Порядок изъятия земельного участка

Для пользования в интересах страны возможно исключение земельных площадей у их владельцев. Это допускается только в предусмотренных законодательно случаях.

Процедура изъятия земли у владельца

Этот процесс регламентирован федеральными актами – земельным и гражданским и частично нормами уголовного права. Изъятие имущества у его хозяина представляет собой процесс прекращения правомочий на объект недвижимости.

Одна из таких ситуаций – это принудительное отчуждение надела, которое предполагает передачу прав государству. При этом личное право в этот момент оканчивается.

Основания для прекращения землевладения

Они установлены гражданским законодательством России. Их составляют:

  1. Предъявление взыскания на недвижимость по причине существующих обязанностей, когда она является залоговым имуществом;
  2. Исключение угодий, которые незаконно были переданы в собственность лицу, например, в случае наследования их иностранным гражданином;
  3. Национализация земли, её реквизиция, конфискация;
  4. Выделение части общей площади с оплатой её стоимости, когда вырезание доли невозможно;
  5. Выкуп объекта, участвующего в государственных программах развития;
  6. Прекращение владения наделом, используемого в нарушение существующих правил;
  7. Исключение участка, на который оформлено право владения под зданием.

Что включает решение об изъятии участка?

Насильственное аннулирование прав на надел применяется, когда нарушаются принципы разумного пользования земельными богатствами:

  • Направление использования противоречит предназначению и определенной категории (ст.ст.7,8 ЗК РФ);
  • Методы пользования влекут порчу экологии пространства, исчезновение плодородия угодий с/х назначения (за исключением случаев, когда его разумному применению препятствовали объективные причины);
  • Отсутствие желания исправлять результаты нарушений, направленных на порчу охватывающего пространства, ложной системой эксплуатации участка, имеющего особый статус (ст.ст.95-100 ЗК РФ), невыполнение установленных мероприятий по проведению защитных мер, качественное усовершенствование почвы;
  • Невыполнение налоговых обязанностей.

Изъятие земли при незаконном пользовании

Собственник может быть лишен правомочий, в случае использования площади не по назначению в течении 3 лет или выявления грубого несоблюдения правил пользования. Такие наделы обследуются инспекторами земельного надзора, в частности, проверяется реальное состояние земельных ресурсов, формы пользования, степень понесенного ущерба.

Выявленные злоупотребления являются основаниями для привлечения землевладельца к административной или другой ответственности. Одним из вариантов наложенного взыскания может рассматриваться обязательная смена владельца путем реализации земли.

Процесс изъятия проводится в следующем порядке:

  1. При выявлении несоблюдения правил выносится решение представителями госорганов.
  2. После получения согласования хозяином, участок выносится на публичные торги.
  3. Полученные денежные средства, за вычетом трат, израсходованных на проведение аукциона, передаются владельцу имущества.
  4. Если согласование не получено, иск о продаже объекта направляется в суд.

Реквизиция земли

Одна из разновидностей принудительного порядка аннулирования правомочий на земельное имущество. Она производится в чрезвычайных ситуациях и преследует защиту жизни и здоровья граждан, социума и страны.

Реквизиция производится на платной основе. Владельцу выплачивается компенсация за отнятый объект, что удостоверяется соответствующей документацией (ст.51 ЗК РФ).

Статья 51. Реквизиция земельного участка

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции

2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса.

3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

Величина выплаты определяется правилами оценки имущества. Она представляет собой временную меру и, с исчезновением причин, хозяину возвращается собственность и возмещается ущерб. Если возврат невозможен, землевладельцу выплачивают реальную цену участка и сумму утраченной выплаты или при желании предоставляется равноценное землевладение в другом месте (ст.66 ЗК РФ).

Статья 66. Оценка земли

1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Порядок действий при реквизиции:

  1. Готовится документ об отчуждении государственной службой.
  2. Устанавливаются величина компенсации и порядок её выплаты.
  3. При отсутствии согласия с возмещением постановление оспаривается в судебном порядке.

Конфискация земельных участков

Эта разновидность изъятия предусмотрена ст.50 ЗК РФ и нормами УК.

Статья 50. Конфискация земельного участка

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

В такой ситуации, изъятие выступает в роли наказания за совершенные проступки, признанные судом. Конфискация носит безвозмездный характер. Порядок её проведения заключается:

  • Выносится приговор;
  • Принимается судебное решение о конфискационных действиях.

Прекращение права собственности

для государственных и муниципальных нужд

Статьей 49 ЗК РФ установлены случаи, когда такое возможно.

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;

объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Это:

  • Выполнение обязательств между государствами;
  • Необходимость возведения объектов обеспечения жизни (прокладка путей для транспорта, разных коммуникаций, совершенствование инфраструктуры и другое);
  • Исполнение требований действующих нормативных актов.

Проводится методом выкупа землевладения у хозяина. Решение о нем принимаются органами федерального уровня или субъектов РФ. Он может быть разрешен при получении одобрения правообладателя и проходит регистрацию в соответствующей службе.

ВАЖНО! По желанию владельца материальную выплату могут заменить на другой равноценный недвижимый объект. При этом осуществляется замена стоимости предоставляемого надела и правомочий в сумму компенсации.

Процедура заключается в:

  1. Подготовка проекта постановления об изъятии участка. Подбор площадки для постройки основывается на заключении об отчуждении, включающего реальные характеристики объекта, подтверждаемые выпиской из кадастрового реестра. Цели и сроки проведения, наименование правообладателя и его статус по отношению к угодьям, требования об извещении лица и регистрации документа, его измененные правомочия в связи с изъятием.
  2. Уведомление владельца, без него отбор не возможен.
  3. Регистрационные действия в отношении постановления представляют собой наложение ограничений на правомочия собственника изымаемого имущества. Проведение регистрационных действий может накладывать на хозяина траты по уходу за недвижимостью. Любые операции с ней не компенсируются государством.
  4. Правообладателю, собственность которого аннулируется, вручают соглашение и оценочный акт имущественного объекта. Документ составляется в свободной форме и должен учитывать нормативные требования для заключения сделки. В нем должен быть установлен максимальный период его подписания – не более 90 дней.
  5. В случае уклонения от удостоверения соглашения в суд подается иск о принудительном отборе.

Законодательно устанавливаются правила предоставления жилых помещений лицам, являющихся владельцами участка с домом или жильцам многоквартирного здания, расположенного на такой земле. Жилплощадь может представляться по договорам социального найма.

Порядок изъятия

Процедура отчуждения разделена на следующие этапы:

  1. Её инициирование и оформление соответствующего заявления.
  2. Резолюция принимается соответствующими структурами власти.
  3. Письменное уведомление собственника. Опубликование информации об экспроприации земли.
  4. Если информации об отчуждаемом наделе нет в ЕГРП, его хозяин должен в течение двух месяцев посетить администрацию и сдать заявление и правоустанавливающую документацию и представить контактные данные. Иначе недвижимое имущество признается публичной решением суда, так как новые правила дают возможность государству признать свои правомочия на бесхозный участок гораздо оперативнее.
  5. Лишаясь собственности, владелец вправе ходатайствовать о компенсации. Выкуп производится субъектом, для которого территория изымается. Проводится оценочная экспертиза его стоимости, других прав, недополученной выгоды и иных объектов, расположенных на его площади.
  6. По согласованию с владельцем ему может выделяться равный участок взамен отчуждаемого.
  7. Оформляется соглашение о прекращении права собственности, устанавливающее сроки компенсации и её величину и другие пункты.

Постановление об отчуждении земли

Для уведомления всех участвующих сторон о начавшемся процессе, готовится постановление, содержащее сведения об отчуждаемом объекте. В нем должна присутствовать информация:

  • Причины конфискации;
  • Владелец изымаемой земли;
  • Параметры участка и его технические характеристики.

В течении недели с момента его подписания копия документа направляется собственнику с целью извещения его о прекращении прав.

Определение размера компенсации

В расчет выплат за отчуждение земли включаются:

  • Рыночной цены земли:
  • Рыночной стоимости имущества, находящегося в границах участка;
  • Возможный ущерб, включая упущенную выгоду.

Реальная стоимость участка наиболее приближена к кадастровой его цене, которая доказывается отчетом о его оценке.

Изъятие участка в пользу государства.

Гарантии прав собственника при изъятии

Гарантии, представляемые землевладельцам – это правовые меры, целью которых является обеспечение правомочий при осуществлении процесса принудительного отобрания земельных площадей в интересах государства. Статьей 73 ЗК РФ устанавливает два вида применяемого обеспечения.

Это:

  • Отчуждение недвижимого объекта сопровождается возмещением его стоимости и убытков.
  • В зависимости от согласованности с землепользователем ему может быть представлен равноценный участок.

Подводя итоги нужно отметить, что неиспользование земли из-за последствий стихийных бедствий или иных подобных причин не могут быть поводом для отчуждения. Не станет им и время начала обработки земель. Отторжение части надела для нужд государства невозможно без согласия собственника.

Источник

05.12.2018

Земельное законодательство наделяет государство правом проводить изымание земельных наделов, если этого требуют нужды государства. Однако власти часто превышают свои полномочия. Они могут изымать земельные наделы незаконно. Именно поэтому обычным гражданам необходимо ознакомиться со всеми этапами процедуры изъятия участков земли.

Выделение нового земельного участка за счет изъятого

  • 7 Изъятие ЗУ при ненадлежащем использовании
  • 8 Что такое ненадлежащее использование
  • 9 Порядок изъятия
  • 10 Изъятие ЗУ в порядке реквизиции
  • 11
    Что такое реквизиция
  • 12 Возмещение стоимости или предоставление аналогичного участка
  • 13 Конфискация земельного участка
  • 14 Судебная практика
  • Понятие изъятия земельного участка


    Под этим понятием подразумевается процедура изъятия земельного ресурса для реализации нужд, которые может иметь муниципальный или государственный орган. Настоящая процедура состоит из 4 стадий:

    • принимается решение о будущем изъятии земли;
    • уведомляется владелец о таком решении;
    • определяется цель, а также порядок лишения надела;
    • выплачивается сума выкупа за надел, а также дополнительная компенсация.

    В юридической практике понятие «изъятие земельного участка» трактуется по-разному. Одни юристы сравнивают эту сделку с куплей-продажей, а другие называют изъятие «квази-сделкой», ссылаясь на принудительный характер выкупа земли.

    Изъятие ЗУ (его части)

    для государственных и муниципальных нужд

    (выкуп)

    Порядок для изъятия земельного участка четко прописан в Земельном кодексе РФ. Согласно ему процедура выкупа проводится в следующих случаях:

    • земельный надел требуется для реализации государством международных обязательств;
    • существует необходимость строительства государственного объекта, а другой подходящей территории для выполнения этого обязательства найти не удалось;
    •  если имущество признано аварийным;
    •  в случае необходимости создания или расширения территории с особо охраняемым статусом.

    Чаще всего изымаются земельные наделы, которые предоставлялись по договору аренды. В соответствии со ст. 610 ГК РФ после того как срок аренды истечет, действие договора автоматически продлевается на неопределенный срок.

    Орган власти имеет право в любой момент забрать такой надел, предупредив о том, что аренда прекращается, за 3 месяца. Если на нем расположена собственность, то единственной возможностью сохранить ее является приобретение земли. Изъять государство не может только особо охраняемые территории.

    Кто принимает решение для такого изъятия

    Решение о лишении земли могут принять:

    • исполнительные органы власти на федеральном уровне;
    • местные органы управления;
    • органы исполнительной власти субъектов федерации.

    Ходатайствующая сторона обязана компенсировать все расходы, связанные с выкупом земли и кадастровыми работами. Ходатайство может быть подано в отношении нескольких наделов.

    Уведомление собственника об изъятии

    Согласно п. 2 ст. 63 ЗК РФ исполнительный субъект государственной власти должен отправить собственнику участка, землевладельцу, землепользователю или арендатору письменное уведомление как минимум за год о планах изъять землю. Лишение земли раньше указанной даты возможно только с согласия собственника, пользователя или арендатора земли.

    Такое правило вытекает из ст. 279 ГК РФ и дает владельцу надела достаточно времени на решение всех хозяйственных вопросов, связанных с земельным наделом.

    В соответствии со ст. 280 ГК РФ после получения извещения об изымании его собственник, землепользователь и арендатор и далее сохраняет за собой права пользования. Он имеет право возводить на этом участке новые здания или проводить реконструкцию старых сооружений.

    Сколько стоит изъятие земельного участка

    Пунктом 4 ст. 63 ЗК РФ определено, что в случае изымания земли исполнительным органом государственной власти его владелец может рассчитывать на назначение денежной компенсации. Она выплачивается в 2-х случаях:

    • собственник изымаемого участка не желает получать равноценный надел на бесплатном основании;
    • исполнительный орган не имеет возможности выделить для правообладателя новый надел.

    В вышеперечисленных случаях собственник может претендовать на возмещение рыночной цены изымаемой земли. Более подробно правила расчета стоимости описаны в ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 27 июля 2021 г. Этот закон определяет факторы, которые влияют на стоимость земли:

    • рыночная цена;
    • кадастровая цена;
    • затраты на переоформление прав собственности;
    • компенсация за землю;
    • понесенные собственником убытки.

    Законодательство предоставляет правообладателю право привлекать к оценке своего участка и имущества, расположенного на нем независимую организацию.


    Выделение нового земельного участка за счет изъятого

    Предоставление нового земельного надела взамен изъятого называют возмещением в натуральном виде. Характеристики нового и старого участков должны быть аналогичными. Если исполнительный орган не располагает подходящим наделом, собственнику предлагают участок, который уступает по собственным характеристикам, но с денежной доплатой.

    Доплата в денежном эквиваленте выплачивается также тому правообладателю, который отдает государству землю с возведенными постройками, а взамен получает пустой участок. Или же он уступает надел, на котором был построен двухэтажный дом, а берет участок с небольшой деревянной постройкой.

    Изъятие ЗУ при ненадлежащем использовании

    Земля принадлежит к приоритетным природным ресурсам, которыми хотят владеть большинство людей. Но владелец земельного участка должен обеспечить надлежащий способ использования надела. В противном случае государство имеет право выписать штраф или же изъять надел за ненадлежащее использование.

    Что такое ненадлежащее использование

    Каждый собственник земли обязан соблюдать правила рационального пользования природными ресурсами. Понятие «рациональное пользование» может предусматривать:

    • исключение ухудшения плодородных свойств почвы, деградации и загрязнения земли;
    • сохранение свойств и уровня плодородности почвы;
    • эксплуатация участка по законному назначению;
    • применение нужных мер для охраны самого участка и также водных и лесных объектов;
    • выполнение мероприятий, направленных на восстановления плодородности почвы.

    Соответственно под понятием «ненадлежащее использование» необходимо понимать эксплуатацию участка с грубыми нарушениями юридических норм. К факторам неправильного использования относят:

    • ненадлежащий способ эксплуатации земельного надела (например, на участке, который отдается под сельхозназначение, возводится жилой дом);
    • нерациональная эксплуатация участка;
    • неиспользование земли в течение как минимум трех лет (например, земля была получена под ИЖС, но строительство жилого дома так и не было начато).

    Во всех таких случаях у государства есть право осуществлять принудительное изъятие земельного участка.

    Порядок изъятия

    Для проведения изъятия земли требуется соответствующее решение. Его принимают органы государственной власти на муниципальном или местном уровне. Кроме решения, порядок изъятия включает:

    • установление точного места расположения надела, уточнение его типа и кадастровых данных;
    • определение сроков и причин изъятия;
    • установление собственника земли (читайте: как оформить земельный участок в собственность), а также оснований, которые дают ему право использовать эту территорию;
    • извещение правообладателя о будущем принудительном изъятии исполнительным органом;
    • установления перечня прав, приобретаемых определенным человеком.

    Если же собственник земли считает решение органа управления несправедливым, он имеет право обжаловать его в судебном порядке.

    Изъятие ЗУ в порядке реквизиции

    Согласно ст. 235 ГК РФ в некоторых случаях государству разрешено изымать землю с дальнейшей выплатой компенсации. Такой вид изъятия называют реквизицией. Государство может реквизировать землю в случаях острой необходимости и в интересах общества.


    Что такое реквизиция

    Реквизицией земельного надела называют отчуждение участка, за который власти выплачивают компенсацию.

    К отличиям реквизиции и конфискации относят:

    • возмездный и временный характер;
    • используется только в особых ситуациях – авариях, эпидемиях, стихиях и т. д.

    В порядке реквизиции отчуждение надела производится для защиты населения от угроз, которые возникли в связи с бедствием. После изъятия собственнику территории выдают документ, в котором объясняется понятие процедуры реквизиции, а также условия и содержание этого процесса.

    Возмещение стоимости или предоставление аналогичного участка

    После реквизиции владельцу надела предлагается 2 варианта дальнейшего развития событий:

    • ему возвращают участок и выплачивают денежную компенсацию за ущерб, причиненный лишением земли;
    • собственнику выдают новый участок по причине невозможности эксплуатации старого надела, ему также могут предложить компенсацию в размере рыночной цены надела.

    Если владелец земли считает, что реквизиция его участка была проведена незаконно, он может требовать возврата надела в судебном порядке.

    Конфискация земельного участка

    В соответствии со ст. 50 ЗК РФ конфискацией называют принудительное лишение земельного ресурса на основании судебного решения. Вышеуказанный Кодекс в ст. 49 определяет случаи, когда власти могут конфисковать землю:

    • нецелевое использование надела;
    • земля требуется для соблюдения международных обязательств государства;
    • санкция за преступление (Уголовный кодекс позволяет проводить изъятие у физических лиц, достигших 16-летнего возраста);
    • неиспользуемый надел;
    • через этот надел планируется строительство автомобильной дороги;
    • на земле планируется строительство объектов снабжения;
    • на территории уже расположены или будут находиться объекты, связанные с обороной страны.

    Первый этап конфискации – это судебный процесс, где проходит рассмотрение дела об отчуждении земли. В случае положительного решения оформляется постановление об изъятии земли. Его выносят за 2 месяца до предполагаемой даты отчуждения. В документе указывают:

    • основание отчуждения;
    • данные собственника земельного надела;
    • общую площадь участка, его номер ( узнайте: что дает кадастровый номер участка) и цену по кадастру.

    Если в постановлении отсутствует хотя бы один из пунктов, то собственник имеет все шансы восстановить свои права на землепользование.

    Если конфискация земли осуществляется для реализации государственных нужд, ее владелец может рассчитывать на выкуп надела на общих основаниях по кадастровой цене. После изъятия земли любые права на использование, продажу, аренду и наследование прекращаются.

    Судебная практика

    Как показывает судебная практика, власти довольно часто нарушают процедуру изъятия участков земли. Как результат, суд не удовлетворяет их иски об изъятии земли в принудительном порядке.

    Обычно нарушения чиновников касаются:

    • неправильной процедуры принятия решения о лишении;
    • уведомления владельца земли о лишении в будущем;
    • неправильной оценки цены надела;
    • заключения соглашения о лишении;
    • регистрации новых прав собственности.

    Рассмотрим один пример из судебной практики. 21 июля 2021 г. компания «В1» взяла в аренду несколько участков земли на 10 лет. На них были возведены постройки. В 2021 г. власти столицы отдали распоряжение забрать участки компании «В1» в государственных целях. Департаменту земельных ресурсов приказали разорвать договор аренды и прекратить права арендатора на эти наделы. Кроме того, компании обещали выплатить компенсацию. 05 февраля 2021 г. было зарегистрировано распоряжение об изъятии, а арендаторам отправлено соответствующее уведомление.

    По причине невозможности прийти к согласию Департамент земельных ресурсов подал иск на компанию о принудительном изъятии земли. Но судьи задумались о возможности применения норм относительно изъятия участков для нужд государства к арендованным наделам. Процедура изъятия земли в таких случаях регулируется ст. 49, 55, 57 и ЗК РФ и ст. 279–283 ГК РФ. А принудительное лишение прав владения арендованными землями основывается на пп. 5 п. 2 ст. 46 ЗК РФ, где сказано, что разорвать договор аренды можно по желанию арендодателя. Суды первых инстанций удовлетворили иск истца.

    А вот в Постановлении Президиума ВАС РФ № 2379/11 от 26 июля 2021 г. решения предыдущих инстанций были отменены. Дело отправили на доследование. Президиум отметил, что нормы об изымании земли для нужд государства касаются также арендованной земли. В таком случае власти должны выкупать надел, а также недвижимость, которая была построена на нем.

    Если собственник земельного надела сумеет доказать нарушение в работе властей, то он может добиться:

    • восстановления положения, которое имело силу до нарушения прав;
    • отмены акта, принятого органами власти;
    • компенсации за понесенный убыток.

    Если же государственный орган выполнил всю процедуру изъятия поэтапно, суд вынесет решение в его пользу.

    Изъять земельный участок у владельца в 2021 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

    Новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке изымать не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.

    • Кроме того, государство сможет, наконец, разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями, которые были в свое время щедро розданы колхозникам.
    • Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.

    Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения до сих пор юридически не оформлены:

    • Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся.
    • Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций. В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).

    Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.

    Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты.

    • Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.
    • Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.
    • По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.
    • Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.

    Хороший стимул для работы, уверены в комитете, и это только часть возможного заработка.

    Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения.

    • Кстати, большинство из них как раз и находятся на таких землях. Заросшие бурьяном и много лет не используемые садовые и дачные участки также можно будет изымать. Условия и процедура такой передачи устанавливаются данным законом.

    Конечно, панике поддаваться не надо, эксперты считают, что добросовестным земледельцам беспокоиться нечего, отобрать землю будет все же не так просто. Однако привести в порядок документы и свои участки будет не лишним.

    Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании «Приоритет», основанием для изъятия сельскохозяйственных земель стали следующие критерии:

    • Если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния. Конкретизировать критерии на «изъятие» еще предстоит правительству РФ.
    • И если земельный участок в течение трех лет подряд с момента возникновения права собственности на него не использовался в соответствии с назначением. Признаки неиспользования также будут установлены правительством РФ.

    При этом закон предоставляет право землевладельцам устранить нарушения порядка использования земельных участков:

    • Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
    • Собственники могут избежать негативного сценария «расставания с земельным ресурсом», если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.

    «На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии «ненадлежащего использования» и «неиспользования» земель сельхозназначения, — уверен Виталий Бородкин. Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит. У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории«.

    Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:
    • Законом установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
    • Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
    • Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.

    «Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.

    Изъятие земельных участков в 2021 году: основания, новый порядок и судебная практика

    Отобрать имущество у владельца в 2021 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

    Государство или муниципалитет может изъять земли

    Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной  защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

    Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

    Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

    Закон об изъятии земель в 2021 году

    При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

    Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

    • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
    • были утверждены проектами планировки территории.

    Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

    • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
    • для выполнения международных обязательств;
    • для разработки недр;
    • признании жилого помещения аварийным.

    Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:

    • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
    • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

    Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

    Отдельно следует упомянуть конфискацию:

    • Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
    • Общих черт изъятие и компенсация не имеют.

    Новый порядок процедуры изъятия земель

    Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.

    В 2021 году изъятие включает несколько этапов:

    • вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
    • поиск правообладателей;
    • вынесение постановления компетентной комиссией;
    • уведомление собственника;
    • подготовка соглашения;
    • отчуждение земли и регистрация перехода права.

    Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.

    Добровольное и принудительное изъятие земель

    Процедура предполагает преимущественно добровольный порядок. Изъятию предшествует уведомление собственника о намерении государства или муниципалитета получить в свое владение землю в обмен на компенсацию. Для этого всем собственникам предлагается заключить соглашение, которое предусматривает возмещение денег.

    Расчет производится с учетом:

    • рыночной стоимости;
    • цены недвижимости размещенной на земле;
    • упущенной выгоды.

    Если стороны не смогли договориться об условиях, применяется механизм принуждения. Условия и порядок перехода права будет определять суд.

    Отдельным видом принудительного отъема земли является реквизиция. Она всегда носит принудительный характер и может быть временной или постоянной. Применение реквизиции обоснованно острой необходимостью или чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция имеет иную природу, чем изъятие и осуществляется в особом предусмотренном порядке.

    Поиск правообладателей

    Прежде чем принять окончательное решение о присвоении земли, органы власти должны отыскать собственников земель и заключить с ними соглашение. Только после этого будет возможно осуществить переход права собственности.

    Для поиска владельцев земли заинтересованный орган власти:

    • размещает сведения на районных информационных стендах;
    • объявляет о предстоящем изъятии территории у себя на сайте;
    • направляет запросы в органы Росреестра.

    Если сведения в электронных реестрах отсутствуют, поиск осуществляется на основании данных из архивов. Без уведомления владельца земли отнять ее в рамках изъятия нельзя. Органу власти необходимо иметь подтверждение об уведомлении собственников в установленном порядке. В случае если собственников не найдут, заинтересованный орган вправе потребовать перехода собственности через суд. Землевладелец, узнавший об изъятии земельного участка, после завершения процедуры может претендовать только на компенсацию. Если право на землю возникло до 2021 года, доказывание права собственности на землю может быть осложнено отсутствием сведений в базах Росреестра.

    Окончательное решение об  изъятии земель

    Как только правообладатели найдены и оповещены, заинтересованный в изъятии компетентный орган готовит документы для оформления окончательного решения в форме постановления.

    Для вынесения постановления необходимы сведения:

    • о площади и местоположении изымаемых участков;
    • расположенных на земле недвижимых объектах;
    • сведения о документах, инициировавших процедуру.
    Постановление об изъятии земель

    В течение 2 месяцев компетентный орган готовит постановление об изъятии земельных участков.

    Окончательный вариант документа должен содержать:

    • основания изъятия;
    • сведения о владельцах земельных участков;
    • площадь земли;
    • сведения о кадастровых номерах.

    Копии постановления направляются заинтересованным органам и землевладельцам.

    Компенсация
    • Выплата за землю формируется с учетом кадастровой стоимости.
    • Если предложенная сумма собственника не устраивает, производится переоценка.
    • В качестве компенсации владелец земли может запросить другой земельный участок, но соразмерный по стоимости.
    Судебная практика

    Нередко государственные органы нарушают процедуру изъятия земли. Это становится причиной судебного отказа в принудительном изъятии территории.

    Чаще всего чиновниками нарушается:

    • процедура принятия решения;
    • порядок извещения владельца земли;
    • порядок проведения оценки.

    Если собственник участка хочет потянуть время и не намерен сдаваться без боя, его бдительность поможет в выявлении нарушений в действиях компетентного органа.

    Если указать суду на ошибки в процедуре и в ходе рассмотрения дела по существу все подтвердится, собственник имеет право:

    • на восстановление положения существовавшего до нарушения права;
    • отмену акта органа власти;
    • возмещение убытков.

    В случае если орган власти произвел процедуру поэтапно, решение будет вынесено в его пользу.

    Использованы материалы из источников:

    • rg.ru
    • http://bigland.ru/

    Земельное законодательство определяет следующие виды изъятия земельных участков:

      1. изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
      2. изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования;
      3. конфискация (безвозмездное изъятие за совершенное правонарушение);
      4. реквизиция (при чрезвычайных обстоятельствах).

    Основания изъятия земельных участков

    для государственных и муниципальных нужд

    Ст. 49 ЗК РФ устанавливает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

    1) выполнением международных договоров РФ;

    2) строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

    • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
    • объекты использования атомной энергии;
    • объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
    • объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
    • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
    • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
    • объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
    • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

    3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

    Ст. 15 Федерального закона от 1 декабря 2021 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2021 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    П. 10 ст. 32 Жилищного кодека Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ.

    П. 9,10 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ.

    Ст. 25.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

    См. также Изъятие земельного участка по решению суда и при ненадлежащем использовании

    Порядок изъятия земельных участков

    для государственных и муниципальных нужд

    Ст. 279 ГК РФ устанавливает, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Однако, уже в ст. 282 ГК РФ вводится уточнение: «Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд».

    ИМХО: Введение в ГК РФ ст. 282 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ противоречит ст. 8 Конституции РФ, нарушая принцип равной защиты всех форм собственности в РФ: ни физическое, ни юридическое лицо не имеют права подать иск о принудительном изъятии земельного участка у государства или муниципалитета, даже в случае его нецелевого использования.

    При этом за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (ст. 281 ГК РФ). Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

    Порядок изъятия земельных участков

    для государственных и муниципальных нужд

    установлен Гл. VII.1 ЗК РФ.

    Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

    1. уполномоченный федеральных органов исполнительной власти —  для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе в связи с осуществлением недропользования (за исключением недр местного значения);
    2. уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ — для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, а также для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
    3. органы местного самоуправления — в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

    Изъятие земельных участков осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которые принимаются:

      • по их собственной инициативе;
      • на основании ходатайства об изъятии земельных участков, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ (естественные монополии; недропользователи; уполномоченные на это договорами или имеющие лицензии).

    С ходатайством об изъятии земельного участка вправе обратиться:

    1. организации, имеющие право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд (см. Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 N 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд»);
    2. орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка:
      • изъятия земельного участка для выполнения международного договора;
      • для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения (за счет бюджетных средств — полностью или частично);
    3. государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.

    Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Ходатайство об изъятии земельного участка:

    1. может быть подано в отношении одного или нескольких земельных участков;
    2. должно содержать цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
    3. может быть подано или направлено заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    Причины возврата без рассмотрения ходатайства об изъятии участка

    Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, в срок не более чем 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства об изъятии возвращают его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:

    1. данные уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не вправе принимать решение об изъятии земельного участка для целей, указанных в ходатайстве об изъятии;
    2. заявитель не является правомочным лицом (предусмотренным п. 1-3 ст. 56.4 ЗК РФ);
    3. не представлена схема расположения земельного участка и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование такого земельного участка;
    4. ходатайство об изъятии по содержанию или форме не соответствует установленным требованиям.

    Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены ст. 56.3 ЗК РФ, и включают:

    Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Разделы статьи:

    • Чем вызвана необходимость изъятия участков?
    • «Сочинский синдром»
    • Основные положения нового закона
    • Как производится изъятие участков по новому порядку?
    • Основания для изъятия земельных участков
    • Полезно ознакомиться

    Чем вызвана необходимость изъятия участков?

    Необходимость изъятия земель у собственников возникает в случае, когда у государство и муниципалитеты приступают в строительстве крупных инфраструктурных объектов, а земельные участки граждан и компаний, попадают в зону их размещения. Наделы могут изыматься из собственности владеьцев, если иного способа решения задачи нет.

    Так происходило, например, в Сочи при при строительстве олимпийских объектов. Так происходит при строительстве:

    • крупных автотранспортных магистралей
    • железнодорожных веток
    • газовой магистрали
    • нефтепроводов
    • водопроводов
    • линий электропередач

    Такие объекты обеспечивают населённые пункты, их отдельные районы электричеством, газом, водой, современными автобанами, связывающими не только поселения или области, но и страны.

    Земельные наделы на территории строительства объектов попадают в поле зрения органов, государственно-правового управления, ведущих российских архитекторов, земельных специалистов, экономистов, строителей задолго до начала процедуры изъятия.

    На этапе проектрования объекта:

    • исследуется территория, где он будет размещаться
    • выявляются ситуации, при которых будут затронуты права собственности землепользователей
    • проводится оценка предстоящих финансовых вложения в строительство
    • уточняется время, требуемое для реализации проекта
    • оцениваются компенсации собственникам за изъятие земельных участков

    Общий государственный анализ сложившегося положения дел в этом вопросе выявил необходимость доработки Земельного кодекса РФ, которая и была проведена. Появилась глава, описывающая новый порядок изъятия земель.

    Федеральный закон №499-ФЗ, в соответствии с которым появились поправки в ЗК РФ, определил новый порядок:

    • изъятия ЗУ
    • принудительного отчуждения ЗУ

    для государственных и муниципальных нужд

    В статью 279 ГК РФ внесено уточнение:

    • изъятие ЗУ для государственных или муниципальных нужд осуществляется путём прекращения прав:
      • права собственности на ЗУ
      • права постоянного (бессрочного) пользования ЗУ
      • права пожизненного наследуемого владения участеом 

    «Сочинский синдром»

    Изъятие земель — процесс всегда болезненный. Причина этого обстоятельста известна властям и собственникам участков. Это несправедливая цена, предлагаемая властями при выкупе земельного актива у владельцев наделов.

    На памяти у многих огромная волна возмущений и недовольства, прокатившаяся при массовом изъятии участков при подготовке к Олимпиаде-2014.

    Поэтому подготовка нового порядка решения задач госнужд, связанных с таким изъятием, вызвала бурную негативную реакцию общественности и ожесточённые споры.

    Опасения собственников остаться без принадлежащих участков. получив за них ничтожную компенсацию, небезосновательны, ведь их многие «товарищи по беде» в Сочи, уже пережившие ударную волну, у которых были изъяты земли и дома, так и не смогли добиться вменяемого возмещения за свои потери.

    Изъятие земель вызывает конфликт интересов:

    • инициатор изъятия оценивает имущество, стремясь снизить расходы
    • собственник пытается защитить свои права

    Злоупотребления в спорах за землю могут быть при этом с обеих сторон.

    Основные положения нового закона

    • cобственники земель, землепользователи, землевладельцы и арендаторы ЗУ объединены в одну группу — правообладатели 
    • определены:
      • основания для изъятия ЗУ
      • содержание положения:
        1. о процедуре принятия решения
        2. о заключении соглашения об изъятии
    • установлено, что за изымаемый земельный участок правообладателю полагается возмещение (статья 279 Гражданского кодекса РФ, статья 56.8 Земельного кодекса РФ)

    В размер возмещения включаются:

    • рыночная стоимость:
      • земельного участка
      • иных прав на ЗУ, прекращающихся в связи с его изъятием
    • убытки:
      • или причинённые изъятием земельного участки
      • или в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды)
    • упущенная выгода

    Если на изымаемых участках расположен многоквартирный комплекс или иное здание, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.

    Прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с госнуждами, будет внесено в кадастровый реестровый учёт.

    Новый закон устанавливает:

    • единые, общефедеральные правила прекращения прав
    • порядок выплаты компенсаций

    Предполагается, что положение закона позволит исключить ранее активную коррупционную составляющую процесса изъятия.

    Как производится изъятие участков по новому порядку?

    Изъятие земельных участков может производиться:

    • по заключённому соглашению об изъятии между органом власти и правообладателем надела
    • принудительно

    Изъятие участка на основе соглашения

    Правообладателю участка будет предложено заключить соглашение о выкупе участка, при этом в цену выкупа должны включаться:

    • рыночная стоимость земли
    • стоимость находящейся на ней недвижимости:
      • домов
      • надворных построек
      • гаража
      • других
    • связанные с таким поворотом событий:
      • убытки
      • упущенная выгода
      • затраты собственников на переезд и обустройство на новом месте

    Непростой предмет переговоров — выкупная цена. Выкупать землю власти намереваются по рыночной цене, произведя по ней свою оценку. Но собственник, если не согласится с ней, может заказать свою экспертизу и назвать свою цену. В течение 3 месяцев стороны должны принять окнчательное решение.

    После этого власти: 

    • готовят проект соглашения, включающий:
      • размер цены
      • условия изъятия
    • отправляют проект соглашения правообладателю

    Получив проект соглашения, правоблатель ЗУ должен рассмотреть его за 3 месяца.

    О принятом решении об изъятии власти обязаны в письменной форме сообщить правообладателям. Уведомление направляется в течение 7 дней со дня принятия таких решений.

    Изъятие участков и объектов недвижимости до истечения 3 месяцев со дня получения уведомления властей делается только с согласия правообладателей.

    До принятия решения об изъятии власти:

    • ведут выявление собственников ЗУ
    • выполняют катастровые работы
    • проводят оценку:
      • планируемых к изъятию площадей
      • стоимости недвижимости
    • ведут первичные переговоры с правообладателями

    Право на изъятие земли есть не только у органов власти. Им обладают также юридические лица в случае одобрения соответствующего ходатайства. Подать его могут компании, включённые в правительственный список (к примеру, компания «Газпром», прокладывающая газовые магистрали и действующая в рамках государственных программ газификации).

    До получения уведомления о принятии решения об изъятии земли у правоблателей сохранется право:

    • владения
    • распоряжения

    недвижимым имуществом, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд, с отнесением на них возможных рисков

    Процесс напоминает процедуру освоения ветхого жилого фонда, когда сделки по нему останавливаются заранее, чтобы предотвратить возможные спекуляции. Выселяющиеся получают компенсацию и освобождают свои прежни обжитые «земельные квартиры». Волнуют расчёты суммы полагающейся компенсации.

    Принудительное изъятие

    Принудительное изъятие земли происходит в том случае, когда власти и правообладатели не сумели договоритться о выкупе. Выполняется оно по решению суда.

    В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает то, что за участок власти заплатят по рыночной цене.

    Иск в суд орган власти может подать только через 90 дней после того, как собственник или арендатор участка получит проект соглашения о его изъятии.

    Трёх месяцев на то, чтобы успеть оформить свою недвижимость по закону, может ведь и не хватить, а вот за самострой никакого возмещения не полагается.

    Законом конкретизированы объекты, не подлежащие учёту при установлении размера возмещения. Правообладатель участка не сможет получить:

    • возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию надела
    • за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды земли, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии (пункт 8 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ)

    Основания для изъятия земельных участков

    Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд связано со следующми обстоятельствами (статья 49 ЗК РФ):

    • выполнение международных договоров Российской Федерации
    • строительство, реконструкция объектов:
      • государственного значения:
      • федерального значения
      • регионального значения
      • местного значения

    Это объекты:

    • федеральных и региональных энергетических систем
    • использования атомной энергии
    • обороны страны и безопасности государства:
      • инженерно-технические сооружения
      • линии связи и коммуникации, предназначенные для защиты и охраны Государственной границы РФ
    • федерального транспорта
    • связи федерального и региональгного значения
    • транспорта
    • инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования
    • космической деятельности
    • линейные объекты субъектов естественных монополий
    • систем:
      • электроснабжения
      • газоснабжения
      • теплоснабжения
    • централизованных систем:
      • горячего водоснабжения
      • водоснабжения
      • водоотведения
    • автомобильные дороги

    Есть надежда, что разработанный механизм изъятия земель будет справедливым для всех сторон этого процесса.

    Полезно ознакомиться и с этим

    • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
    • Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать здесь
    • Узнать о новом Классификаторе ВРИ – 2021 можно здесь
    • Чем интересна «лесная амнистия» для собственников участков – читайте здесь
    • признаками капитальных и некапитальных (временных) объектов можно ознакомиться здесь.
    • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2021 года можно ознакомиться здесь.
    • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться здесь.
    • В 2021 году Выписки из ЕГРП заменили на Выписки из ЕГРН, так как с 1 января 2021 года вступили в силу новые требования, касающиеся регистрации и постановки на кадастровый учёт недвижимого имущества физических и юридических лиц. Ознакомиться с подробностями можно здесь.
    • С порядком изменения ВРИ земельных участков, действующим с 2021 года, можно ознакомиться здесь.
    • Как определить вид использования участка для ИЖС, ЛПХ, КФХ, дачного строительства по Классификатору ВРИ можно ознакомиться здесь.
    • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться здесь.
    • С расчётом налогов на недвижимость в 2021 году можно ознакомиться здесь.
    • C порядком раздела участков — здесь.
    • С новым порядком подготовки к сделкам, их нотариальным удостоверением можно ознакомиться здесь.
    • Для тех, кого интересует возможность увеличения площади земельных участков для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огродничества, находящихся в собственности, полезно ознакомиться с порядком оформления прирезок, представленном на странице портала «Земельный Вопрос».
    • С 1 января 2021 года в кадастровом паспорте должны быть зафиксированы точные границы участка, поскольку купить, продать, заложить или подарить землю без точного описания границ будет попросту невозможно. Так регламентировано поправками к Земельному кодексу. А тотальная ревизия границ по инициативе муниципалитетов началась с 1 июня 2021 г.
    • С 1 марта 2021 года вступил в силу новый Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (N 171-ФЗ «от 23.06.2014 г.), в соответствии с которым, частности, упрощена процедура выкупа земельных участков у муниципалитетов. Ознакомиться с основными положениями закона можно здесь.
    • В отношении регистрации домов, бань, гаражей и других построек на земельных участках, находящихся в собственности граждан, улучшит ситуацию новая дачная амнистия.

      ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться здесь.

    • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь.

    Земельное
    законодательство определяет следующие виды
    изъятия земельных участков
    :

      1. изъятие
        земельных участков для государственных
        или муниципальных нужд;

      2. изъятие земельного
        участка ввиду его ненадлежащего
        использования;

      3. конфискация
        (безвозмездное изъятие за совершенное
        правонарушение);

      4. реквизиция (при
        чрезвычайных обстоятельствах).

    Основания изъятия земельных участков

    для государственных и муниципальных нужд

    Ст.
    49 ЗК
    РФ устанавливает, что изъятие земельных
    участков для государственных или
    муниципальных нужд осуществляется
    в исключительных случаях по основаниям,
    связанным с:

    1)
    выполнением международных договоров
     РФ;

    2)
    строительством, реконструкцией объектов
    государственного значения
     (объектов
    федерального значения, объектов
    регионального значения) или объектов
    местного значения при отсутствии других
    возможных вариантов строительства,
    реконструкции этих объектов:

    перечень
    объектов

    • объекты федеральных
      энергетических систем и объекты
      энергетических систем регионального
      значения;

    • объекты использования
      атомной энергии;

    • объекты обороны
      страны и безопасности государства, в
      том числе инженерно-технические
      сооружения, линии связи и коммуникации,
      возведенные в интересах защиты и охраны
      Государственной границы Российской
      Федерации;

    • объекты федерального
      транспорта, объекты связи федерального
      значения, а также объекты транспорта,
      объекты связи регионального значения,
      объекты инфраструктуры железнодорожного
      транспорта общего пользования;

    • объекты,
      обеспечивающие космическую деятельность;

    • линейные объекты
      федерального и регионального значения,
      обеспечивающие деятельность субъектов
      естественных монополий;

    • объекты систем
      электро-, газоснабжения, объекты систем
      теплоснабжения, объекты централизованных
      систем горячего водоснабжения, холодного
      водоснабжения и (или) водоотведения
      федерального, регионального или местного
      значения;

    • автомобильные
      дороги федерального, регионального
      или межмуниципального, местного
      значения.

    3) иными
    основаниями,
     предусмотренными
    федеральными законами.

    Примеры

    Ст.
    15 Федерального
    закона от 1 декабря 2021 года N 310-ФЗ «Об
    организации и о проведении XXII Олимпийских
    зимних игр и XI Паралимпийских зимних
    игр 2021 года в городе Сочи, развитии
    города Сочи как горноклиматического
    курорта и внесении изменений в отдельные
    законодательные акты Российской
    Федерации».

    П.
    10 ст. 32 Жилищного
    кодека Российской Федерации от 29.12.2004
    N 188-ФЗ.

    П.
    9,10 ст. 95 Земельного
    кодекса Российской Федерации от
    25.10.2001 N 136-ФЗ.

    Ст.
    25.2 Закона
    РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

    Порядок изъятия земельных участков

    для государственных и муниципальных нужд

    Ст.
    279 ГК
    РФ устанавливает,
    что изъятие земельного участка для
    государственных или муниципальных нужд
    осуществляется в случаях и в порядке,
    которые предусмотрены земельным
    законодательством. Однако, уже в ст. 282
    ГК РФ вводится уточнение: «Если
    правообладатель изымаемого земельного
    участка не заключил соглашение об
    изъятии, в том числе по причине несогласия
    с решением об изъятии у него земельного
    участка, допускается принудительное
    изъятие земельного участка для
    государственных или муниципальных
    нужд». 

    Замечание

    ИМХО: Введение
    в ГК РФ ст. 282 в
    ред. Федерального закона от 31.12.2014 N
    499-ФЗ противоречит ст.
    8 Конституции
    РФ, нарушая принцип равной защиты всех
    форм собственности в РФ: ни физическое,
    ни юридическое лицо не имеют права
    подать иск о принудительном изъятии
    земельного участка у государства или
    муниципалитета, даже в случае его
    нецелевого использования.

    При
    этом за земельный участок, изымаемый
    для государственных или муниципальных
    нужд, его правообладателю предоставляется
    возмещение (ст.
    281 ГК
    РФ). Сроки,
    размер возмещения и другие условия, на
    которых осуществляется изъятие земельного
    участка для государственных или
    муниципальных нужд, определяются соглашением
    об изъятии земельного участка и
    расположенных на нем объектов
    недвижимости. 

    Порядок
    изъятия земельных
    участков для государственных и
    муниципальных нужд установлен
    Гл.VII.1 ЗК
    РФ.

    Соседние файлы в предмете Земельное право

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    В жизни многое может случиться. К примеру, Вы можете владеть земельным наделом на протяжении многих лет. Но однажды Вы  лишитесь его по причине изъятия на нужды государства либо  муниципалитета. Не правда ли, безрадостная перспектива?

    Предлагаем детально разобраться в теме «Изъятие земельного участка», чтобы заранее предвосхитить  многочисленные вопросы, возникающие как у собственника, так и у арендатора земли при её изъятии.

    Забрать земельные владения могут по ряду причин, таких как: необходимость проложить линию электропередач, или дорогу федерального либо регионального уровня  (ст. № 49 Земельный кодекс РФ). Узнав об этом, не стоит впадать в панику.

    Государство, забрав  землю, должно осуществить возмещение денег по рыночной цене. Оно обязано оплатить Вам убытки и сумму упущенной выгоды.

    Изъятие земельных участков: основания, порядок

    В первый день апреля 2021 года был принят закон, содержащий ряд изменений существующего ранее регламента изъятия земель с целью  использования для нужд государства либо муниципалитета (ФЗ от 31.12.2014г., № 499-ФЗ).

    Таким образом, если раньше Земельный кодекс РФ содержал лишь несколько норм изъятия земли, то в 2021 году в него добавлена отдельная глава, которая полностью посвящена этому аспекту (гл. 7.1 ЗК РФ).

    Государство аккумулировало все предшествующие знания относительно изъятия земельных наделов для обустройства территорий в Новой Москве, проведения сочинских Олимпийских игр и саммита АТЭС.

    Основания для изъятия земли

    Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

    1. Выполнение соглашений международного уровня РФ.
    2. При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
    • объект атомной энергетики;
    • объект энергетической системы;
    • оборонный объект;
    • транспортный объект;
    • линейный объект;
    • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
    1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:

    Ст. № 15

    ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2021 году»

    П.10, ст. № 32

    Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ

    П.9,10, ст. № 95

    Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ

    Ст. № 25.2

    Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2021 – 1 «О недрах»

    Порядок изъятия земли

    Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.

    Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.

    Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.

    Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.

    При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.

    Изъятие земли происходит в три этапа:

    1. Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
    2. Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
    3. Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.

    Государственные органы, которые могут изъять землю

    Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

    1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
    2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
    3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

    Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

    • на основании их собственной инициативы;
    • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

    Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

    1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
    2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
    • исполнения международного соглашения;
    • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
    1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

    Изъятие земельного участка: ходатайство

    Приводим перечень основных нюансов для подачи ходатайства об изъятии земли:

    1. Подаётся для изъятия от одного до нескольких земельных наделов.
    2. В ходатайстве должна быть прописана цель земельного изъятия.
    3. Ходатайство может подаваться и направляться самим заявителем лично, либо через услуги почты, в виде бумажного носителя, либо  электронного документа по интернету.

    Изъятие земли: постановление

    В течение 60 дней принимается вердикт относительно изъятия земельного надела. Такой вердикт содержит:

    • указание на причину для подобного изъятия;
    • указание на собственника, у которого изъята земля;
    • указание размера земли и номера по кадастру.

    В течение семи дней с момента принятия решения о земельном изъятии орган государственной власти обязан направить в адрес определённых учреждений копию вердикта о том, что бывший земельный собственник больше не владеет правами на неё.

    Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
    Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

    Реквизиция земельного участка

    Реквизиция – это принудительный вариант изъятия земли, осуществлённый по закону. При реквизиции у хозяина изымается земельный надел с целью его использования для нужд государства. Собственник при этом получает денежную компенсацию и полностью утрачивает своё право на владение участком.

    Ст. № 51 ЗК РФ регламентирует возможность реквизиции земли. Она применяется лишь тогда, когда на территории страны случаются какие-либо ЧП: эпидемии, аварии, бедствия и т.д.

    Реквизиция должна осуществляться лишь в интересах граждан и не требует судебного разбирательства.

    Реквизиция может быть временной: по окончании оснований для реквизиции земельный надел возвращается владельцу. В противном случае – возвращаются деньги.

    Земельные наделы: выкуп для  государственных и муниципальных потребностей

    Федеральный орган исполнительной власти, а также органы местного самоуправления принимают вердикт об изъятии земли у собственника.

    Как это происходит? Землевладелец за год уведомляется о том, что его права на землю закончены. Выкупить участок надлежит на основании полученного предварительного согласия владельца.

    Подобное решение регистрируется, а землевладелец уведомляется о регистрации.

    Изъятие земельного участка на основании её ненадлежащего использования

    В данной ситуации земельный надел должен изыматься в принудительной форме по причине того, что землевладелец использует его не по прямому назначению в обход действующего закона.

    Приводим обстоятельства изъятия земельного надела из-за  ненадлежащего использования:

    1. В связи с неиспользованием. Если земля, предназначенная для застройки (либо сельского хозяйства), на протяжении трёх лет не используется. Либо, наоборот, её используют, но не по назначению.
    2. В связи с незаконным использованием земельного надела (если по причине неверного использования участок теряет показатели плодородности и т.д.).

    Когда землевладелец даёт согласие на изъятие своей земли, то она тут же реализуется на общих торгах. Если не даёт – то проблему решает судья.

    Конфискация земельного надела:  вопрос о компенсации

    Для расчёта суммы компенсации за изъятую землю требуется знать её стоимость по кадастру: она созвучна с рыночной ценой. Но, зачастую на практике получается сумма, которая не устраивает землевладельца.

    В 2021 году оценщики земли обязаны определять её стоимость исключительно по рыночным показателям.

    Владелец имеет право выбора из двух вариантов получения компенсации:

    • получить наличную сумму;
    • получить другой равноценный земельный надел.

    Резюме

    Государство может изъять землю у владельца, но лишь при условии соблюдения основных принципов и порядка, установленных законом. Такое изъятие должно осуществляться строго при наличии конкретного основания: все основания для этого регламентируются действующим законодательством.

    Только после этого государство получает право на изъятие земли и её использование в интересах общества.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: