проводились в 13 регионах: республиках Башкортостан, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва, Забайкальском, Камчатском, Пермском, Хабаровском краях, Амурской, Вологодской, Псковской областях, а также городе Севастополе. В 2020 году такие работы запланированы в 33 субъектах РФ, из федерального бюджета на них выделено 205 млн рублей.

«Комплексные кадастровые работы выгодны и гражданам, и бизнесу, и государству. Граждане уточняют границы своих участков и при необходимости легализуют излишки площади. Желающие развивать территорию инвесторы видят точные границы участков и охранных зон, их статус, понимают, где установлены ограничения на тот или иной вид деятельности. Государство получает дополнительные налоги», — отмечают в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Какие излишки земли можно бесплатно оформить в собственность по новому закону?

В документе сказано, что оформить в собственность участок с излишками можно, если его размер превышает площадь, которая указана в документах, в пределах величины минимального размера земельного участка либо не более чем на десять процентов (если предельный минимальный размер земельного участка не установлен).

«Так называемую бесплатную „прирезку“ можно оформить в пределах установленного минимального размера земельного участка. К примеру, если минимальный размер установлен в две сотки, то обладатель земельного участка площадью шесть соток может увеличить площадь при уточнении границ до восьми соток. Если муниципалитет не установил предельный размер, то допускается увеличение не более чем на десять процентов», — пояснили АиФ.ru в пресс-службе Росреестра.

Предельные максимальные и предельные минимальные размеры земельных участков устанавливаются органами местного самоуправления и указываются в градостроительных регламентах при утверждении правил землепользования и застройки.

Можно ли оформить излишки большего размера?

Да, но уже за плату. Если излишек земли превышает эти значения, нужно определить, какая именно площадь используется дополнительно. Для этого необходимо провести межевание и уточнить границы участка, если сведения о них отсутствуют в ЕГРН. «Если это не земли общего пользования и не земля, которая принадлежит другому собственнику, то нужно воспользоваться механизмом перераспределения. Это осуществляется за плату. Размер платы устанавливается регионами. Если же есть конкретный земельный спор между соседями, то он, конечно, должен решаться только в суде, об этом говорит Земельный кодекс. Если спора нет, то перераспределение осуществляется в пользу того соседа, который первым обратился в орган местного самоуправления за перераспределением», — сообщает пресс-служба Росреестра.

Если излишек представляет собой полноценный земельный участок, его нельзя оформить как «прирезку». В этом случае его нужно брать в аренду или покупать у муниципалитета на конкурентных условиях.

Какие излишки нельзя оформить в собственность?

По данным Росреестра, в собственность нельзя оформить участки, которые пересекаются с дорогой, проездом или проходом, относятся к землям общего пользования или землям, которые по закону не могут находиться в частной собственности (например, если это лесной фонд или береговая полоса водного объекта общего пользования).

Каким образом происходит процедура оформления излишков земельных участков?

В Росреестре говорят, что федеральное законодательство предусматривало возможность оформить излишки земли еще до подписания президентом закона, упрощающего комплексные кадастровые работы. Однако кадастровые работы нужно было заказывать самостоятельно.

«Такое право есть у граждан с 2020 года, с момента вступления в силу закона о дачной амнистии (93-ФЗ от 30.06.2006). Эта процедура применяется в отношении участков, где нет точных границ, то есть не определены координаты в современном виде. Владельцы таких участков при определении кадастровым инженером этих координат как раз и могут уточнить границы таким образом, чтобы оформить еще и так называемые излишки. Например, у гражданина в старом свидетельстве шесть соток, а по факту оказалось семь, хотя забор гражданин никогда не передвигал, с соседями споров нет, ничьи права он не нарушает, никакие проезды и проходы не занял. Просто так исторически сложилось, что в его документе была неточная площадь. Такая прирезка осуществляется бесплатно, оплачиваются только кадастровые работы», — говорится в сообщении пресс-службы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Владельцы участков, у которых определены точные границы, с 2020 года также могут оформить излишки в собственность. Но в данном случае сделать это можно платно. «Например, есть земельный участок с установленными границами, а рядом — никому не нужная полоска земли, которую в качестве самостоятельного участка невозможно образовать и вовлечь в оборот. Тогда гражданин может уже за плату увеличить площадь своего участка, заключив соглашение с муниципалитетом», — поясняют в Росреестре. В этом случае собственнику нужно подать заявление о постановке на кадастровый учет и регистрации прав на земельный участок через МФЦ или официальный сайт Росреестра. Также необходимо иметь правоустанавливающие документы на участок и межевой план земельного участка, составленный кадастровым инженером.

Когда закон вступит в силу?

Закон, который позволяет оформить в собственность излишки площадей земельных участков, выявленные в результате комплексных кадастровых работ, заработает через 90 дней после его официального опубликования. Документ был официально опубликован 18 июня 2020 года.

Оставить
комментарий (0)

118874

Принят новый закон о прирезке земли

17 июня Президент РФ подписал новый закон, который своими положениями внес изменения в нормы Закона о кадастровой деятельности (ФЗ РФ № 221 от 24.07.2007) и Закона о государственной регистрации недвижимости (ФЗ РФ № 218 от 13.07.2015) – ФЗ РФ № 150 (от 17.06.2020). Текст документа в этот же день опубликован на Центральном интернет-портале правовой информации.

Законопроект был предложен представителями Министерства экономического развития. Идея его возникла после детального анализа результатов кадастровых работ, осуществленных в 16 регионах страны.

По данным Росреестра, с момента принятия законов, обязующих проводить кадастровые работы для постановки на регистрационный учет, количество зарегистрированных в ЕГРН земель возросло на 20 %. Специалисты Росреестрапришли к выводу, что осуществление кадастровых работ позволяет существенно уменьшить количество судебных тяжб по земельным вопросам. Плюс они являются гарантом защиты имущественных прав собственников и позволяют местным органам власти более эффективно управлять территориями.

Условия нового закона упрощают процедуру проведения кадастровых работ. Теперь кадастровый инженер может воспользоваться для их осуществления данными технических паспортов и прочими документами на земельный участок.

Согласно принятому закону, если в ходе проведения кадастровых работ инженер обнаружит, что заказчик использует в реальности для своих нужд площадь большую, чем обозначена в документах, излишек можно будет оформить в пользование официально.

Нормативный акт устанавливает правила осуществления кадастровых работ в зависимости от типа земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем. Например, теперь они будут отличаться для земель, отведенных под огороды и садоводческие хозяйства и для участков, на которых расположены многоквартирные дома.

Что такое прирезка?

Прирезкой земельного надела принято считать расширение границ имеющейся территории за счёт самовольно присоединённых земель, которые расположены рядом. Поскольку количество самовольно добавленных участков возрастало, то правительство решило узаконить и регулировать процесс прирезки.

Для урегулирования процессов прирезки земли Правительством РФ были внесены поправки в ЗК, вступившие в силу с 1.03.2015 года. В результате, в Земельном Кодексе появилась глава V.4, регулирующая прирезку земли, которая была переименована в перераспределение территорий, и позволяющая узаконить самовольно занятые участки. Поэтому понятие перераспределение земельных участков — это прирезка надела на законном основании.

После 1.03.2015 года за перераспределением муниципальной земли в Уполномоченный орган (УО) может обратиться гражданин, обладающий участком, который предназначен для выполнения действия, относящегося к огородничеству, садовничеству, сельскохозяйственной деятельности, индивидуальному строительству. Порядок перераспределения по новому законодательству выполняется в соответствии с главой V.4, ст. 39.29 ЗК.

Порядок оформления прирезки

При прирезке земли к участку порядок действий следующий:

  1. Написание заявления. Посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления на прирезку земельного участка]. Этот документ является основой для начала процесса прирезки участка и заключения договора на перераспределение земельных угодий. В заявлении указывается (п. 2, ст. 39.29 ЗК):

    • паспортные данные (номер документа, место регистрации, ФИО) заявителя-гражданина или название, ИНН и номер регистрации в ЕГРЮЛ для заявителя юр. лица;
    • кадастровые номера наделов земли, которые будут участвовать в процессе прирезки;
    • реквизиты проекта по межеванию участков (если прирезка будет осуществляться в соответствии к нему);
    • почтовый адрес (обычный или электронный) для обратной связи с заявителем.
  2. Сбор необходимых документов. В пакет нужной документации входит:

    • копия правоудостоверяющей либо правоустанавливающей документации на земельный надел, который принадлежит заявителю. Предоставляется в той ситуации, когда право владения наделом не зарегистрировано в госреестре прав на недвижимость;
    • доверенность, если интересы заявителя представляет доверенный гражданин;
    • перевод на русский язык свидетельства о госрегистрации юр. лица заверенный нотариусом предоставляется в ситуации, когда в роли заявителя выступает иноземное юр. лицо.
  3. Подача заявления и пакета документации в УО (п. 5, ст. 39.29 ЗК). Документация может подаваться в бумажном либо электронном варианте.
  4. Рассмотрение заявления. На протяжении 10 дней, после подачи заявления, документация рассматривается УО на предмет ошибок. Если при подаче документов заявителем имели место нарушения требований, утверждённых п. 2-3, ст. 39.29 ЗК, то УО вправе возвратить заявление заявителю.
  5. Вынесение вердикта по заявлению. По окончании (либо на протяжении) 30 дней, со дня подачи документации, УО должен выполнить одно из нескольких действий:

    • принять решение, утверждающее схему по расположению земельного надела и направить заявителю вынесенный вердикт;
    • направить заявителю согласие на оформление договора о прирезке надела, в соответствии с действующим проектом по межеванию земельных угодий;
    • отказать в подписании договора о прирезке надела на одном из оснований, указанных в п. 9, ст. 39.29 ЗК.
  6. Гражданин, заявление которого удовлетворено, обеспечивает проведение кадастровой работы с целью государственного учёта земельных наделов, появляющихся в результате прирезки. Для этого гражданину потребуется подать соответствующее заявление и кадастровый паспорт на участок в кадастровый орган.
  7. На протяжении месяца, после подачи заявления, кадастровая служба составляет проект соглашения о прирезке надела и отправляет его заявителю для подписания. Заявитель должен подписать соглашение в течение месяца после его получения.
  8. После подписания соглашения следует зарегистрировать право собственности на получившийся надел в Россреестре. Процедура регистрации прирезанного надела аналогичная регистрированию, купленного либо полученного в дар участка.

Цена оформления прирезки

Правительство России постановлением № 2020 от 3.12.2014, вступившим в силу с 1.03.2015, утвердило правила формирования цены на прирезку земельного участка. Согласно постановлению, функция по определению величины платы за перераспределение наделов возложена на федеральный орган исполняющей власти, который осуществляет полномочия владельца земельных территорий, являющихся федеральным владением.

Размер платы за прирезку равняется 15% от кадастровой цены на муниципальный надел, который переходит в собственность гражданина (п. 3 Правил определения величины платы за прирезку, утверждённых постановлением № 1308). Кадастровую стоимость можно узнать из кадастрового паспорта земельного угодья, в местной администрации либо из публичной кадастровой карты Россреестра.

Пример по прирезке земельного участка

Александр Айвазовский, проживающий в городе Златоуст Челябинской области, принял решение присоединить к своему земельному наделу смежное угодье. Смежная территория входила в состав муниципальных участков и находилась в аренде у господина Радченко (использовавшим надел для выращивания сельхоз культур).

Айвазовский обратился к юристу, чтобы уточнить, как оформить прирезку к земельному участку в 2020 году. Получив нужные сведения, гражданин написал заявление на прирезку муниципального надела и подал его в городской УО по земельным вопросам. Вместе с заявлением была представлена копия правоустанавливающего документа на угодье, принадлежащего Айвазовскому.

Через 24 дня после подачи заявления, УО вынес решение отказать гражданину Айвазовскому в удовлетворении его заявления. Отказ последовал на основании п. п. 2, п. 3, ст. 39.29 ЗК (отсутствие письменного согласия на прирезку землевладельцев, землепользователей или арендаторов). В данном случае отсутствовало разрешение на прирезку от арендатора Радченко.

Заключение

Подводя итог статьи, следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Основанием для прирезки надела служит написанное заявление, которое подано местному УО.
  2. УО на протяжении месяца, после принятия заявления, выносит вердикт, отказывающий или дающий согласие на прирезку участка.
  3. Плата за прирезку угодья установлена в виде 15% от кадастровой стоимости надела, который будет присоединён.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прирезке земельного участка

Вопрос: Меня зовут Василий Петрович. Я проживаю в посёлке Ярцево Смоленской области в собственном доме. Мой дом стоит на наделе в 15 соток. Во дворе у меня вырос небольшой фруктовый сад. Возле моего двора, с той стороны, где растут фруктовые деревья, расположена небольшая муниципальная свободная территория, площадью 1,5 сотки. У меня вопрос: «У меня есть право на законных основаниях прирезать муниципальные 1,5 сотки земли к своему наделу для развода фруктовых деревьев?».

Ответ: Василий Петрович, пунктом 3 статьи 39.28 ЗК Вам разрешается присоединить к своему наделу муниципальную землю, которая будет использована под садоводство.

Образец документов

Список законов

  • Ст. 39.28 ЗК
  • Ст. 39.29 ЗК
  • Постановление Правительства РФ № 2020 от 3.12.2014

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Данная статья адресована собственникам индивидуальных жилых домов,  чьи права на земельные участки еще не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном Федеральном законом от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).

Сразу следует отметить, что для государственной регистрации прав на земельные участки существенное значение имеют: период предоставления земельного участка, а именно, до или после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), вступившего в действие 25.10.2001г., вид разрешенного использования земельного участка, вид объекта недвижимости, находящегося на земельном участке.

Так, право собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования может быть зарегистрировано в порядке, установленном ст.25.2. Закона о регистрации. Данный порядок известен всем как «Дачная амнистия», он освободил правообладателей земельных участков от необходимости обращения в уполномоченные органы по вопросу принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности. Государственная регистрация права собственности проводится на основании ранее выданных документов, как правило, это государственные акты или свидетельства на землю, выданные местными администрациями.

В данном порядке право собственности на земельный участок могут оформить и граждане, имеющие любые выданные до введения в действие ЗК РФ документы, устанавливающие  или удостоверяющие право на земельный участок, в которых не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

Упрощенный порядок оформления права собственности на земельный участок в силу п.7 ст.25.3. Закона о регистрации  распространяется также и на собственников объектов недвижимости (например, индивидуальных жилых домов, садовых домиков, гаражей и др.), находящихся на земельных участках с вышеназванными видами разрешенного использования, при приобретении права в порядке наследования или по иным основаниям, например, на основании договора об отчуждении.  В этом случае право собственности  актуального собственника индивидуального жилого дома, садового домика или другого объекта недвижимости на земельный участок регистрируется в ЕГРП на основании документа, устанавливающего или удостоверяющего право любого прежнего собственника объекта недвижимости на земельный участок.  Есть еще одна особенность по данной категории дел: правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ на земельный участок предыдущего собственника подлежит обязательному представлению на государственную регистрацию только в том случае, если право данного лица на земельный участок ранее не было зарегистрировано в ЕГРП. При наличии в ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности (права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования) предыдущего собственника объекта недвижимости актуальному собственнику достаточно обратиться с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

В случае отсутствия у гражданина каких-либо документов на земельный участок, находящийся в его фактическом пользовании, на котором  расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ, такой гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность бесплатно.  Данное право предусмотрено п.4 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В целях приобретения прав на земельный участок собственнику жилого дома необходимо обратиться в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее – Департамент), являющийся  исполнительным органом государственной власти, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять полномочия собственника имущества Ульяновской области, а также распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в силу Закона Ульяновской области от 03.07.2015г. № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области». 

В данном случае основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок будет являться решение Департамента о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Собственник индивидуального жилого дома, созданного до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990г. №1305-1 «О собственности в СССР», в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает не менее пятнадцати лет и который является для гражданина единственным имеющимся у него жилым помещением, может приобрести земельный участок, находящийся под таким домом, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа. В этом случае необходимо, чтобы жилой дом являлся пригодным для проживания. Данное право предусмотрено Законом Ульяновской области от 03.06.2015г. №59-ЗО «О предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома, в собственность бесплатно» и может быть реализовано только при отсутствии возможности получения земельного участка в собственность по иным основаниям и иному порядку,  установленным законодательством Российской Федерации.

Органом, уполномоченным на принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является Департамент, в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, уполномоченный орган – администрации соответствующего муниципального образования.

В данном случае основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок будет являться решение соответствующего уполномоченного органа о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Положения Закона Ульяновской области от 03.06.2015г. №59-ЗО «О предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома, в собственность бесплатно» действуют только до 31.12.2016г.

Во всех других случаях земельный участок, находящийся под индивидуальным жилым домом, может быть  оформлен в собственность или в аренду в порядке, установленном ст.39.20. ЗК РФ.

В соответствии со ст.39.3. ЗК РФ земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом, предоставляется в собственность за плату без проведения торгов. Основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок в данном случае будет являться договор купли-продажи, заключенный с Департаментом, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, — с администрацией соответствующего муниципального образования.

Договор аренды земельного участка также заключается без проведения торгов (ст.39.6. ЗК РФ). В силу п.8 ст.39.8. ЗК РФ земельный участок предоставляется собственнику индивидуального жилого дома может быть в аренду на срок до 49 лет.

Согласно п.2 ст.26 ЗК РФ договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года и правовые последствия договора аренды наступают только после его государственной регистрации (п.1 ст.164 ГК РФ).

Решение о наличии или отсутствии оснований для проведения государственной регистрации принимается по результатам правовой экспертизы, проводимой государственным регистратором в порядке, установленном ст.13 Закона о регистрации. Необходимым условием государственной регистрации является уплата государственной пошлины, ее размер установлен ст.333.33. Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, составляет  350 рублей (пп.24 п.1 ст.333.33. НК РФ). Государственная пошлина  за государственную регистрацию договора аренды земельного участка – 2020 рублей (пп.22 п.1 ст.333.33. НК РФ).

Заявитель вправе по собственной инициативе представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. В случае отсутствия такого документа, факт уплаты государственной пошлины будет проверен  государственным регистратором самостоятельно. При этом следует отметить, что в силу п.4 ст.16 Закона о регистрации в случае непредставления документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть приняты к рассмотрению только после установления государственным регистратором факта ее уплаты.

Другим необходимым условием государственной регистрации права собственности или договора аренды земельного участка является наличие сведений о таком земельном участке в Государственном кадастре недвижимости,  поскольку п.1.2. ст.20 Закона о регистрации установлен прямой запрет на осуществление государственной прав на объект недвижимости, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ  «О государственном кадастре недвижимости».

Срок государственной регистрации права собственности на земельный участок или договора аренды составляет 10 рабочих дней.

В заключение хочется отметить, что использование земельного участка не по целевому назначению или без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, самовольное занятие земельного участка или части земельного участка является одним из оснований возбуждения административного производства и привлечения к административной ответственности на основании ст.7.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Заместитель начальника

отдела правового обеспечения

Управления Росреестра по Ульяновской области

Л.В. Елисеева

Начальник Межмуниципального отдела

по Чердаклинскому и Старомайнскому районам

Управления Росреестра по Ульяновской области

Г.А.Тарасов

Приобретение земельных участков возможно по различным основаниям: при заключении сделок между гражданами на возмездной/безвозмездной основе, при получении по наследству либо в результате приватизации госимущества. Независимо от оснований, получение официального права собственности возможно только после подачи заявления на регистрацию, осуществляемую уполномоченным госучреждением – Росреестром.

Согласно ГК регистрация должна проводиться при совершении всех юридически значимых операций с любыми объектами недвижимости, включая земельные участки. Данная процедура касается всех выгодоприобретателей: физических лиц, ИП и организаций.

Регистрационные действия включают в себя принятие документов с целью последующей их проверки и занесение сведений в ЕГРН – единую государственную базу данных. Только после полного завершения процедуры у нового землевладельца появляется право собственности – до этого момента заключение соглашения не приводит к значимым юридическим последствиям.

Необходимые документы

Если земля была получена на основании соглашения, то для того чтобы оформить право собственности, нужно подготовить следующие бумаги:

  • паспорт (в случае если оформление осуществляет представитель, то необходима доверенность, составленная у нотариуса);
  • квиток о внесении пошлины;
  • соглашение, подтверждающее совершение сделки;
  • выписка из кадастра;
  • документы прежнего владельца: его паспорт и документация на имущество.

Величина пошлины зависит от категории участников сделки и назначения земли.

В 2020 году она составляет:

2 тыс. руб. Для физических лиц.
22 тыс. Для юридических.
350 руб. Если участок предназначается для ИЖС.
100 руб. Для земель под аграрное хозяйство.

Образец кадастровой выписки на земельный участок

Что говорит закон об оформлении земельного участка в собственность

До оформления земельного участка в собственность рекомендуется ознакомиться с законодательной базой, которая регламентирует все возникающие права. Регистрационные действия могут регулироваться как федеральным законодательством, так и региональными нормативными актами.

В первую очередь это:

  • Закон об оформлении земельного участка в собственность (ФЗ N218), устанавливающий порядок и правила осуществления регистрационного процесса, а именно:
    • список оснований, по которым возможнао регистрация;
    • перечень необходимых бумаг;
    • способы и порядок обращения заявителей, имеющих цель закрепить свои права;
  • Земельный кодекс РФ.
  • Градостроительный кодекс.

Согласно правовым нормам, устанавливаемым вышеперечисленными законодательными актами, возможны следующие варианты приобретения земли в собственность:

  • получение в дар, в результате обмена либо купли-продажи;
  • передача по наследству;
  • выкуп у государства либо муниципального ведомства;
  • передача надела юридическому лицу в виде вложения в уставной капитал.

Требования к бумагам и прочие нюансы

Регистрационные действия осуществляются только после предоставления полного пакета документов. Недостача необходимых бумаг либо ошибки, допущенные при заполнении форм, повлекут за собой отказ либо приостановку регистрационного процесса.

В случае, если одновременно с оформлением права собственности осуществляется постановка надела на кадастровый учёт, можно подать одно общее заявление.

В некоторых случаях перечень документации может быть расширен. Так, при оформлении права в результате имевшей место сделки с участком, находящимся в долевой собственности, понадобится ещёе и соглашение, заверенное у нотариуса.

Основополагающие сведения, необходимые регистрационным органам, прописываются в заключенном договоре, а также содержатся в межевом плане. Чтобы подготовить такой план, нужно обратиться к кадастровому инженеру (по своему выбору), предоставив ему всю имеющуюся документацию на землю.

Заявление на выполнение работ по межеванию ЗУ

Скачать форму межевого плана

В процессе кадастровой инспекции определяются границы участка, которые согласовываются с собственниками соседних территорий. Согласованный акт прилагается к составленному межевому плану. При заключении сделок между гражданами в отношении земельных наделов сторонам необходимо согласовать все условия.

Скачать бланк акта согласования границ земельного участка

При этом в соглашении должна быть указана следующая информация:

  • сведения о дате и населенном пункте, в котором происходит подписание документа;
  • данные об участниках сделки;
  • предмет соглашения (№ участка согласно кадастру, его площадь, принадлежность к той или иной категории);
  • основания для совершения сделки;
  • согласованная стоимость участка и способ передачи средств (если сделка не безвозмездная);
  • порядок, согласно которому будет осуществлён переход прав на участок;
  • оговорка о наличии либо отсутствии обременений.

Соглашение должно полностью соответствовать установленным законодательным нормам – этот аспект будет в обязательном порядке проверяться при рассмотрении документов.

В случае когда надел приобретается по программе приватизации, нужно предоставить не только договор о выкупе, но и платёжку, которая свидетельствует о внесении установленного взноса.

Во всех случаях приобретения надела на платной основе при обращении в регистрирующий орган необходимо предоставить подтверждение полного расчёта по договору, за исключением случаев, когда в соглашении прописаны иные условия выкупа.

В тех ситуациях, когда регистрация производится на основании судебного акта, уполномоченные работники Росреестра должны исполнить решение суда именно так, как указано в документе.

Для этих целей в акте должна приводиться информация о правообладателе и сведения об участке (адрес, площадь, кадастровый номер и т.д.). В случае необходимости регистрационный орган либо сам заявитель могут подать запрос с просьбой разъяснить содержание судебного акта.

Форма межевого плана:

Правила и упрощённая схема

В сентябре 2020 г. вышел Федеральный закон об оформлении земельного участка в собственность, упрощающий порядок регистрационных действий.

В данном законе приводится перечень участков, попадающих под такое упрощенное оформление:

  • наделы, переданные под дачное либо садовое хозяйство;
  • для возведения жилых построек и гаражей;
  • участки, переданные в пожизненное наследство;
  • земли, передаваемые в бессрочное пользование.

Главным условием оформления участков по упрощенной схеме является факт передачи земельного надела до 30.10.01, то есть до даты, когда вступил в силу действующий Земельный кодекс. При этом земля должна предназначаться только под подсобное хозяйство либо ИЖС.

Для оформления участка в соответствии с данным постановлением понадобятся только документ-основание, по которому была выделена земля (о предоставлении надела местными органами власти для ИЖС либо справка из хозяйственного реестра о выделении надела для садоводческих целей), и кадастровая документация.

Предоставление других бумаг не требуется. Упрощенное оформление свидетельства на собственность на основании вышеупомянутого закона получило название «дачная амнистия».

Скачать ФЗ №93 О дачной амнистии

Образец свидетельства о праве собственности на землю

Порядок действий

Последовательность действий при оформлении земельного надела следующее:

  • посещение регистрирующего органа;
  • предоставление собранных бумаг;
  • получение расписки о том, что документы были приняты;
  • повторное посещение учреждения в целях получения свидетельства.

Процедура оформления занимает в среднем 9-10 суток, но возможны и исключения (о них будет упомянуто далее). Дата, когда следует прийти за готовым свидетельством, указывается специалистом на расписке. Свидетельство выдаётся заявителю либо его доверенному лицу. И в том, и другом случае обязательно нужно предъявить паспорт.

Федеральным законом N218 предусмотрены различные варианты подачи обращения для оформления прав на участок.

Гражданин может подать заявление любым из нижеперечисленных способов:

  • непосредственно в Росреестр (а именно в одно из его территориальных подразделений), при этом можно предварительно позвонить, чтобы записаться на приём;
  • через систему МФЦ;
  • посредством оформления электронной заявки в интернет-сервисе «Госуслуги».

Сроки обработки заявки в каждом случае будут разными. Не стоит забывать, что они регламентируются нормативными регламентами, поэтому заявитель вправе требовать их соблюдения.

В соответствии с ФЗ N218 сроки следующие:

7 рабочих дней В случае если обращение было подано напрямую в Росреестр.
9 дней При подаче заявления в МФЦ.
3-5 рабочих дней Если заключенная сделка уже прошла нотариальное удостоверение (к примеру, была пройдена предварительная процедура по оформлению наследства).

Срок рассмотрения обращения, поданного через веб-ресурс «Госуслуги», составляет до 3-х дней.

Причины отказа и возможные проблемы

Все причины отказа предусмотрены законодательными нормами.

Отказ возможен в случае если:

  • земля уже была ранее зарезервирована в каких-либо государственных целях;
  • участок находится в ведении Минобороны;
  • территория земли принадлежит к парковой зоне либо заповеднику;
  • надел не имеет чётких установленных границ, которые должны фигурировать в документации на землю;
  • гражданин не обладает правом обращения с такого рода заявлениями;
  • были вынесены судебные акты, которые ограничивают действия с данным земельным участком;
  • правом собственности на землю обладает другой гражданин либо организация;
  • документы предоставлены в неполном объёме.

В случае если, по мнению заявителя, отказ неправомерен либо он был предоставлен по причине, не указанной в вышеприведённом перечне, то решение регистрирующего органа можно оспорить, подав жалобу в суд.

Раздел земельного участка возможен между супругами после развода.

Читайте здесь, сколько по времени займет приватизация земельного участка.

Также мы расскажем, как выглядят документы на собственность земельного участка.

Шаг 2: оформление через МФЦ

  1. Дополните имеющийся у вас пакет документов декларацией всех построек, которые расположены на участке
  2. Обратитесь в Росреестр или МФЦ вашего района
  3. Оплатите госпошлину в кассе
  4. Подпишите заявления, которые вам выдаст сотрудник МФЦ
  5. Получите расписку о том, что подали прошение и документы
  6. Заберите свидетельство в указанный в расписке день

Как оформить в собственность землю, которая получена по наследству: особенности и правила

По закону у наследников есть 6 месяцев, чтобы оформить право собственности на земельный участок. В первую очередь, необходимо написать заявление у нотариуса о принятии наследства. Приняв заявление, юрист выдаст список документов, которые нужно собрать:

🖋 в кадастровой палате — выписку из земельного кадастра, паспорт участка с указанной рыночной стоимостью, справку про недвижимость на участке, выписку для вступление в права наследника, документ формы ЕГРП №3 на наследодателя;

🖋 в паспортном столе — справку с места регистрации, документ, который подтверждает степень родства с наследодателем;

🖋 у нотариуса — заверенное завещание.

Список нестандартных ситуаций при наследовании и дополнительные документы, которые могут понадобиться:

🖋 наследодатель получил землю также в наследство — выписка из налоговой;

🖋 недвижимость входит в состав дачного кооператива — устав кооператива — документ из ЕГРЮЛ, который можно получить территориально в налоговой;

После сбора и подачи пакета документов необходимо выждать установленный период — 6 месяцев — и начать госрегистрацию права собственности. Процедура проводится в отделении Росреестра, список документов на госрегистрацию включает:

🖋 паспорт наследника;

🖋 свидетельство о смерти наследодателя;

🖋 юридически заверенное свидетельство о наследовании;

🖋 кадастровый паспорт;

🖋 квитанцию об оплате госпошлины.

Как действовать в нестандартных случаях

Если приобрели участок до 2020 года.

В 2020 году были внесены поправки в земельное законодательство. Если вы приобрели землю раньше и одновременно не оформили свои права в качестве собственника, до обращения в Росреестр и МФЦ необходимо получить кадастровый паспорт. Для этого подайте заявление и оплатите услуги сотрудника кадастровой службы. Процедура доступна на участках с межеванием. Период оформления паспорта — 10 рабочих дней, но в ряде регионов, из-за загруженности регистраторов, срок ожидания увеличивается и оговаривается индивидуально.

Если нет межевания.

Межевание — фиксирование границ участка нормативно-правовым актом. Процедура исключает споры с соседями и необходима для регистрации права собственности на земельный участок. Если на вашем участке не было проведено межевание, закажите услугу в любой компании, которая выполняет землеустроительные работы. Чтобы составить межевой план, компания:

📌 соберет и проанализирует геодезические данные и карты местности;

📌 составит план участка;

📌 отметит на плане коммуникации и другие объекты;

📌 оформит межевой план согласно установленным нормам.

Чтобы завершить процедуру межевания, передайте в Кадастровую палату план, копию паспорта, документ подтверждающий право владения и оплатите услугу постановки на учет.

На практике межевание и получение кадастрового паспорта занимает около 6 месяцев.

Если нет документов, которые подтверждают право владения землей.

Если свидетельство купли-продажи, о вступлении в наследство, дарственная или другой правоустанавливающий документ был утерян или оформлен с ошибками, перед регистрацией его нужно восстановить. План действий зависит от ситуации:

📌 оригиналы документов утеряны — обратиться в Госорганы для получения дубликата;

📌 ошибки и неточности в договоре купли-продажи — связаться с продавцом и перезаключить сделку, соблюдая установленные правила и законы;

📌 земля оформлена в собственность по устаревшим правилам, из документов в наличии только членская книжка — подать иск в суд и узаконить сделку в судебном порядке;

📌 участок получен в собственность как часть садоводческого общества — провести общую приватизацию и выделить свою недвижимость.

Важно! При покупке земли получите у продавца справку о том, что на недвижимости нет обременения (территория не является залоговым имуществом в кредитной сделке). В противном случае, если участок выступает в качестве залога, сделка без разрешения залогодержателя может быть признана недействительной. Необходимая информация находится в свободном доступе в едином реестре прав.

Как стать собственником арендованной территории

В 2020 году вступил в силу новый Земельный кодекс РФ, согласно которому граждане имеют право стать собственниками участка, который находится в бессрочной или срочной аренде. Если территория была выделена согласно законодательству СССР и использована под жилищное строительство, оформить право собственности можно бесплатно. Воспользоваться преимуществом можно при условии, что вы:

📍 построили и стали собственником дачного дома, гаража, бани, хозяйственной постройки;

📍 построили, ввели в эксплуатацию и стали собственником частного дома;

📍 являетесь членом  садоводческого кооператива.

До конца 2020 года члены садоводческих товариществ и кооперативов могут пройти процедуру оформления в упрощенном порядке.

Бесплатно получить участок имеют право следующие категории граждан:

❗ инвалиды;

❗ ветераны ВОВ;

❗ дети-сироты;

❗ многодетные семьи;

❗ военные, отслужившие больше 10 лет;

❗ сотрудники органов внутренних дел, стаж работы которых больше 15 лет;

❗ молодые специалисты, которые задействованы в сельском хозяйстве;

❗ другие категории льготников.

За незастроенные наделы необходимо оплатить их среднерыночную стоимость.

Порядок действий

Перед тем, как оформить земельный участок в собственность, напишите заявление в органы власти, в ведении которых находится территория. К прошению приложите выписку из кадастрового плана. Муниципальный орган примет решение по вашему вопросу в течение 2 недель. В зависимости от особенностей дела, администрация может:

📍 бесплатно передать участок в собственность и выдать письменное разрешение установленного образца;

📍 предоставить возможность выкупить землю и направить на рассмотрение договор купли-продажи, провести регистрацию вы сможете только после оплаты выкупной стоимости;

📍 отклонить прошение, если вы не имеете права стать собственником в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса.

Важно! Собственники частных домов, которые построены на муниципальной территории, имеют преимущества при оформлении использованного или участка в собственность. Законом предусмотрены несколько оснований, по которым комиссия может. Например, при нецелевом использовании земли (дом построен в деревне на земле для сельскохозяйственных работ), или под строительство использован участок за границей ближайшего населенного пункта. Во всех других случаях комиссия удовлетворит ваше ходатайство.

После решения муниципалитета, для регистрации права собственности арендованной территории необходимо собрать и подать пакет документов:

📍 заявление о регистрации;

📍 копию паспорта;

📍 разрешение муниципалитета или договор купли-продажи;

📍 квитанцию об уплате госпошлины;

📍 выписку из кадастрового плана.

Как стать собственником бесхозной земли

Существует два способа стать собственником пустующего участка. Первый и самый простой — найти владельцев или их наследников и выкупить территорию. Чтобы ускорить поиск, можно обратиться в органы местного управления с просьбой оказать содействие или предоставить контактные данные владельца.

Если поиски оказались безуспешными, решение вопроса может занять 1-2 и больше лет. Чтобы стать собственником бесхозной территории следуйте инструкции:

  1. Подайте прошение в государственный орган управления районом. К заявлению приложите копии обращения в органы местного управления. Так вы подтвердите, что провели поиски хозяина. По результатам прошения муниципальный комитет поставит участок на кадастровый учет сроком на 1 год. Этот период предназначен для того, чтобы владелец или его наследники могли оспорить прошение.
  2. По истечению 1 года комиссия автоматически передаст дело в суд. Если в процессе разбирательства будет доказано, что территория пустует, она будет передана в собственность муниципалитета.
  3. Возьмите интересующий участок в аренду.
  4. Соберите и закажите разработку необходимых документов: генеральный план в местном БТИ, геодезический план в геодезической компании, заявление о передаче земли в собственность, поданное в районную администрацию, акт о временном владении, кадастровый паспорт.
  5. Подайте пакет документов в органы местного управления. Рассмотрение заявки может занять до 3 месяцев.
  6. Если муниципалитет примет решение в вашу пользу, можно будет выкупить участок по среднерыночной цене.
  7. После подписания договора купли-продажи, проведите межевание и зарегистрируйте территорию через Росреестр.

Сколько стоит оформить право собственности на землю

Стоимость оформления права собственности включает 2 обязательные статьи расходов: оплата государственной регистрации и госпошлины для МФЦ.

Стоимость регистрации в Госреестре:

✅ 2 000 руб. для граждан (при оформлении участка в собственность под ИЖС);

✅ 22 000 руб. для организаций.

Величина госпошлины зависит от назначения земли, кто является собственником и документов на основании которых происходит получение прав. Стоимость услуги указана в таблице.

На полученную в наследство земля также начисляется пошлина. Ее размер зависит от степени родства с наследодателем и составляет:

🔷 0,3% от оценочной стоимости недвижимости для близких родственников (но не больше 100 000 рублей);

🔷 0,6% от цены участка для родственников второй линии (но не больше 1 000 000 рублей).

Если оригинал свидетельства на собственность был утерян, выдача дубликата производится за дополнительную оплату: 350 рублей для физических лиц и 1 000 рублей для юридических лиц.

При сборе документов, дополнительно необходимо оплатить работу исследовательских и проектных бюро. Например, карту рельефа составляют на основе геодезической съемки, стоимость которой колеблется от 8 000 до 15 000 рублей. За оставление плана нужно заплатить в отдел архитектуры, за справку на недвижимость — в Федеральное агентство. Чтобы установить границы и провести межевание, оплачивают услуги межевого агентства или землеустроительной организации — в среднем от 5 000 до 9 000 рублей. Кроме денежных вложений, сбор справок и выписок требует и временных затрат. Если вы все сделаете верно, исключите ошибки и неточности при заполнении заявлений, процесс займет до 3 месяцев.  

Если вы захотите сэкономить время и силы при сборе и заполнении бумаг, дополнительно можно заказать и оплатить услуги специализированных компаний, которые помогают зарегистрировать земли как частную собственность. Вместе с этим, специалисты обеспечат правовое сопровождение процесса и проверят юридически значимые свидетельства. При этом вам необходимо будет передать личные данные и подписать нотариальную доверенность на сбор выписок, справок и проведение регистрации. Стоимость услуг таких компаний 10-15 тысяч рублей и больше, если выбранные территории предназначены для ведения коммерческой деятельности.

Где оплатить госуслуги?

Перевести деньги в уплату государственной пошлины можно удобным для себя способом:

🔶 через интернет — используйте специальную форму на официальном сайте ФНС: пройдите предварительную регистрацию, введите паспортные данные, реквизиты получателя, выберите вид пошлины и оплатите госуслуги;

🔶 в кассе банка — реквизиты указаны в квитанции, которую выдают в органах госрегистрации;

🔶 с помощью терминала — на основании квитанции, проплату можно произвести наличными или переводом с банковской карты;

🔶 с ближайшем почтовой отделении.

Если вы оплатили госпошлину и передумали оформлять участок в собственность, государство вернет 50% от внесенных средств. Если при переводе средств за госуслуги вы переплатили, разницу вернут в полном объеме. Для этого нужно подать заявление в орган регистрации.

Как сэкономить при оплате услуг регистрации

Чтобы получить скидку при оплате госпошлины, для перевода средств используйте Единый портал государственных, муниципальных и региональных услуг. Так вы сократите свои расходы на 30%. Если перевести в денежный эквивалент, выплата снизится с 2 000 рублей до 1 400 рублей. Кроме экономии денег, вы сможете сократить период оформления оплаты и выдачи квитанции — с 9 дней до 1 рабочего дня.

Без госпошлины передаются в собственность участки:

✒ государственного и муниципального владения;

✒ предназначенные для северного оленеводства;

✒ на территории регионов, которые вступают в состав РФ (пример – Республика Крым);

✒ малоимущим гражданам;

✒ органам государственной власти;

✒ представительству центрального банка РФ.

Также, от уплаты госпошлины освобождаются собственники, которые вынуждены проходить процедуру регистрации земельного участка из-за изменений и внесения поправок в законодательство.

Какие земли запрещено переводить в частную собственность?

✏ Улицы, набережные, площади, городские парки и скверы;

✏ кладбища, могильники и хранилища опасных веществ;

✏ территории, на которых расположены объекты атомной энергетики;

✏ заповедники, национальные парки и другие природоохранные зоны;

✏ территории, которые принадлежат Вооруженным Силам России;

✏ зоны отчуждения вдоль транспортных путей, аэропортов, портов.

Ограничения зафиксированы в статье 27 Земельного кодекса и статье 28 Федерального закона РФ. Чтобы проверить статус интересующей вас территории, обратитесь в органы Росреестра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: