Пути образования земельных участков

    Способы образования
    земельных участков предусмотрены
    статьей 11.2 Земельного кодекса Российской
    Федерации, согласно которой земельные
    участки образуются при разделе,
    объединении, перераспределении земельных
    участков или выделе из земельных
    участков, а также из земель, находящихся
    в государственной или муниципальной
    собственности.

    Земельные участки
    образуются или из существующих других
    земельных участков (путем раздела,
    объединения, перераспределения или
    выдела из уже существующих земельных
    участков), или впервые из земель,
    находящихся в государственной или
    муниципальной собственности.

    По общему правилу,
    предусмотренному Земельным кодексом,
    земельные участки, из которых при
    разделе, объединении, перераспределении
    образуются земельные участки, прекращают
    свое существование с даты государственной
    регистрации права собственности и иных
    вещных прав на все образуемые из них
    земельные участки.

    Способы образования
    новых земельных участков регламентированы
    №221-ФЗ от 24.07.2007г «О государственном
    кадастре недвижимости»:

    1) образование
    земельных (земельного) участков из
    земель государственной, земель субъекта
    федерации, земель муниципального фонда
    или из земель собственность на которые
    не определена;

    2) из учтенного
    земельного участка (земельный участок,
    сведения о котором внесены в государственный
    кадастр недвижимости и границы которого
    трактуются однозначно в соответствии
    с нормативной точностью для земель
    данной категории) путем выделения или
    деления исходного на два и более земельных
    участка. В этом случае исходный земельный
    участок именуется преобразуемым
    земельным участком;

    3) из учтенных
    земельных участков путем объединения
    двух и более земельных участков;

    4) из земельных
    участков путем выделения земельной
    доли право на которую подтверждено
    должным образом.

    Во всех случаях
    при проведении кадастровым инженером
    кадастровых работ по формированию
    нового земельного участка оформляется
    межевой план.
    Следует
    иметь ввиду, что, при образовании
    земельного участка путем объединения
    двух и более земельных участков
    кадастровые номера, выданные земельным
    участкам из которых происходит образование
    нового земельного участка, прекращают
    свое существование, а вновь образованному
    земельному участку присваивается новый
    кадастровый номер. Подобное прекращение
    действия кадастрового номера происходит
    и в случае выделения из одного земельного
    участка двух и более земельных участков,
    а новым объектам недвижимости присваиваются
    новые кадастровые номера.

     Требования к
    образуемым и измененным земельным
    участкам, определенные Федеральным
    законом №221-ФЗ
    от 24.07.2007г «О государственном кадастре
    недвижимости»:

    1) предельные
    (максимальные и минимальные) размеры
    земельных участков, в отношении которых
    в соответствии с законодательствомо
    градостроительной деятельности
    устанавливаются градостроительные
    регламенты, определяются такими
    градостроительными регламентами;

    2) предельные
    (максимальные и минимальные) размеры
    земельных участков, на которые действие
    градостроительных регламентов не
    распространяетсяили в отношении
    которых градостроительные регламентыне
    устанавливаются, определяются в
    соответствии с настоящим Кодексом,
    другими федеральнымизаконами;

    3) границы земельных
    участков не должны пересекать границы
    муниципальных образований и (или) границы
    населенных пунктов;

    4) не допускается
    образование земельных участков, если
    их образование приводит к невозможности
    разрешенного использования расположенных
    на таких земельных участках объектов
    недвижимости;

    5) не допускается
    раздел, перераспределение или выдел
    земельных участков, если сохраняемые
    в отношении образуемых земельных
    участков обременения (ограничения) не
    позволяют использовать указанные
    земельные участки в соответствии с
    разрешенным использованием;

    6) образование
    земельных участков не должно приводить
    к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности
    границ, чересполосице, невозможности
    размещения объектов недвижимости и
    другим препятствующим рациональному
    использованию и охране земель недостаткам,
    а также нарушать требования, установленные
    настоящим Кодексом, другими федеральными
    законами.

    Правовое регулирование
    отношений, связанных с созданием на
    водных объектах, находящихся в федеральной
    собственности, искусственных земельных
    участков для целей строительства на
    них зданий, сооружений и (или) их
    комплексного освоения в целях
    строительства, осуществляется Федеральным
    законом №246-ФЗ от 19 июля 2021 года.

    Искусственный
    земельный участок, созданный на водном
    объекте, находящемся в федеральной
    собственности — сооружение, создаваемое
    на водном объекте, находящемся в
    федеральной собственности, или его
    части путем намыва или отсыпки грунта
    либо использования иных технологий и
    признаваемое после ввода его в эксплуатацию
    также земельным участком.

    Искусственно
    созданный земельный участок может
    прилегать к существующим земельным
    участкам или быть изолированным от них.

    Инициаторами
    создания искусственных земельных
    участков могут быть федеральные органы
    исполнительной власти, исполнительные
    органы государственной власти субъектов
    Российской Федерации, органы местного
    самоуправления, физические лица, в том
    числе индивидуальные предприниматели,
    юридические лица.

    Инициатор создания
    искусственного земельного участка
    осуществляет подготовку проекта
    разрешения на создание искусственного
    земельного участка на водном объекте,
    находящемся в федеральной собственности,
    или его части.

    Проект разрешения
    на создание искусственного земельного
    участка на водном объекте, находящемся
    в федеральной собственности содержит:

    1) указание на
    планируемое использование искусственно
    созданного земельного участка с указанием
    предполагаемого целевого назначения,
    в том числе вида, видов разрешенного
    использования искусственно созданного
    земельного участка. В проекте может
    быть указан конкретный объект капитального
    строительства, для размещения которого
    создается искусственный земельный
    участок;

    2) планируемое
    местоположение искусственного земельного
    участка.

    К работам, необходимым
    для создания искусственного земельного
    участка, относятся:

    1) подготовка
    документации по планировке территории
    в планируемых границах искусственного
    земельного участка;

    2) выполнение
    инженерных изысканий для подготовки
    проектной документации для создания
    искусственного земельного участка;

    3) подготовка
    проектной документации для создания
    искусственного земельного участка;

    4) проведение работ
    по созданию искусственного земельного
    участка (намыв, отсыпка грунта или
    проведение работ с использованием иных
    технологий).

    К заявлению о
    выдаче разрешения на ввод искусственно
    созданного земельного участка в
    эксплуатацию прилагаются следующие
    документы:

    1) разрешение на
    проведение работ по созданию искусственного
    земельного участка;

    2) акт приемки
    искусственного земельного участка (в
    случае, если предоставление такого акта
    для выдачи разрешения на ввод объекта
    в эксплуатацию предусмотрено
    Градостроительным кодексом Российской
    Федерации);

    3) документ,
    подтверждающий соответствие искусственного
    земельного участка требованиям
    технических регламентов и подписанный
    лицом, осуществляющим его создание;

    4) документ,
    подтверждающий соответствие параметров
    искусственно созданного земельного
    участка проектной документации и
    подписанный лицом, осуществляющим его
    создание;

    5) заключение органа
    государственного строительного надзора
    о соответствии искусственно созданного
    земельного участка требованиям
    технических регламентов и проектной
    документации, заключение государственного
    экологического контроля.

    Согласно
    приказу
    Министерства экономического развития
    Российской Федерации от 24 ноября 2021 г.
    №412
    «Об
    утверждении формы межевого плана и
    требований к его подготовке, примерной
    формы извещения о проведении собрания
    о согласовании местоположения границ
    земельных участков» определены
    основные положения о межевом плане.

    Межевой план
    представляет собой документ, который
    составлен на основе кадастрового плана
    соответствующей территории или
    кадастровой выписки о соответствующем
    земельном участке и в котором воспроизведены
    определенные внесенные в государственный
    кадастр недвижимости сведения и указаны
    сведения об образуемых земельном участке
    или земельных участках, либо о части
    или частях земельного участка, либо
    новые необходимые для внесения в
    государственный кадастр недвижимости
    сведения о земельном участке или
    земельных участках.

    В межевой план
    включаются сведения о:

    1) земельных
    участках, образуемых при разделе,
    объединении, перераспределении земельных
    участков (преобразуемые (исходные)
    земельные участки) или выделе из земельных
    участков;

    2) земельных
    участках, образуемых из земель, находящихся
    в государственной или муниципальной
    собственности;

    3) земельных
    участках, из которых в результате выдела
    в счет доли (долей) в праве общей
    собственности образованы новые земельные
    участки, а также земельных участках,
    которые в соответствии с Земельным
    кодексом Российской Федерации и
    другими федеральными законами после
    раздела сохраняются в измененных
    границах, и ранее учтенных (до 1 марта 2021 г.) земельных участках, представляющих
    собой единое землепользование (измененные
    земельные участки);

    4) земельных
    участках, в отношении которых осуществляются
    кадастровые работы по уточнению сведений
    государственного кадастра недвижимости
    о местоположении границ и (или) площади
    (уточняемые земельные участки).

    Межевой план
    состоит из текстовой и графической
    частей, которые делятся на разделы,
    обязательные для включения в состав
    межевого плана, и разделы, включение
    которых в состав межевого плана зависит
    от вида кадастровых работ. При этом в
    состав текстовой части межевого плана
    обязательно входят титульный лист и
    содержание.

    К текстовой части
    межевого плана относятся следующие
    разделы:

    1) исходные данные;

    2) сведения о
    выполненных измерениях и расчетах;

    3) сведения об
    образуемых земельных участках и их
    частях;

    4) сведения об
    измененных земельных участках и их
    частях;

    5) сведения о
    земельных участках, посредством которых
    обеспечивается доступ к образуемым или
    измененным земельным участкам;

    6) сведения об
    уточняемых земельных участках и их
    частях;

    7) сведения об
    образуемых частях земельного участка;

    8) заключение
    кадастрового инженера;

    9) акт согласования
    местоположения границы земельного
    участка.

    К графической
    части межевого плана относятся следующие
    разделы:

    1) схема геодезических
    построений;

    2) схема расположения
    земельных участков;

    3) чертеж земельных
    участков и их частей;

    4) абрисы узловых
    точек границ земельных участков.

    При выполнении
    курсовой работы был подготовлен межевой
    план в связи с образованием земельного
    участка путем выдела из земель
    муниципальной собственности (Приложение
    А). При этом были учтены требования,
    предъявляемые к оформлению графической
    и текстовой частям межевого плана.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Содержание

    Введение

    Глава 1. Земельные участки

    1.1 Земельный участок и его свойства

    1.2 Образование земельных участков

    1.2.1 Из земельных участков, из земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности

    1.2.2 Раздел земельного участка

    1.2.3 Выдел земельного участка

    1.2.4 Объединение земельных участков

    1.2.5 Перераспределение земельных участков

    Глава 2. Возникновение прав на земельные участки

    2.1 Совокупность возникновение прав

    2.2 Возникновение права на земельные участки, находящейся в государственной и муниципальной собственности

    2.3 Кадастровый учет

    2.4 Государственная регистрация права

    Глава 3. «Кадастровые работы»

    3.1 Создание планового обоснования

    3.2 Кадастровая съемка

    3.3 Определение площадей

    3.4 Приборы, инструменты

    3.5 Межевой план

    Заключение

    Используемая литература

    Введение

    В процессе реформы в России порядка более 40 млн. граждан получили земельные участки, в том числе 12 млн. дольщиков.

    Общее количество участков составляет 100 млн. Земельный рынок в России в настоящее время формируется главным образом в сфере передачи государственных и муниципальных земель в аренду. В 2021 году в России с учетом действующих договоров аренды государственных и муниципальных земель в обороте находилось 4519093 земельных участков общей площадью 115843,9 тыс. га.

    Сделки на земельном рынке происходят в двух секторах: сделки с землей, находящейся в государственной и муниципальной собственности, а так же с землей, находящейся в частной собственности. В 2021 году в целом по стране было продано 233706 государственных и муниципальных земельных участков площадью 369,4 тыс. га.

    Из приведенных примеров видно, что в России в результате реформы произошло существенное перераспределение земли между категориями земельного фонда и предприятиями различных форм собственности, идет оборот земель, что требует больших объемов кадастровых работ, связанных с образованием с новыми земельных участков и уточнением земельных границ существующих.

    Глава 1. Земельные участки

    1.1 Земельный участок и его свойства

    Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законами.

    Свойства земельного участка:

    1. Оборотность, т.е. возможность свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, если он не изъят из оборота или неограничен в обороте. ( Гражданский кодекс ст. 129.)

    2. Как объект гражданского права, он является недвижимыми имуществом. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, и все что прочно связано с землёй, т.е. объекты, которые не могут быть перемещены без их разрушения (здания).

    3. Может быть делимым и неделимым.

    1.2 Образование земельных участков

    Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

    2. Если участок находится в государственной или муниципальной собственности, он образуется на основе решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. За исключением случаёв:

    — Раздела участков, предоставленных для садоводства, огородничества, дачных объединений, а так же для участков, предоставляемых гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения.

    — Образование земельных участков из земель, предоставляемых для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

    — Образование участков из земель, предоставляемых для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

    — Образование участков из участков, находящихся в границах застроенных территорий, где градостроительным кодексом принято решение об его развитии.

    — Перераспределение участка в соответствие со ст. 117
    Земельного кодекса Российской Федерации.

    Образование участков допускается при наличии письменного согласия их правообладателей или по решению суда независимо от согласия правообладателя.

    Решение об образование участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть приняты на основе заявления их правообладателей.

    К заявлению прилагается:

    1. Кадастровый паспорт образуемых участков.

    2. Правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на участки, из которых образуется новый участок.

    1.2.1 Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

    Образование земельных участков из земельных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного кодекса, за исключением случаев:

    1. Раздела земельных участков, предоставленных садоводческими, огородническими или дачным некоммерческим объединениями граждан, а так же земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного наследуемого владения.

    2. Образования земельных участков из земельных участков, предоставляемых для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

    3. Перераспределение земельных участков.

    4. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношение которой в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории.

    5. Иных предусмотренных федеральными законами случаёв.

    Решение об образование названых участков, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединений образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлению об образование земельных участков являются:

    1. кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

    2. правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединение образуются земельные участки;

    3. в случае, если в соответствие с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляется с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа,

    4. В решениях об образованиях земельных участков должны быть указаны:

    1). реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединений образуются земельные участки (при наличие таких документов);

    2). сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединение образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначение и о разрешенном использование, а так же кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединение образуется земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков ( при наличии кадастровых номеров земельных участков из которых при разделе или объединение образуются земельные участки).

    5. В решениях об образованиях земельных участков, может быть указано полномочие правообладателей земельных участков, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки.

    1.2.2 Раздел земельного участка

    1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает своё существование, за исключением случаев, указанных в нижеследующем пункте 4 и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

    2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела, земельные участки.

    3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела, земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

    4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому, или дачному некоммерческому объединения граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределением земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

    5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляется лицом, с которым заключен договор аренды земельного участка для комплексного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

    1.2.3 Выдел земельного участка

    1. Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

    2. При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности на земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.

     Формирование (образование) земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности — это один из способов образования земельных участков, закрепленных в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).
      Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (ОМСУ), обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
      Действующим земельным законодательством предусмотрены различные ситуации, когда возникает необходимость формирования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Это может быть предоставление земельного участка, на котором находятся принадлежащие гражданину (юридическому лицу) здания, строения и сооружения, предоставление земельного участка для строительства, либо для целей не связанных со строительством, и ряд других ситуаций.
      При этом, вне зависимости от целей предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до принятия решения о его предоставлении земельный участок должен быть сформирован в установленном порядке.
     В соответствии с требованиями ЗК РФ проведение работ по формированию земельного участка в обязательном порядке включает в себя:

    • выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровых работ);
    • осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

      В отличие от случаев образования земельных участков путем трансформации уже существующих участков (раздела, выдела, объединения и перераспределения), при формировании земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности ключевым является вопрос выбора земельного участка, который будет предоставлен гражданину (или юридическому лицу)1.

    Акт
    выбора ЗУ
    (пример)
     
     

     Результаты выбора земельного участка для строительства оформляются актом о выборе земельного участка, приложением к которому является схема расположения земельного участка (участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ)2. 

      В отдельных случаях утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте (Схемы) соответствующей территории необходимо и в случае предоставления земельных участков на которых находятся принадлежащие заявителю здания, строения или сооружения3. В этих случаях (а также при предоставлении участка для целей, не связанных со строительством) после получения схемы, заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка за свой счет и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
      В нормативных актах федерального уровня не установлено, на кого возлагается обязанность по подготовке Схемы. Минэкономразвития России в своих разъяснениях по данному вопросу акцентирует внимание на том, что на федеральном уровне норм, обязывающих ОМСУ самостоятельно осуществлять изготовление Схем (в том числе в ЗК РФ) нет. Поэтому работу по разработке Схем вправе вести любое лицо, в том числе ОМСУ, либо действующее на основании муниципального заказа юридическое лицо4.
     Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (в том числе формат Схемы в электронном виде, форма Схемы на бумажном носителе) утверждены приказом Минэкономразвиития России от 27.11.2014 № 7625.
     Следующим этапом формирования земельного участка является собственно выполнение кадастровых работ, то есть межевания земельного участка, которое представляет собой целый комплекс мероприятий, в том числе включающих выезд специалистов ООО «Кадастровый центр Дона» для осуществления геодезических измерений земельного участка с использованием современного спутникового оборудования, а также закрепление границ участка временными межевыми знаками.
      Подробнее о процедуре межевания можно прочитать в разделе нашего сайта «Межевание земель».

     По результатам межевания формируется межевой план в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412. С информацией о требованиях к форме межевого плана можно более детально ознакомиться в разделе нашего сайта «Межевание земель».
      Пример межевого плана по формированию земельного участка из государственных или муниципальных земель (и не только) можно найти в соответствующем разделе нашего сайта.
      После выполнения кадастровых работ и подготовки межевого плана необходимым этапом формирования земельного участка из государственных (или муниципальных) земель является осуществление его государственого кадастрового учета.
       При этом необходимо учитывать следующие положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (Закон о кадастре):
    — внесенные в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведения об образованном земельном участке будут носить временный характер6;
    — при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка, в ГКН вносится описание его местоположения7.
      В части присвоения адреса следует отметить, что вариант его присвоения после выполнения кадастровых работ (но до процедуры кадастрового учета)8 является более предпочтительным, так как это сокращает временные издержки. Однако действующим законодательством не запрещается осуществление данной процедуры и после осуществления кадастрового учета.
       Следует отметить, что в случае, если государственная регистрация права на сформированный и учтенный в ГКН участок не будет произведена в течение пяти лет, то в соответствии с требованиями статьи 24 Закона о кадастре сведения об участке будут аннулированы и исключены из ГКН.

      Специалисты  ООО «Кадастровый центр Дона» произведут для Вас все необходимые работы, связанные с формированием земельного участка из государственных или муниципальных земель в Ростовской области9 и Республике Крым в оптимальные сроки.

    __________________
    1 Исключение составляют случаи предоставления земельных участков, на которых находятся принадлежащие гражданину (юридическому лицу) здания, строения или сооружения
    2 В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков (абзац 3 пункта 5 статьи 31 ЗК РФ)
    3 Если государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ)
    4 Письмо Минэкономразвития РФ от 16.03.2011 N Д23-1073 «О лицах, уполномоченных осуществлять разработку и изготовление схем расположения земельных участков». Вместе с тем, следует принять во внимание, что в настоящее время Минэкономразвития Росссии разработан проект Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа»
    5 Приказ Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», (Зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2015 № 36018)
    . Начало действия приказа — 01.03.2015, поэтому соответствующие региональные акты (например постановление Правительства Севастополя от 30.09.2014 № 336 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории») должны быть приведены в соответствие с данным приказом.
    6 В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона о кадастре исключение составляют только сведения об объектах, право на которые считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от его государственной регистрации
    . Во всех остальных случаях сведения утрачивают временный характер после государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)
    7 В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ »Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присвоение адресов отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ОМСУ) поселений, городских округов и муниципальных районов (статьи 14, 15 и 16 закона № 131-ФЗ)
    8 Специалисты ООО «Кадастровый центр Дона» при условии выдачи заказчиком соответствущей доверенности на представление его интересов, могут обеспечить обращение в ОМСУ и присвоение адреса вновь образованным земельным участкам (данная услуга оказывается дополнительно при включения в договор подряда)
    9 Преимущественно мы выполняем кадастровые работы в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Батайске, Азове, Аксае,  Чалтыре, Таганроге и прилегающих районах, однако возможно выполнение работ и в иных районах Ростовской области с учетом дополнительных транспортных расходов. Выполнение кадастровых работ в других субъектах Российской Федерации возможно при наличии достаточного объема и подлежит согласованию в индивидуальном порядке

    Основным документом, регулирующим раздел, выдел земельных участков, является Земельный Кодекс РФ (далее – ЗК РФ).

    Раздела земельного участка – это один из способов образования одного участка или нескольких самостоятельных земельных участков.

    На основании пункта 4, пункта 7 статьи 22.2 Федерального Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе земельного участка. Одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки подается заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. Государственная регистрация перехода или прекращения прав на указанные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.

    Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, являются:

    1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;

    2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;

    3) иной документ, на основании которого в соответствии с Законом о регистрации и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

    По общему правилу п. 2 ст. 11.2 и п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ исходный земельный участок, из которого при разделе образованы земельные участки, прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из него земельные участки. При этом имеется в виду, конечно, не фактическое, а юридическое прекращение существования разделенного земельного участка, который перестает существовать в качестве объекта земельных и гражданско-правовых отношений.

    В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).

    При этом не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

    В соответствии с п. 5 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними. Исключение составляет выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

    Порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения установлен статьями 13, 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

    Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

    Данной нормой установлено, что, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленных ЗК РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

    Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером.

    Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.

    Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.

    При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей, органу местного самоуправления поселения и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем земельного участка или земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке.

    Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

    Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

    Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации.

    В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения  участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.

    Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.

    Ирина Спиранская,

    главный специалист-эксперт Омского отдела

    Управления Росреестра

    по Омской области,

    государственный регистратор.

    На территории Российской Федерации в результате реформирования произошло перераспределение земли между предприятиями разных форм собственности и категориями земельного фонда. Оборот земель предполагает осуществление внушительных объемов кадастровых работ по формированию новых земельных участков и уточнению земельных пределов уже существующих. В данной статье рассмотрим понятие и способы образования земельных участков. Помимо этого, коснемся других немаловажных аспектов названной темы.

    Общие положения

    Перед изучением способов и условий образования земельных участков целесообразно разобрать актуальную в России ситуацию. Так, в результате реформы более 40 миллионов россиян получили участки земли, среди них – 12 миллионов дольщиков. Стоит отметить, что общее число обособленных площадей – 100 миллионов. Сегодня земельный рынок на территории РФ формируется в первую очередь в области передачи муниципальных и государственных земель в аренду. Следует учесть, что в 2021 году в обороте пребывало 4519093 участков земли с учетом актуальных договоров аренды муниципальных и государственных площадей. Общая площадь этого пространства составляла 115843,9 тысячи гектаров.

    Сделки на рынке земли осуществляются в двух секторах: сделки с землей, которая находится в частной собственности, и сделки с землей, которая пребывает в муниципальной или государственной собственности. Необходимо заметить, что за 2021 год по стране в целом было реализовано 233706 муниципальных и государственных участков земли площадью 369,4 тысячи гектаров.

    Земельный участок

    До разбора способов образования земельных участков целесообразно изучить категорию участка земли и ее основные свойства. Под земельным участком следует понимать часть земной поверхности, пределы которой определяются федеральными законами. Важно отметить следующие его особенности:

    • Оборотность, иными словами, возможность свободным образом переходить от одного лица к другому или отчуждаться в соответствии со статьей 129 ГК РФ.
    • Земельный участок – это недвижимое имущество.
    • Участки земли могут быть делимыми или неделимыми.

    Порядок и способы образования земельных участков

    Для рассмотрения заявления на формирование участка в 2021 году нужно выявить границы обособленной площадки. После этого необходимо внести их в кадастр государственного значения. Порядок в соответствии с существующими на сегодняшний день способами образования земельных участков возможен в следующих случаях:

    • Первичное формирование. Иными словами, при условии ранее неразграниченной земли.
    • Формирование при таких способах образования земельных участков, как объединение, раздел, выдел или перераспределение. Стоит отметить, что речь идет о тех участках земли, которые являются уже действующими.

    В настоящее время нередко у сформированного и оформленного по соответствующим документам земельного участка нет определенных границ. Однако для введения объекта в кадастровый реестр государственного значения так или иначе необходимо выявление границ, которое осуществляет кадастровый инженер, и последующее их включение в систему.

    Образование земельных участков: понятие и способы

    Если земельный участок является муниципальной или государственной собственностью, он образуется на базе решения исполнительных структур государственной власти или структур местного самоуправления. Исключение составляют следующие случаи:

    • Раздел земельных участков, которые предоставляются для огородничества, садоводства, объединений дачного характера, а также для участков, которые даются россиянам на праве бессрочного (постоянного) пользования и пожизненной наследуемой собственности.
    • Образование земельных участков способом, предполагающим формирование новых площадок из тех, которые предоставляются для комплексного освоения. Основной целью в данном случае служит жилищное строительство.
    • Перераспределение земельных участков по статье 11 Земельного кодекса РФ.
    • Образование нового земельного участка способом, предполагающим взятие за основу площадей, которые находятся в пределах застроенных территорий. В данном случае градостроительным кодексом должно быть принято решение касательно развития пространства.

    Заявление на формирование участка

    На сегодняшний день известно четыре способа образования земельных участков как объектов недвижемости. Стоит отметить, что решение касательно формирования участков, которые пребывают в муниципальной или государственной собственности, может быть принято на базе заявления их владельцев (правообладателей). Так, к заявлению необходимо приложить следующие документы:

    • Правоудостоверяющую или правоустанавливающую документацию на площади, из которых планируется формирование нового участка.
    • Кадастровый паспорт формируемого участка.
    • Документацию по планировке территории или другой предусмотренный законом федерального уровня документ, если в этом есть необходимость.

    Если участки в муниципальной или государственной собственности

    Рассмотрим способы и требования к образованию земельных участков из тех, которые находятся в муниципальной или государственной собственности. Стоит отметить, что формирование таких участков земли реализуется на базе решений исполнительных структур государственной власти или структур местного самоуправления. Данное положение предусмотрено статьей 29 действующего на территории Российской Федерации Земельного кодекса. Следует заметить, что решение касательно формирования любого из названных выше земельных участков (4 глава) может быть принято по заявлению землепользователей, арендаторов участков земли, землевладельцев. Оно должно содержать:

    • Реквизиты правоудостоверяющих (правоустанавливающих) бумаг на участки земли, из которых в случае объединения или раздела формируются новые земельные участки (если такие документы имеются).
    • Информацию об участках земли, из которых в случае объединения или раздела формируются новые, в том числе сведения о правообладателях этих участков, правах, разрешенном применении, целевом назначении, а также кадастровые номера как изначальных земельных участков, так и образуемых площадок (в случае их наличия).
    • Помимо этого, в решении касательно формирования участков земли могут указываться полномочия их правообладателей.

    Раздел участка земли

    При разборе способов образования земельных участков и их краткой харатеристики целесообразно начать с раздела участка земли. Так, в данном случае актуально формирование нескольких ограниченных пространств. Изначальная же площадка прекращает свое существование. Исключение составляют случаи, которые указаны в 4-й главе данной статьи, а также случаи, которые предусматриваются иными законами федерального уровня. В процессе раздела участка земли его собственник получает право владения всеми сформированными в результате пространствами. При разделе того земельного участка, который находится в общей собственности, все участники сохраняют за собой соответствующее право собственности на сформированные площади в результате действия представленного способа и условий образования земельных участков, если иные правила не установлены участниками посредством специального соглашения.

    Стоит отметить, что раздел участка земли, который предоставляется огородническому, садоводческому или дачному объединению граждан некоммерческого типа, реализуется по проекту организации и дальнейшей застройки территории этого объединения некоммерческого значения или по иной документации, предусмотренной действующим законом. В случае раздела такого участка земли могут быть сформированы один или ряд пространств, которые предназначены для ведения гражданами огородничества, садоводства или дачного строительства. При этом участок земли, который был разделен, сохраняется в соответствии с измененными границами.

    Изучая такой способ образования земельных участков по Земельному кодексу, как раздел, целесообразно коснуться участков, которые предоставляются для комплексного освоения. Основной целью здесь выступает жилищное строительство. Данный раздел реализует лицо, с которым подписан договор аренды участка земли для комплексного освоения в соответствии с проектом межевания пространства, утвержденным в установленном действующим законом касательно градостроительной деятельности порядке.

    Выдел участка земли

    В состав способов образования земельных участков входит также выдел. Данная операция осуществляется при выделе одной или нескольких долей из участка земли, который находится в долевом владении. Стоит отметить, что в этом случае формируется один или целый ряд земельных участков. Изначальная площадка же сохраняется в соответствии с измененными границами.

    При выделе участка земли участник долевого владения, по заявлению которого реализуется операция, удостаивается права собственности на сформированный участок земли. Важно дополнить, что другие лица, принимающие участие в долевой собственности, сохраняют за собой соответствующее право на измененный участок земли. При этом учитываются новые размеры долей в праве долевого владения. Основные особенности данного способа образования земельных участков кратко приведены в Федеральном законодательном акту «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

    Объединение участков земли

    В случае объединения смежных участков земли формируется один, а существование изначального считается прекращенным. Следует иметь в виду, что в настоящее время недопустимо объединение участков земли, которые представлены на праве:

    • Бессрочного (постоянного) пользования.
    • Срочного пользования на безвозмездных условиях.
    • Пожизненной наследуемой собственности.

    Исключением являются случаи, когда все указанные участки земли предоставлены на праве бессрочного (постоянного) пользования, праве срочного пользования на безвозмездных условиях или праве пожизненной наследуемой собственности одному лицу. Стоит дополнить, что сегодня допустимо объединение участков земли, обремененных залогами, с теми, которые этими залогами не обременены. В данном случае право залога коснется всего сформированного в результате произведенной операции участка земли, если иные условия не предусмотрены соответствующим соглашением сторон.

    Перераспределение участков земли

    И наконец, разберем вопрос перераспределения участков земли. Данный способ формирования новых площадей является заключительным и менее распространенным на практике, чем иные указанные выше методы. Итак, в случае перераспределения нескольких участков земли смежного характера актуально образование ряда другие участков смежного типа. Важно отметить, что существование первых пространств в любом случае прекращается. Перераспределение тех площадок, которые находятся в муниципальной или государственной собственности, между их владельцами (неважно, физические это лица или юридические) недопустимо. Исключение составляют следующие случаи:

    • Перераспределение участков земли в пределах застроенной территории. Как правило, в отношении данного пространства принято решение касательно его развития в соответствии с Градостроительным кодексом, действующим на территории Российской Федерации.
    • Формирование новых участков земли для размещения на них объектов, предназначенных для капитального строительства.

    Необходимо дополнить, что порядок появления прав на сформированные земельные участки устанавливается гражданским законодательством (а именно главой пятой Земельного кодекса, законодательным актом «О введение в действие земельного кодекса» и законодательным актом «О дачной амнистии»). В зависимости от целевого характера предоставления земельных участков и разновидностей субъектов, которым они предоставлены, установлен соответствующий порядок. Так, выделяют следующие цели:

    • Строительство объектов жилого или нежилого типа (дома, офисные здания, помещения производственного назначения).
    • Цели, не относящиеся к строительству объектов жилого или нежилого типа.
    • Переоформление земельных прав, появившихся до введения Земельного кодекса в действие.

    Среди причин возникновения прав на участки земли относительно юридических (организаций) и физических лиц важно выделить наличие актов государственных структур или структур местного самоуправления касательно предоставления участков земли, которые находятся в муниципальной или государственной собственности; договоров, связанных со сделками по земельным участкам; соответствующих судебных решений; документов, определенных законодательным актом «О дачной амнистии». Помимо этого возникновение названных прав может быть актуальным в порядке наследования на законодательной основе или по завещанию. Стоит знать, что перечисленная документация относится к правоустанавливающей.

    Право на участок земли появляется, как правило, из целого ряда оснований. Так, после получения правоустанавливающих бумаг необходимо пройти кадастровый государственный учет и реализовать регистрацию соответствующего права. Необходимо знать, что право на владение участком земли возникает сразу же после его государственной регистрации. Свидетельство о данной регистрации – правоустанавливающая бумага.

    Земельные участки являются основой для любой человеческой деятельности: на земле расположены дома, предприятия и учреждения, поля, сады, места отдыха и т.д.

    Просто так выбрать понравившееся место и начать на нем стройку или посадить сад нельзя: участок земли должен быть надлежащим образом оформлен и подготовлен к проведению сделок.

    Выделением земельных участков (ЗУ) занимается государственная кадастровая служба. ЗУ могут формироваться на разных территориях и иметь разное назначение.

    Что это такое и как происходит?

    Образование ЗУ — это создание объекта недвижимости. Новые участки создаются двумя вариантами:

    • на основе используемых земель (посредством их раздела, перераспределения, выдела или объединения);
    • при освоении неэксплуатируемой территории (из государственных или муниципальных земель).

    Земельный участок всегда имеет строго зафиксированную и обозначенную в документах границу. Поэтому, согласно законодательству РФ, созданием земельных участков является их постановка на кадастровый гос. учет. После внесения земли в реестр, присвоения номера и/или выдачи паспорта, участок подлежит оформлению в собственность.

    С этого момента он является объектом гражданского оборота, то есть может выступать объектом купли-продажи. Ниже вы видите текст закона ЗК РФ, глава I.1, статья 11.2:

    Установленные требования

    Образование ЗУ путем перераздела, объединения или разделения имеющихся участков должно происходить при строгом соблюдении следующих условий:

    • наличие согласия (зафиксированного в письменной форме) всех владельцев и пользователей участков;
    • определение категории земель (при отличии целевого назначения исходного и создаваемого участков, необходимо приведение их к одному виду, а затем образование новых ЗУ);
    • соблюдение предельно допустимых размеров участков (зависит от расположения участка и его назначения);
    • новые ЗУ не должны становиться помехой в использовании имеющихся зданий, строений, мешать эксплуатации территории.

    Образование многоконтурного участка

    Понятие «многоконтурный земельный участок» пришло на смену понятию «единое землепользование» после принятия в 2021 г. закона «О государственном кадастре недвижимости».

    Многоконтурным земельным участком (МЗУ) называют территорию, состоящую из нескольких отдельных участков. Это могут быть:

    • несколько контуров, которые разделены между собой;
    • ЗУ с вкраплениями (с «дырами»).

    На практике многоконтурные ЗУ — это, к примеру, частное подворье, в котором огород или хозяйственный двор отделены от основного двора дорогой или рекой или фермерское хозяйство, где поля и животноводческая инфраструктура находятся на разрозненных участках.

    МЗУ присваивается один кадастровый номер, совершать сделки можно только со всеми частями участка одновременно.

    Многоконтурный ЗУ может быть образован тем же путем, что и любой другой участок. Единственное требование: все его контуры должны находиться в черте одного населенного пункта, хотя они могут быть расположены в разных его районах.

    Способы и порядок

    Земельные участки создаются при:

    • операциях с имеющимися участками;
    • выделе из зарегистрированных земель;
    • отделении от земли, являющейся госсобственностью.

    Из земель государственной и муниципальной собственности

    Первичное образование ЗУ происходит по решению властных структур (местного или федерального уровня). Основанием для создания участков могут стать документы:

    • проект межевания, отвечающий Градостроительному плану;
    • проектная документация, содержащая информацию о лесных участках;
    • утвержденная схема по расположению ЗУ (если отсутствует проект).

    Только на основании проекта межевания ЗУ образуются на основе:

    • участка, предоставленного с целью освоения земли;
    • территории, переданной гражданам (ДНТ, ДНП и т.п.) для ведения садово-огородного хозяйства;
    • местности, имеющей федеральное/региональное значение;
    • зоны, застроенной жилыми зданиями.

    Из земель сельскохозяйственного назначения

    Формирование ЗУ из сельскохозяйственных угодий может происходить как выделение собственной земельной доли для:

    • продажи или сдачи участка в аренду;
    • расширения домашнего хозяйства;
    • создания фермерского подворья.

    Постановление о выделении ЗУ из общих земель с/х назначения выносится собранием всех собственников долей. Это же собрание должно определить расположение выделяемого участка. Если процедура не была осуществлена, собственник доли должен известить о начавшемся процессе всех участников и опубликовать информацию в печатном СМИ местного значения.

    На опротестование месторасположения выделяемого участка всем собственникам долей отводится один месяц. Если протестов не поступило – участок признается выделенным. Он должен быть освоен в течение трех лет: продан, сдан в аренду, занят растениеводческим или животноводческим хозяйством.

    Образование участков на основе существующих

    При образовании «вторичных» участков, исходные ЗУ (участки, которые разделили или распределили) прекращают существования с момента регистрации новых ЗУ.

    Раздел

    При создании ЗУ путем раздела исходной территории:

    • образуется несколько участков меньшей площади;
    • правом собственности на образовавшиеся участки наделяется владелец «исходника».

    Владельцы разделяемого участка, имеющие право общей собственности, в равной степени получают право на образовавшиеся земли, если другой порядок не предусмотрен их соглашением.

    Разделение ЗУ может осуществляться только с согласия владельца и, если участок передан другому лицу, арендатора или пользователя. После осуществления процедуры раздела, арендатор имеет право преимущественного заключения нового договора аренды на образовавшиеся участки. При согласии сторон, договор аренды может остаться прежним, но в него должны быть внесены соответствующие изменения.

    Раздел на основе межевания территории может быть осуществлен лицом, заключившим договор о комплексном освоении разделяемых ЗУ.

    Объединение

    ЗУ могут объединяться, если они имеют смежные границы. Объединение влечет следующие изменения:

    • образуется один ЗУ;
    • у владельца исходных участков появляется право собственности на новый;
    • разные собственники участков, подлежащих объединению, получают право совместного владения на «вторичный» участок.

    Недопустимо объединение земель, которые переданы в бессрочное (или безвозмездное) пользование и предоставленных вправе наследства. Подобные операции допустимы, только если владелец этих участков – один человек.

    Выдел

    Основное отличие выдела от раздела — при последнем исходный участок перестает существовать. Дальнейшее существование «первичного» участка, но с изменением его контуров, подразумевает выдел.

    Выделены могут быть одна или несколько долей. При этом собственник, потребовавший выделения своей доли, утрачивает право на общую землю, но приобретает право собственности на выделенный ЗУ.

    Перераспределение

    Особенности перераспределения:

    • возможно только для смежных участков;
    • влечет изменения площадей и границ сразу нескольких ЗУ;
    • права единственного собственника на все участки сохраняются;
    • права нескольких собственников распределяются согласно договору.

    Участки с особым статусом

    Некоторые ЗУ могут свободно использоваться гражданами, другие имеют специальный статус.

    Земли закрытого административно-территориального образования

    На особом положении находятся земли ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований). К административно-территориальным образованиям закрыто типа относятся территориальные образования, которые:

    • имеют органы местного самоуправления;
    • выступают местом расположения предприятий, работающих с радиоактивными веществами или оружием массового поражения, военных объектов, которым необходим режим соблюдения гостайны.

    Территории, на которых расположены ЗАТО, считаются их землями. Эти ЗУ являются федеральной собственностью. Но распоряжаться ими могут органы местного самоуправления. По согласованию местной и федеральной властей:

    • земли закрытых образований могут предоставляться местным жителям для использования в качестве садовых, огородных и хозяйственных участков;
    • на территории может вводиться режим особого использования.

    Искусственные

    Искусственные ЗУ создаются на водоемах или в их непосредственной близости путем отсыпки грунта, отмыва и т.п. Они могут иметь смежные границы с существующими или быть изолированными.

    Целью создания подобных участков является строительство зданий и сооружений различного назначения.

    Формирование искусственных земель может происходить по инициативе:

    • органов власти (государственной или муниципальной);
    • физического лица;
    • юридического лица.

    ИЗУ создаются за счет средств бюджета, вложений инициаторов, а также с использованием средств, полученных в результате проведения торгов на аукционе.

    Создание ИЗУ происходит поэтапно:

    • получение разрешения на проведение работ;
    • разработка плановой документации по будущему участку;
    • выполнение инженерных расчетов и подготовка проекта;
    • проведение работ по созданию участка.

    Искусственные участки не могут:

    • использоваться для добычи полезных ископаемых;
    • изменять границы РФ или территориальных образований.

    Кадастровые работы

    Кадастровые работы проводятся для определения и уточнения расположения земель и их границ, а также для создания документации на эти участки. Все работы, проводимые кадастровой службой при образовании новых ЗУ, разделяются на две группы:

    • инженерно-технические мероприятия на местности;
    • юридическое оформление.

    На основании геодезических работ на ЗУ составляются:

    • межевой план;
    • технический план;
    • акт обследования.

    Первый этап обычно занимает всего несколько часов.

    Обработка данных и оформление документации может продолжаться от нескольких недель до одного месяца. В это время подготавливается пакет документов для предоставления в органы кадастрового гос. учета. Итогом всех проведенных на территории работ является возможность формирования ЗУ, его оформление и проведение с ним сделок.

    Заключение инженера

    Межевой план ЗУ может содержать пункт «Заключение кадастрового инженера». Этот пункт является обязательным в случае:

    • выявления несоответствий реальных границ смежных ЗУ или населенных пунктов их кадастровым обозначениям;
    • уточнения действительных границ ЗУ;
    • необходимости добавочного обоснования проведенных кадастровых работ.

    Текст заключения должен содержать:

    • связно изложенную информацию о выявленных несоответствиях;
    • рекомендации по их устранению.

    Выводы кадастрового инженера являются важным пунктом документа на участок, так как могут быть использованы в суде в качестве доказательства, если возникнет спор о границах ЗУ.

    Смотрите образец здесь.

    Оформление документов на землю, начиная с момента формирования участка, следует проверять очень тщательно, чтобы в процессе эксплуатации участка не появились проблемы и не пришлось «замораживать» стройку или отдавать часть огорода соседу по даче.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: