Правила установления вида разрешенного использования земельного участка

IVD.RU

1 звезда
2 звезды
3 звезды
4 звезды
5 звезд

Вид разрешенного использования земли устанавливает, какой дом можно построить, что можно выращивать, каких животных разводить. Рассказываем подробнее, как определить его.

Использование участка устанавливается нормативным актом в пределах его целевого назначения и в соответствии с территориальным зонированием.

Категории земель

Земельный кодекс РФ установил, что земли (земельные участки в их составе) имеют целевое назначение и правовой режим использования. В соответствии с ними каждый надел должен быть отнесён к определённой категории. С учётом классификатора видов разрешённого использования земельных участков выделяют следующие категории земель:

  • для сельского хозяйства;
  • для населённых пунктов;
  • для промышленности;
  • лесной фонд;
  • водный фонд;
  • особо охраняемые территории;
  • для ведение бизнеса;
  • для рекреационных зон;
  • для транспорта;
  • для обеспечения обороны и безопасности;
  • для ритуальных целей (отведённые под организацию кладбищ);
  • специального назначения (предусмотренное для обращения разного вида отходов);
  • запас (те, что не предоставляются в пользование).

Назначение участка

У каждого земельного участка есть целых три типа его назначения — основной, условно-разрешённый и вспомогательный. 

Основное назначение

То, чем точно и безоговорочно можно заниматься на участке на законных основаниях. Владелец участка вправе самостоятельно выбирать любой из предусмотренных градостроительным регламентом основных видов разрешённого использования без дополнительных разрешений и согласований.

Условно-разрешённое назначение

Дополнительные варианты использования земельного надела, которые возможны при соблюдении предписанных законом условий. Например, к таким условиям относятся согласование с местной администрацией и одобрение на общественных слушаниях.

Вспомогательное назначение

Существует только вместе с основным или условно-разрешённым. По общему правилу вспомогательными видами использования на участке разрешается (допускается) размещение дополнительных объектов, необходимых для использования или обслуживания основных объектов, то есть тех, что возведены в рамках основного вида разрешённого использования участка.

Обратите внимание: в правилах землепользования и застройки обычно предусмотрены ограничения по использованию участка в соответствии со вспомогательными видами. 

Если владелец считает необходимым использовать участок в соответствии с условно-разрешённым назначением, необходимо пройти процедуру согласования. Для этого владелец надела должен направить заявление о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования участка в комиссию, уполномоченную производить подготовку проекта правил землепользования и застройки территории, на которой расположен участок. После того как заявление поступит в комиссию, по вопросу предоставления разрешения должны быть назначены публичные слушания. На основании заключения по итогам публичных слушаний и подготовленных комиссией рекомендаций глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения или же об отказе в его предоставлении.

Рассмотрим на примере. Основное назначение земельного участка; индивидуальное жилищное строительство, условно-разрешённый вид использования; гостиничное обслуживание, вспомогательный; стоянка легковых автомобилей. Таким образом, на участке может быть возведён жилой дом или небольшая гостиница с парковкой. 

Где узнать категорию и вид разрешенного использования

Информация о категории земли и виде разрешённого использования является открытой.

Официальные акты

Характеристики земель устанавливаются в том числе в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; в различных договорах, предметом которых являются земельные участки; в государственном кадастре недвижимости; в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 

Публичная кадастровая карта

Основной вид использования участка можно найти на публичной кадастровой карте. Полные официальные данные содержатся в выписке из ЕГРН (такая выписка выдаётся с 1 января 2020 г.).
Если выписки нет или же информация нужна в отношении участка, который в собственности не находится (например, риелтору, нотариусу), документ заказывают через МФЦ или на сайте Росреестра в электронной форме.

Классификатор, применяемый на все территории РФ

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков» утверждён соответствующий классификатор, где содержится закрытый перечень возможных видов разрешённого использования. Классификатор подлежит применению на всей территории РФ. При этом виды разрешённого использования земельных участков, установленные до дня утверждения классификатора, признаются действительными вне зависимости от соответствия классификатору. 

Однако категории земель и виды их разрешённого использования подлежат периодическому пересмотру. В результате чего может оказаться, что вид разрешённого использования земельного участка классификатору не соответствует. Владелец участка в этом случае вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об устранении такого несоответствия. На рассмотрение такого заявление отводится месяц. 

Решение об установлении соответствия является основанием для внесения изменений в сведения кадастрового учёта земельного участка, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости.

Порядок определения  

Категория земли

Категория земель определяется путём отнесения земельного участка к той или иной категории земель или путём установления категории земель.

Решение об отнесении земель к определённой категории принимается уполномоченными органами власти, исходя из фактической цели использования земельного участка, изучения природных, социальных, экономических и иных факторов использования земельного участка. В результате в отношении земель издаётся индивидуальный правовой акт.

Целевое назначение

Если же необходимо уточнить и закрепить документально существующее целевое назначение земельного участка в соответствии со сложившейся системой, то речь идёт об установлении категории.

Разрешённое использование земельных участков определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены наделы. При этом орган власти обязан внести информацию о разрешённом использовании в градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). 

Что, если вид не установлен

Если землю выделяют впервые, то основной и вспомогательный типы использования можно выбрать самостоятельно, используя действующий классификатор разрешённого использования земельных участков. Впоследствии органами власти будет принят нормативный правовой акт об отнесении земельного участка к землям определённой категории в зависимости от цели использования.

Возможно также, что категория земель указана в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю. Если записи в этих документах противоречат данным о принадлежности земельных участков к землям определённой категории, указанным в документах государственного кадастра недвижимости, определение категории земельных участков осуществляется на основании правоустанавливающих документов по заявлению владельца (владельцев) надела.

Для земельных участков, внесённых в государственный земельный кадастр до 2020 г., категория земель определяется на основании сведений, содержащихся в земельно-кадастровой документации, в соответствии с которой был составлен и утверждён по состоянию на 1 января 2020 г. отчёт о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям.

Как внести изменения

Несмотря на то что вид разрешённого использования земельного участка представляет собой едва ли не самую главную характеристику надела, его можно изменить. Сделать это можно, как корректируя целевое назначение участка, так и оставив его прежним. 

Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется путём перевода земель и земельных участков из одной категории в другую, что регламентируется Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В таком случае земельному участку может быть присвоен любой вид разрешённого использования, исходя из его целевого назначения. 

Если же вносить изменения в категорию участка не планируется, вид разрешённого использования земельного участка может быть выбран только из перечисленных в законодательстве вариантов для конкретной категории земель.

Для того чтобы изменить вид разрешённого пользования, в органы местной власти по месту нахождения земельного участка необходимо представить заявление (ходатайство), в котором должны быть указаны кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

Вместе с ходатайством представляют выписку из государственного кадастра объектов недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок.

Пакет документов

  • паспорта или другого документа, удостоверяющего личность заявителя (для юридических лиц — выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписку из Единого государственного реестра юридических лиц);
  • если вы будете действовать через доверенное лицо, ему понадобится документ, подтверждающий его полномочия (доверенность);
  • если на участке есть дом, необходимо представить правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства;
  • правоустанавливающих документов на земельный участок (свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок или договор аренды земельного участка);
  • кадастрового паспорта земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) и иных документов на земельный участок;
  • технических паспортов на объекты капитального строительства, располагающиеся на земельном участке на момент обращения (при наличии таковых).

Кроме того, к заявлению могут быть приложены:

  • эскизы планируемого к проектированию объекта;
  • проект планировочной организации земельного участка;
  • информация о планируемом объекте капитального строительства;
  • согласие правообладателей земельного участка об изменении вида разрешённого использования земельного участка или объектов капитального строительства (в том случае, если земля находится у вас в долгосрочной аренде);
  • согласие правообладателей земельных участков и правообладателей объектов капитального строительства, располагающихся на земельных участках, граничащих с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение об изменении видов разрешённого использования земельного участка и объекта капитального строительства;
  • заключение государственной экологической экспертизы (если её проведение предусмотрено федеральными законами);
  • расчёты потерь сельскохозяйственного производства (для участков, которые используются для целей сельского хозяйства).

Документы можно представить лично (или через представителя) или отправить по почте. О том, что пакет документов получен, выдаётся расписка (если документы направляются по почте, расписка также отправляется заявителю по почте). 

Срок рассмотрения пакета документов составляет, как правило, 2 месяца со дня регистрации заявления в общем отделе администрации. После рассмотрения заявления глава местной администрации принимает решение об изменении вида разрешённого использования земельных участков. В противном случае должен быть выдан письменный отказ в предоставлении услуги, который может быть обжалован в судебном порядке.

Что делать дальше

После принятия решения необходимо внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Для этого необходимо подать заявление (лично или через представителя) в территориальное отделение Росреестра или же воспользоваться аналогичной электронной услугой.

Если вы подаёте заявление в электронной форме, вам будет необходимо подготовить межевой план участка в формате XML, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП) кадастрового инженера. Учтите, что заявление также необходимо подписать ЭЦП заявителя.

При подаче заявления в традиционной бумажной форме (лично или по почте с описью вложения и с уведомлением о вручении) в орган кадастрового учёта по месту нахождения земельного участка необходимо представить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок;
  • кадастровый паспорт земельного участка;
  • решение главы местной администрации об изменении вида разрешённого использования земельного участка;
  • межевой план.

Срок рассмотрения документов составляет 20 рабочих дней.

По истечении этого срока при положительном решении должна быть получена кадастровая выписка о земельном участке, где отражены внесённые в государственный кадастр недвижимости изменения (включая новый вид разрешённого использования земельного участка).

Когда нельзя менять категорию

Существует несколько случаев, в которых перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается. 

Это происходит, если:

  • законом установлены ограничения перевода участков из одной категории в другую либо запрет на такой перевод;
  • существует отрицательное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если её проведение предусмотрено федеральными законами;
  • установлено несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утверждённым документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.  
  • Источник: Журнал «Идеи вашего дома»
    №241
  • Материал подготовила:
    Юлия Чернова

Поделиться:

25.06.2018

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений – Минэкономразвития России.
Классификатор видов разрешенного использования утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (далее – Приказ № 540)
. Он определяет виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления в силу указанного приказа.
Органы местного самоуправления устанавливают виды разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки, если они были приняты до вступления в силу Приказа № 540, однако если виды разрешенного использования устанавливаются или изменяются в правилах землепользования и застройки после 24.12.2014, то виды разрешенного использования должны соответствовать классификатору.
Согласно положениям Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков
. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков
. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН) о разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» уполномоченные органы обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении правил землепользования и застройки, об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Важно отметить, что виды разрешенного использования применяются не только в связи с предоставлением земельных участков, но и действуют в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.

Важной характеристикой земельного участка является вид разрешенного использования. Именно от него зависит возможность возведения на участке тех или иных сооружений. Сведения о виде разрешенного использования содержатся в градостроительном регламенте, которые утверждаются в соответствии с территориальным зонированием земельных участков.

От чего зависит ВРИ?

Справка: установление вида зависит от утвержденных правил землепользования, градостроительного регламента и плана застройки территории, на которой находится участок.

В этих документах отражается возможное функциональное использование территории, а именно конкретное указание на виды допустимой деятельности.

Кто уполномочен устанавливать?

Кто устанавливает дозволение данного типа? Устанавливается процедура использования уполномоченными органами государственной власти. Полномочия между ними распределяются в зависимости от статуса правообладателя:

  • Росимущество, ОМСУ городских поселений для земель, находящихся в федеральной собственности.
  • Органы исполнительной власти Субъекта РФ, Органы МСУ сельских и городских поселений для земель во владении субъектов РФ.
  • Органы местного самоуправления муниципалитета для муниципальной собственности.
  • Органы МСУ муниципального образования для участков, находящихся в частной собственности.
  • ОМСУ муниципалитетов, ОМС городских и сельских поселений для неразграниченных государственных земель.
  • Росимущество, ОМСУ для земель лесного фонда.

Цель процедуры

Установление ВРИ несет в себе главный смысл введения территориального зонирования земельных участков, а именно точное установление возможных целей, для которых тот или иной участок используется. ВРИ также определяет конкретную деятельность, которую может осуществлять собственник на земле. Такой контроль позволяет обеспечить соблюдение правового режима территориальных зон.

Внимание! Существующий ВРИ также влияет на кадастровую стоимость участка, которая впоследствии определяет размеры налогов и иных платежей по нему.

Может ли быть несколько ВРИ у одной территории?

В п.1. ст.37 Градостроительного кодекса подразумевает, что виды разрешенного использования устанавливается по трем категориям:

  1. Основные. Устанавливаются, как наиболее предпочтительные виды объектов капитального строительства, которые отвечают непосредственно целям выделения той или иной территориальной зоны согласно градостроительному регламенту.

    Пример: «Для территориальной зоны «Зона индивидуальной жилой застройки», установленной муниципальными правилами землепользования, основным ВРИ станет строительство частных домов. Для использования участка по его прямому назначению собственнику не потребуется получать отдельное разрешение.»

    Классификатор видов использования введенный в 2020 году содержит в себе 12 обобщенных категорий видов, каждая из которых содержит уточненные ВРИ (подробнее о классификаторе ВРИ можно узнать тут). Именно уточненные виды указываются в градостроительном регламенте чаще всего. В случае, если регламентом устанавливается обобщенный ВРИ, правообладатель может вести любую деятельность, включенную в уточненные виды.

    Пример: Для земель населенных пунктов одним из общих ВРИ может быть «Жилая застройка», в состав которой входят различные уточненные разновидности допустимой хозяйственной деятельности. Если градостроительный регламент не уточняет, какие именно это могут быть жилые застройки, то собственник может построить на своем участке любой из следующих объектов:

    • малоэтажная жилая застройка;
    • приусадебный участок;
    • передвижное жилье;
    • среднеэтажная застройка и т.д.
  2. Условно разрешенные. Такие виды использования допускаются правилами землепользования только после получения собственником разрешения от уполномоченных органов.

    Пример: Размещение продуктового магазина (условно разрешенный вид – код 4.4. «Магазины» в Классификаторе ВРИ ) в зоне малоэтажной жилой застройки.

  3. Вспомогательные. Главный смысл вспомогательных ВРИ в том, чтобы обеспечить функционирование хозяйственных сооружений основного или условно разрешенного вида использования. Постройка вспомогательных объектов может быть только дополнением к основным.

    Пример: Строительство автостоянки рядом с магазином (код 4.9. «Обслуживание автотранспорта»).

Как оформить: пошаговая инструкция

Определение видов разрешенной хозяйственной деятельности может быть осуществлено двумя способами.

  1. На основании заявления собственника:
    • Владелец выбирает по своему усмотрению, для каких целей будет использован участок, в соответствии с установленными основными и вспомогательными видами (ст.37 Гр.К РФ).
    • Собственник обязан внести изменения в государственный кадастр. Для этого составляется заявление в территориальный орган государственной власти. В заявлении должен быть указан выбранный ВРИ в том же виде, в каком он указан в Правилах землепользования.
    • Если в государственном кадастре не содержится информации о территориальной зоне, на которой расположен участок, то собственник должен получить выписку из документов о территориальном зонировании от органа МСУ.

    Согласно ч.4 ст.36 ГрК РФ собственник не сможет выбирать виды хозяйственной деятельности по своему усмотрению для определенных категорий участков, включающих:

    • памятники кульуры/архитектуры;
    • зоны общего пользования;
    • территории переданные под строительство линейных объектов (ЛЭП, газопроводы, дороги и т.д.)
  2. На основании постановления органа самоуправления:
    • Постановление или решение об утверждении того или иного ВРИ выносит орган МСУ или иной уполномоченный, в зависимости от статуса правообладателя, орган.
    • Собственник направляет постановление в органы кадастрового учета.
    • К постановлению прилагается заявление собственника о внесении изменений в Государственный Кадастр.

Можно ли впоследствии поменять модификацию?

В таком случае процедура ничем не отличается от процедуры установления ВРИ, и может быть проведена описанными выше способами.

Собственник также может подать заявление в ОМСУ о приведении видов разрешенного использования территории в соответствие с действующим Классификатором ВРИ. Уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление в течение месяца и вынести соответствующее решение.

Виды разрешенного использования определяют возможности строительства на земельном участке капитальных объектов, их площадь, этажность. Из всех этих показателей вытекает экономическая ценность объекта для ее собственника.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

15.11.2018

Национальная кадастровая служба (члены РГУД) подготовила разъяснения позиции Верховного суда о видах разрешенного использования (Обзор практики утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018)

Верховным судом Российской Федерации с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов подготовлен Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018) (далее – Обзор) 

Основные выводы Обзора: 

1. Собственник вправе самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка без дополнительных разрешений и согласований. Необходимым условием для реализации такого права является наличие утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки и соответствие выбранного вида разрешенного использования видам, установленным для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок. 

Суд пояснил, что изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в таком случае осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости. 

2. Изменение арендатором находящегося в публичной собственности земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов, в связи с чем: 

  • арендатор находящегося в публичной собственности земельного участка не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов;
  • изменение вида разрешенного использования земельного участка на иной, предусмотренный градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

3. Основным условием принятия решения как предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, так и об отказе в предоставлении такого разрешения является соблюдение установленных в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — ГрК РФ) административных процедур, в том числе проведение публичных слушаний или общественных обсуждений. 

4. Предоставление земельного участка исключительно для размещения объектов в соответствии установленным градостроительным регламентом вспомогательным видом его разрешенного использования, не допускается. 

Суд разъяснил, что правило об использовании вспомогательных виды разрешенного использования совместно с основными и условно разрешенными видами использования установлено для одного земельного участка и не может толковаться как предоставление права осуществлять основной вид разрешенного использования на одном земельном участке, а вспомогательный – на другом, смежном с ним, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования. 

5. Установление правилами землепользования и застройки территориальной зоны без учета существующего землепользования не противоречит нормам ГрК РФ и не может быть признано нарушением прав и законных интересов собственников соответствующих земельных участков. 

Доводы суда: 

  • генеральный план является документом, определяющим стратегию градостроительного развития муниципальных образований, в связи с чем он может не соответствовать фактическому использованию территории и допускать потенциальное изменение ее назначения;
  • основой для подготовки правил землепользования и застройки является генеральный план, в связи с чем неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны с учетом перспектив градостроительного развития, установленных генеральным планом, противоречит нормам ГрК РФ;
  • положения части 8 статьи 36 ГрК РФ, пункта пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривают возможность использования земельных участков по прежнему назначению без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

6. Вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен органом публичной власти в случае, если он не был определен при предоставлении такого земельного участка, при этом отказ органа публичной власти в совершении указанных действий является незаконным. 

7. Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон правилами землепользования и застройки, могут включать в себя различные виды разрешенного использования с учетом особенностей градостроительного развития соответствующей территории и возможности сочетания таких видов разрешенного использования. 
Так, суд признал установление для территориальной зоны «ведение огородничества» градостроительного регламента, включающего вид разрешенного использования «ведение садоводства», правомерным и не нарушающим прав правообладателей земельных участков в границах территориальной зоны на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе, на размещение на них садовых домов. 

8. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в случае, если такой земельный участок не соответствует предельным размерам и параметрам, установленным для запрашиваемого вида разрешенного использования. 

Как указал суд с учетом пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом. 

При этом суд пояснил, что в подобных случаях правообладатель вправе обратиться за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в порядке, установленном статьей 40 ГрК РФ.

Может ли орган государственной власти, уполномоченный на предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, изменять вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в аренде под существующим объектом недвижимости, который не предоставлялся на торгах?

Ограничений в части изменения вида разрешенного использования земельных участков, предоставленных без проведения торгов, Земельным кодексом РФ не предусмотрено.

Ограничения, предусмотренные пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации в части запрета на изменение вида разрешенного использования распространяются на земельные участки, предоставленные на торгах.

В случае, если градостроительный регламент не устанавливается (например на землях категории сельскохозяйственного назначения, за исключением сельскохозяйственных угодий), или не распространяется, может ли орган государственной власти, уполномоченный на предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности изменять вид разрешенного использования такого земельного участка?

Согласно части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Вместе с тем, порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не     распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, до настоящего времени не определен.

Данный вопрос предлагается урегулировать проектом федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию».

Указанным проектом федерального закона предлагается на комплексной основе урегулировать вопросы, связанные с определением разрешенного использования земельных участков.

Отмечаем, что согласно пункту 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 2020 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

Таким образом, порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются до принятия федерального закона, может быть определен законодательством субъекта Российской Федерации.

Отмечаем, что до утверждения правил землепользования и застройки изменение вида разрешенного использования земельного участка может осуществляться на основании решения главы местной администрации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Согласно статье 39.6 Земельного кодекса РФ без торгов предоставляется земельный участок, необходимый для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.

Вопрос: Обязательно ли у такого земельного участка должно быть разрешенное использование «недропользование»?

В соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, необходимый для проведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется в аренду без проведения торгов недропользователю. При этом Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован вопрос о том, какой именно вид разрешенного использования может иметь предоставленный земельный участок.

Следует обратить внимание, что как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19 июня 2020 года № 15737/05,  пользователь недр, получивший горный отвод, имеет право в границах этого отвода осуществлять пользование недрами, а не земельным участком, под которым они расположены. Условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых предусмотрены статьей 25.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 2020 года № 2395-1 «О недрах».

Вид разрешенного использования земельного участка «недропользование» предусматривается классификатором видов разрешенного использования, утвержденным приказом Минэкономразвития России № 540 от 1.09.2014 года (код 6.1).

Как предусмотрено подпунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в предоставлении земельного участка без проведения торгов должно быть отказано в случае если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

В этой связи исходя из данных положений в случае если испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования, отличный от цели его использования, для которой земельный участок испрашивается заявителем, в предоставлении земельного участка должно быть отказано.

Могут ли земельные участки, расположенные в черте населенных пунктов иметь разрешенное использование «недропользование»?

Вид разрешенного использования земельного участка «недропользование» предусматривается классификатором видов разрешенного использования, утвержденным приказом Минэкономразвития России № 540 от 1.09.2014 года (код 6.1).

Отдельные правовые элементы данного вида разрешенного использования указывают на то, что такое использование имеет определенные особенности в случае если оно осуществляется на межселенной территории. В частности, для межселенной территории допускается размещение объектов капитального строительства, предназначенных для проживания в них сотрудников, осуществляющих обслуживание зданий и сооружений, необходимых для целей недропользования.

В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.

Вместе с тем, следует учитывать, что в настоящее время в законодательстве Российской Федерации на комплексной и системной основе не урегулированы вопросы о том, какие именно виды разрешенного использования земельных участков и какие территориальные зоны могут устанавливаться в населенных пунктов, а какие за пределами их границ. Кроме того, в законодательстве Российской Федерации не раскрывается механизм установления запрета, предусмотренного статьей 8 Закона РФ от 21.02.1992 г.

№ 2395-1 «О недрах». В частности, такой запрет может быть установлен прямым указанием закона (например, подпункт «а» пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

В этой связи прямой законодательный запрет на установление в границах населенного пункта вида разрешенного использования «недропользование» в настоящее время отсутствует.

На решение указанной проблемы направлен проект федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию».

Собственник объекта капитального строительства  — здание склада,  принял решение провести реконструкцию указанного объекта с целью изменения назначения   объекта. В связи с чем обратился в орган местного самоуправления  по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, государственная собственность не разграничена  предоставленного  ему в аренду  на котором расположен указанный объект.  На основании  решения органа местного самоуправления были внесены изменения в сведения ЕГРН в части вида разрешенного использования земельного участка  «деловое управление».

Правомерно ли Управление Росреестра отказывает в регистрации договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности,  заключенного уполномоченным органом  с собственником объекта недвижимости,  в связи с тем, что вид   разрешенного использования земельного участка «деловое управление», указанный в договоре аренды в соответствии с выпиской из ЕГРН  на земельный участок,  не соответствует  назначению объекта капитального строительства «склад», расположенному на земельном участке.  (ст. 39.16 ЗК  РФ не предусмотрено  в указанном случае принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка)?

Согласно положениями статей 26 и 27 Закона № 218-ФЗ решение о приостановлении или об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации принимается государственным регистратором в каждом отдельном случае самостоятельно по результатам правовой экспертизы с учетом представленных для учета и регистрации документов. При этом следует учитывать, что указанные в вопросе обстоятельства в соответствии со статьей 26 Закона № 218-ФЗ не отнесены к числу оснований, по которым может приостанавливаться государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация.

При этом следует учитывать, что в сложившейся ситуации положения статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации применяться не могут, поскольку они предусматривают основания для отказа в предоставлении без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Вместе с тем, исходя из заданного вопроса земельный участок уже предоставлен собственнику объекта капитального строительства.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и частью 4 статьи 37 ГрК РФ правообладатель объекта недвижимости вправе выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, в связи с чем для изменения вида разрешенного использования земельного участка принятие решения органа местного самоуправления не требуется. Как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июня 2020 года № ВАС-1756/13, в связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. В этой связи арендатор не вправе изменять договор в одностороннем порядке и не может обязать арендодателя по договору аренды, изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка по выбору арендатора.

Правовой центр ДВА М оказывает квалифицированную правовую помощь по вопросам, связанным с определением и установлением видов разрешенного использования земельного участка, включая:

  • правовое консультирование по вопросам установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков и капитальных объектов;
  • градостроительный и земельный аудит — подготовка правовых заключений о градостроительном регламенте земельного участка и определенных им параметрах его использования (включая параметры допустимого на участке строительства и/или реконструкции) и возможности пересмотра данных параметров в рамках изменения правил землепользования и застройки;
  • выработка организационно-правовых схем оптимизации земельных платежей через корректировку его вида разрешенного использования;
  • полное правовое сопровождение установления и изменения вида разрешенного использования земельного участка;
  • полное правовое сопровождение приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с классификатором;
  • внесение изменений в правила землепользования и застройки Москвы и муниципалитетов Московской области, генеральные планы;
  • установление и исключение из правил землепользования и застройки зон мероприятий по комплексному устойчивому развитию территории (КУРТ), в том числе для целей осуществления строительства в таких зонах.

Порядок определения вида разрешенного использования земельного участка зависит от того, есть ли на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка утвержденные правила землепользования и застройки (ПЗЗ).

По общему правилу, виды разрешенного использования, которые могут быть установлены конкретному земельному участку, закреплены в правилах землепользования и застройки, принятых для соответствующей территории.

При этом, градостроительным регламентом земельного участка могут быть предусмотрены виды разрешенного использования трех типов:

  • основные виды разрешенного использования – это те виды, которые могут быть установлены для земельного участка его собственником без дополнительных разрешений и согласований каких-либо публичных органов;
  • условно разрешенные виды разрешенного использования – это те виды использования, которые могут быть установлены для земельного участка только после прохождения специальной публичной процедуры и получения отдельного разрешения;
  • вспомогательные виды разрешенного использования – это виды использования, устанавливаемые в дополнение к основным или условно разрешенным, которые, как правило (но не всегда), направлены на «обслуживание» основного вида использования.

Основные виды разрешенного использования

Установленные градостроительным регламентом земельного участка основные виды разрешенного использования – это, как правило, виды, которые определяют содержание регулирования в соответствующей территориальной зоне.

Так, в производственной территориальной зоне в качестве основных видов разрешенного использования могут быть предусмотрены «Производственная деятельность», «Склады» и «Транспорт», в то время как «Общественное питание» (для размещения столовых при предприятиях) и «Спорт» (ФОКи и спортивные площадки для отдыха работников) могут быть учтены в качестве вспомогательных или условно разрешенных видов.

В случае, если градостроительный регламент земельного участка содержит основной вид разрешенного использования, который соответствует перспективной деятельности собственника участка, собственник вправе уведомить уполномоченный орган о выборе данного ВРИ без дополнительных разрешений и согласований.

Основные виды разрешенного использования в ПЗЗ г. Москвы и ПЗЗ в Московской области имеют свою существенную специфику.

Так, многие земельные участки в соответствии с ПЗЗ г. Москвы не имеют полноценного перечня основных видов разрешенного использования.

Градостроительный регламент остальных земельных участков, как правило, состоит из 2-3 основных ВРИ, среди которых может не оказаться видов разрешенного использования, необходимых для ведения на земельном участке полноценной предпринимательской деятельности (так, например, для многих производственных участков ПЗЗ г. Москвы не предусматривают возможности размещения складов). Возможным выходом в данной ситуации является установление участку вспомогательных видов разрешенного использования или изменение ПЗЗ в части градостроительного регламента участка.

Правила землепользования и застройки Московской области, как правило, предусматривают полноценное регулирование порядка определения основных видов разрешенного использования для всех земельных участков с установленными градостроительными регламентами.

Вместе с тем, и в случае с участками в Московской области региональное градостроительное регулирование может порождать отдельные вопросы, решение которых потребует привлечения квалифицированных специалистов.

Специалисты Правового центра ДВА М помогут определить вид разрешенного использования земельного участка, который является наиболее рентабельным для осуществления планируемой на земельном участке деятельности, а также установят данный вид в отношении Вашего участка, в том числе, в рамках процедуры изменения Правил землепользования и застройки.

Условно разрешенные виды разрешенного использования

Помимо установленных земельному участку основных видов разрешенного использования, градостроительный регламент земельного участка, как правило, содержит информацию об условно разрешенных видах использования участков.

При этом для ряда территориальных зон, обозначенных в ПЗЗ, в частности, для земель сельхозназначения, условно разрешенные виды использования предоставляют широкие возможности как для размещения коммерчески ценных объектов, не предусмотренных ни основными, ни вспомогательными видами использования: производственно-складских объектов, магазинов, гостиниц, домиков для отдыха, объектов развлекательного характера. Таким образом условно разрешенные виды могут обеспечить для осуществления полноценной производственной и иной предпринимательской деятельности на, казалось бы, непредназначенной для этого земле.

В отличие от основных ВРИ, условно разрешенные виды использования, не могут быть выбраны землепользователем самостоятельно; чтобы установить такой вид использования земельному участку, требуется получение специального разрешения.

Разрешение на условно разрешенный вид использования принимается в порядке, который в общих чертах сходен с изменением ПЗЗ: заявка на получение разрешения направляется в тот же уполномоченный орган, который запрашивает одобрение согласующих органов на выдачу разрешения, а также проводит публичные слушания по данному вопросу. В большинстве случаев для получения разрешения требуется представить предпроектные проработки планируемого объекта, соответствующего условно разрешенному виду использования.

Однако в отличие от изменения ПЗЗ, которое по большому счету зависит от усмотрения уполномоченного или одного из согласующих органов, в случае с установлением условно разрешенного ВРИ возможно эффективное понуждение уполномоченного органа к предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования (в т.ч. в судебном порядке). Немотивированный отказ в выдаче разрешения на условно разрешенный вид не допускается, а основания отказа жёстко регламентированы законом.

Следует отметить, что градостроительное регулирование порядка предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования в Москве и Московской области существенно отличается, при этом подобные виды использования ПЗЗ г. Москвы практически не установлены.

В связи с указанным, вопрос получения разрешения на условно разрешенный вид использования является весьма актуальным для правообладателей земли в Московской области.

Установление условно разрешенного вида использования для участка в Московской области может быть гораздо более эффективной и менее затратной процедурой по сравнению с изменением ПЗЗ.

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по получению разрешения на условно разрешенный вид использования для земельных участков и объектов капитального строительства. После тщательного анализа Вашей правовой ситуации наши специалисты помогут Вам выбрать желаемый вид разрешенного использования, а также осуществят сопровождение всех необходимых процедур от направления документов до получения положительного результата.

Вспомогательные виды разрешенного использования

Вспомогательные виды разрешенного использования устанавливаются в дополнение к основным или условно разрешенным видам разрешенного использования; таким образом, вспомогательный ВРИ не может быть единственным видом разрешенного использования, который установлен земельному участку.

Чтобы иметь возможность использовать земельный участок в соответствии с назначением, предусмотренным вспомогательным видом разрешенного использования, правообладатель участка должен внести данный ВРИ в единый государственный реестр недвижимости.

Для этого правообладатель участка обращается в уполномоченный орган с уведомлением о выборе одного из вспомогательных ВРИ, предусмотренных градостроительным регламентом его земельного участка.

Если Вы заинтересованы в установлении вспомогательного ВРИ своему земельному участку, необходимо принимать во внимание, что установление вспомогательных видов может вести к увеличению кадастровой стоимости участка.

Следует отметить существенную специфику применения вспомогательных видов разрешенного использования, которая установлена Правилами землепользования и застройки г. Москвы.

Так, в г. Москве широкий перечень вспомогательных видов разрешенного использования установлен практически всем территориальным зонам, допускающим застройку. В том числе для большинства застроенных участков в качестве вспомогательных предусмотрены такие коммерчески ценные виды как торговля, размещение различных видов офисов и т.д. Вместе с тем, совокупная общая площадь объектов, размещенных в рамках вспомогательного вида разрешенного использования, не может превышать 25% общей (поэтажной) площади всех капитальных строений, расположенных на земельном участке.

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по выбору вспомогательного вида разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства. Наши специалисты помогут определить необходимость установления вспомогательного вида разрешенного использования в отношении земельного участка, рассчитают его возможную кадастровую стоимость и осуществят все необходимые действия по внесению вспомогательного вида использования земельного участка в реестр недвижимости.

Определение вида разрешенного использования до введения в действие Правил землепользования и застройки

В отсутствие правил землепользования и застройки порядок установления видов разрешенного использования земельных участков является менее прозрачным.

Так, если на земельном участке имеются ранее построенные капитальные объекты, оформленные в установленном законом порядке, вид разрешенного использования земельного участка устанавливается в зависимости от вида функционального использования капитального объекта.

Если земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ (2001 год), вид разрешенного использования может определяться в соответствии с ранее принятым решением о предоставлении земельного участка.

Если в отношении территории, на которой находится земельный участок, имеется проект планировки территории, то определение вида разрешенного использования участка осуществляется согласно данному документу.

В остальных случаях определение вида разрешенного использования участка, в том числе при его первичном формировании, осуществляется в соответствии с имеющимися проектами генеральных планов поселений или правил землепользования и застройки.

При этом, с 31.12.2017 г. в муниципальных образованиях Московской области, где не были приняты правила землепользования и застройки, предоставление земельных участков для строительства невозможно.

Правовой центр ДВА М готов оказать услуги по установлению вида разрешенного использования в отношении формируемого земельного участка.

Мы поможем определить вид разрешенного использования, который должен быть установлен земельному участку для сокращения будущих земельно-правовых расходов, и возьмем на себя полное сопровождение соответствующей процедуры от подготовки пакета документов до вынесения решения об установлении ВРИ уполномоченным органом.

Приведение вида разрешенного использования участка в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования

Для систематизации видов разрешенного использования, которые могут быть установлены земельным участкам на территории РФ, Министерством экономического развития был принят классификатор видов разрешенного использования земельных участков. В связи с этим в настоящее время виды разрешенного использования должны определяться в соответствии с ним.

Вместе с тем, вид разрешенного использования большинства участков был установлен до введения классификатора в действие.

Кроме того, в ряде муниципалитетов правила землепользования и застройки также были приняты до момента утверждения классификатора ВРИ.

Возникающие на практике спорные ситуации зачастую берут свое начало из противоречий между установленным участку видом разрешенного использования, градостроительным регламентом и классификатором.

В связи с этим в ряде случаев актуальным для нужд правообладателя земельного участка является установление соответствия между текущим видом разрешенного использования земельного участка и классификатором.

Данная процедура не является изменением вида разрешенного использования земельного участка, поскольку ее целью является выявление в Классификаторе и установление Земельному участку наиболее близкого аналога его текущего разрешенного использования, которое правообладатель участка имеет право сохранять неограниченно долго на основании п. 8 ст. 36 ГрК РФ.

Вместе с тем, установление соответствия между текущим ВРИ и классификатором осуществляется в порядке, аналогичном изменению ВРИ.

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по приведению вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с классификатором видов разрешенного использования. Мы поможем определить, какому именно виду разрешенного использования по классификатору должен быть поставлен в соответствие текущий ВРИ, а при наличии нескольких вариантов возможного толкования – добьемся установления в отношении участка наиболее благоприятного для заказчика вида разрешенного использования.

Одним из значительных ресурсов нашей страны по праву считается земля. Размеры территорий в регионах могут сильно разниться, но должны использоваться с пользой и по назначению.

Государственные и муниципальные власти распоряжаются землями запаса и участками, предназначенными для аренды и продажи. Многие граждане и юридические лица стали собственниками в результате покупки, дарения, обмена или вступления в наследство.

Присвоенные категории земель позволяют заниматься выращиванием сада и огорода, индивидуальным строительством, разведением скота и птицы, развитием сельскохозяйственного и фермерского хозяйства.

Только владелец или арендатор не смогут самовольно распоряжаться наделом в соответствии со своими желаниями, не обращая внимания на определенные ограничения. Существует порядок установления вида разрешенного использования земельного участка, прописанный в ряде законодательных актов.

Несмотря на некоторую размытость самого понятия, допустимое пользование затрагивает зонирование территорий и оказывается важным элементом, влияющим на правовой статус земельного надела.

Возникает некая гарантии, защищающая как права собственника, так землю от нецелевого назначения, что может нанести существенный урон ее характеристикам и экологии.

Формирование участка происходит после выдела, объединения, перераспределения или разделения земли. При этом соседние наделы могут попасть под разные категории, что может стать препятствием при том же перераспределении.

Потенциальный собственник должен четко представлять вид допустимого пользования с его запретами и ограничениями, чтобы в случае необходимости внести изменения в целевое назначение, согласно букве закона.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

Определение понятий

Четкого определения понятия разрешенного пользования пока не существует. Основные определения содержатся в двух кодексах.

В Земельном прописан:

Следовательно, после установления границ, заработает регламент градостроения, опирающийся на соответствующий кодекс. Фактически разговор идет о трех видах допустимого пользования — основном, условно разрешенном и вспомогательном.

Участки предполагают землепользование и застройку, поэтому их можно рассмотреть на карте кадастра и генеральных планах. Наделы, также как недвижимость, должны находиться в пределах конкретной территории и не выходить за ее границы.

Вариант пользования присваивается в соответствии с классификатором, утвержденным три года назад приказом минэкономразвития (№ 540).

Из него можно узнать, что:

  • Участки для проведения сельхозработ или разведения скота и птицы позволят возводить сооружения, необходимые для хранения и переработки продукции. Жилое строение возвести не удастся.
  • Наделы в садовом или дачном товариществе не запрещают построить дом, гараж и хозяйственные постройки. Только капитальное строение не может быть многоквартирным и быть выше трех этажей. В огородном товариществе тоже налагается запрет на жилой дом.
  • Площадь участка для торгового и развлекательного центра должна быть не меньшее 2020 квадратов. Здесь создается новая инфраструктура с остановками и парковкой, размещением кафе и ресторанов, филиалов банков и страховых компаний.
  • Для магазинов и супермаркетов можно отвести менее 2020 квадратных метров.

Если категория земли и вид удовлетворяют собственным пожеланиям, то стоит подумать о приобретении, долгосрочной аренде или выделе нового надела.

Образец заявления на установление вида разрешенного использования земельного участка:

Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка

Процесс перевода земли в другую категорию прописан в принятом законе (№ 172). Но основные правила больше определяет градостроительный регламент (ст.1, 6 Гр.К).

Выбор надела, без затрат времени на согласования, гарантирован сразу после разделения земли. В зоны включены наделы и сооружения капитального строительства.

Исключение составляет определенный круг земель, включающий запас, лесной фонд, природоохранные и водные участки. Список дополняют угодья, предназначенные для сельхозназначения и наделы в особых свободных зонах.

Так кто устанавливает вид разрешенного пользования земельного участка. Можно сразу дать четкий ответ. Главные полномочия были возложены на местные власти, которые могли довольно долгое время произвольно определять назначение для наделов.

С появлением классификатора удалось несколько изменить положение и придерживаться правового поля.

Сегодня работают три вида использования:

  • Основные устанавливаются для своего надела собственником без проведения процедуры согласований с местной администрацией. К примеру, в дачном и садовом товариществе разрешено построить дом, где можно впоследствии прописаться.
  • Условно разрешенные применяют после проведенной публичной процедуры и получения разрешения. Чтобы открыть магазин на площади до 500 квадратов придется подать заявку и согласовать вопрос.
  • Вспомогательные используют как дополнение к первым двум. Это позволит выстроить стоянку или гараж.

Ситуация осложнена тем, что многие наделы выдавались долгие годы даже без оформления свидетельства о праве собственности и постановки на кадастровый учет. Здесь приходится ссылаться на принятые ранее решения властей.

Когда существует проект планировки и генеральный план развития, в нем обязательно будут обозначены категории и виды.

До сих пор осталось немало наделов, на которые пока не распространяются правила, как их можно использовать и застраивать. Проблема возможно решить путем корректировки присвоенного вида, чтобы урегулировать спорный вопрос.

Его решение имеет большое значение для собственника. Ведь от этого зависит возможность строительства, минимальные и максимальные значения площади и кадастровая стоимость участка.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

Куда обращаться

Сложившаяся практика говорит о том, что чуть ли не до половины наделов, собственниками которых являются частные и юридические лица, пока не имеют плана размежевания, акта об установлении границ и кадастрового паспорта. Именно в нем будет прописан вид допустимого пользования.

Обойтись без проведения кадастровых работ уже не удастся. Без этого невозможно получить свидетельство о праве собственности и полноценно распоряжаться землей — продавать, дарить, завещать, сдавать в аренду или в качестве залога.

Кроме того, налоговики должны начислить земельный сбор. Правда после постановки на учет они взыщут задолженность лишь за последние три года.

Правовой режим и возможность участвовать в обороте начнут действовать только после внесения записи в реестр.

Определением вида будет заниматься местная администрация, когда примет соответствующее распоряжение или постановление, исходя из планов развития и действующего классификатора. При продаже доли надела к ней переходит вид, установленный для основного участка.

Первым делом потенциальный собственник должен проверить наличие кадастрового паспорта. Его отсутствие говорит о том, что придется обратиться в специализированную компания для проведения работ на месте. После постановки на учет удастся получить точную информацию о присвоенной категории и допустимом пользовании земли, лишь затем предпринять действия для подготовки процедуры изменений.

Чтобы приобрести или арендовать новый надел, обращаются в органы муниципии с просьбой о выделении. Найти участок можно на карте, расположенной на официальном портале росреестра.

Подготавливается схема, заявление и документы, которые будут рассмотрены. Ответ выдается не позднее двух месяцев. Аренда связана с процедурой торгов, когда будет проведен аукцион и выиграет тот участник, кто предложит наивысшую арендную плату.

Надел может быть образован из земли, находящейся в государственной собственности. Сведения вносятся в ГКН после принятия решения органами самоуправления.

Образец оформленного нотариально согласия

Кто имеет полномочия для определения категории земли

Именно местные власти наделены большими полномочиями, поскольку они лучше знают ситуацию на местах и должны позаботиться в планах развития своего района.

При условно разрешенном варианте пользования обязательно собирается комиссия и проводится рассмотрение, причем публичное.

Нужно гарантировать права собственника, но одновременно учитывать традиции и историю края, чтобы не нанести вреда земле и интересам проживающих людей.

Муниципальные власти при определении категории земель придерживаются конституции, кодексов, государственных и региональных законов с учетом классификаторского кода.

Выходить за рамки своих полномочий и нарушать границы своего образования категорически запрещено. В кодексах можно найти перечень категорий, связанных с территориальным зонированием.

Они определяются как:

  • общественные и деловые;
  • производственные и специального назначения;
  • жилые, также расположенные в особых зонах;
  • предназначенные для сельхозназначения;
  • транспортные, задействованные для установки инженерных инфраструктур;
  • рекреационные и для размещения специальных объектов.

Разграничение еще не означает, что надел нужно использовать только по первоначальному назначению. Каждая категория подразделяется на отдельные подвиды и виды.

Права смены категории целиком зависит от желания собственника надела. Когда проведение деятельности входит в противоречие с видом, его лучше сменить.

Как изменить целевое назначение

К этому решению приведет целый ряд обстоятельств, позволяющий обойти существующие запреты.

К их числу относится возможность:

  • неплохо заработать не перепродаже (участки для проведения различных сельхозработ стоят дешевле чем расположенные рядом с населенными пунктами);
  • заняться собственным производством или продажей продукции на личном участке, особенно когда удалось перераспределить и объединить наделы;
  • выстроить многоквартирное жилье на наделе, отведенном для подсобного хозяйства;
  • использовать сельскохозяйственный надел для строительства жилых домов.

Список можно пополнить, но первым шагом станет узаконивание изменений, чтобы не оказаться привлеченным к административной ответственности.

Нужно исходить из трех видов пользования. Основной и вспомогательный дают возможность обойтись без согласований, но есть определенные ограничения. Объект не должен занимать место свыше 30 процентов от общей площади. Нужно учитывать предусмотренные отступы от границ, варьирующиеся в регионах от 8 до 15 метров.

Нельзя нарушать параметры, значение которых определены региональными и местными властями. В среднем минимум располагается в пределах от 0.02 до 0.06 га, максимум подскакивает от 15 до 25 гектаров, предназначенных для развития личного подсобного хозяйства и ИЖС. Фермерский надел достигает 40 гектаров, но это далеко не предел.

Муниципия и государство повлияют на порядок выбора между основным и вспомогательным вариантом, когда надел находится в публичной собственности. Работает определенный порядок, позволяющий уполномоченному органы принять решение и направить данные в территориальное отделение реестра, чтобы изменить запись в кадастровом учете.

Муниципальные и госпредприятия смогут осуществлять деятельность только в пределах видов, прописанных в учредительных бумагах.

Условно разрешенный вариант ограничивает право выбора. Собственник пройдет через согласования перед получением положительной резолюции, что оговорено в градостроительном кодексе (с.39).

Особенно часто такое происходит из-за проведения строительных работ. После подачи заявления состоится заседание и комиссия даст свое заключение, исходя из подготовленного проекта правил застройки. Нельзя исключить отказ или выставления ряда обязательных условий, чего не происходит при основном виде.

Следует придерживаться определенного порядка действий:

  1. Смена категории находится в компетенции местных властей. Обычно для этого создан земельный комитет, куда следует обращение. Более подробная информация всегда присутствует на официальном сайте администрации.
  2. Собирается список документов и подготавливается заявление. Условия и требования содержатся в утвержденных градостроительных регламентах.
  3. Бумаги подаются лично, отсылаются заказным письмом с перечнем и обратным уведомлением или предаются через человека, имеющего нотариальную доверенность.
  4. На рассмотрение вопроса отводится до 45 дней, но все может затянуться до 3 месяцев, особенно когда потребуется предоставить дополнительные документы.
  5. Глава администрации должен принять решение об отказе или изменении вида пользования, о чем обязательно сообщается в письменном уведомлении.

Отказ иногда бывает связан с недостатком приложений или выявленными неточностями. Можно вновь подготовить бумаги и подать на рассмотрение. Дело может быть рассмотрено в судебном порядке и положительный вердикт станет основанием для внесения изменений.

Чем тщательней будет проведен подготовительный этап, тем быстрее удастся узаконить предстоящие перемены.

К ходатайству прикладываются:

  • паспорт заявителя или его доверенного лица;
  • заявление с мотивами перевода, описанием уникальных характеристик и кадастрового номера;
  • кадастровый план, паспорт и акт установления границ, подписанный также владельцами соседних участков;
  • правоустанавливающие документы на землю вместе с свидетельством о праве собственности;
  • заключение экологической экспертизы, доказывающей что дальнейшие действия не нанесут вреда окружающей среде;
  • письменное согласие собственника, который хочет осуществить перевод в другую категорию.

Сам акт о переводе должен быть выдан не позднее двух месяцев после подачи бумаг, если было принято положительное решение.

Сама процедура не считается бесплатной и придется раскошелиться. Одни кадастровые работы обходится в среднем от 8 до 15 тысяч рублей. Наделы целевого назначения требуют проведения ряда экспертиз, консультаций с юристами и подготовки проектной документации (например, при рекультивации).

Оплачиваются услуги нотариуса и государственная пошлина, поскольку надо внести запись в реестре.

Окончательная сумма может сильно разниться, она очень зависит от региона и муниципальных властей. Расценки смогут сообщить в земельном комитете в процессе подготовки.

Несколько слов надо сказать об административной ответственности, которая обернется штрафными санкциями:

До 1 процента от суммы кадастра (от 10 тысяч рублей) За самовольное и нецелевое использование.
0.5 процента кадастровой стоимости (минимум 2020 рублей) За заброшенный и не обрабатываемый участок.
1,5 процента, но не меньше чем 20000 рублей За участок для ИЖС, где не проводятся работы.
От 1 до 2 процентов Выплачивают в том случае, когда не произошло размежевание, постановка на учет и отсутствует кадастровая стоимость.

Внесение изменений теперь становится достаточно прозрачной операцией. Нужно заранее решить, стоит ли вообще это делать, чтобы не затрачивать много времени и средств на проведение процедуры.

Действующая категория и вид допустимого пользования предоставляют достаточно широкие возможности для собственника, только надо ими воспользоваться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: