Требования по приобретению земельного участка из муниципальной собственности

Земельные наделы, принадлежащие государству и муниципалитету, предоставляются гражданам и предприятиям во временное пользование и в собственность. Последние изменения земельного законодательства установили правило о невозможности предоставления физическим лицам земли в постоянную эксплуатацию.

Если такое право появилось до опубликования действующей редакции Земельного кодекса, то оно сохраняется за гражданином. Вместе с этим допускается переоформление им по желанию права бессрочного использования территории на собственное право.

Распоряжение муниципальной землей находится в компетенции местных органов. Решение муниципального органа о предоставлении надела – первичное и основное юридически значимое выражение воли владельца о передаче прав на нее.

В случае безвозмездной передачи объекта оно выступает как основание для отвода площади в натуре и осуществления регистрации прав на нее. Если отчуждение производится на безвозмездной основе, оно становится основанием для заключения соглашения.

Начальные параметры

Положения по законодательству

Пункт 1 статьи 5 Земельного кодекса установил, что в качестве участников земельных правоотношений выступают не только граждане и организации, но и государство, его субъекты, муниципалитеты.

Статья 5. Участники земельных отношений

Частная собственность – это участки, полученные предприятиями на основаниях, определенных российским законодательством. При этом статья 25 ЗК РФ отсылает к гражданскому закону и гласит, что права на земельные наделы появляются по установленным им основаниям федеральным законодательством и обязательны для государственной регистрации.

Статья 25. Основания возникновения прав на землю

Согласно статье 28 ЗК территории, принадлежащие муниципалитетам и государству, предоставляются предприятиям за определенную плату. Бесплатная передача возможно лишь в случаях, установленных законом.

Исключительным правом на приобретение участка, которым владеет муниципалитет, в собственность за плату по правилам обладает не каждое юридическое лицо, а только владелец недвижимых объектов, имеющихся на нем с одновременным отсутствием законных причин для отказа в приватизации.

Статья 28. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

Главные основания

Старая редакция Земельного кодекса, действовавшая до марта 2020 года, содержала довольно обширный список оснований, по которым государственные и муниципальные землевладения могли предоставляться гражданам и юридическим лицам в арендное пользование без осуществления торгов. По сути, исключительно по результатам торгов земельные наделы предоставлялись под строительство жилой недвижимости.

Другие разновидности разрешенной эксплуатации земли давали возможность приобретения земельных площадей в арендное использование без торгов, если соблюдались определенные условия, в частности, если заблаговременно осуществлена публикация о запланированной передаче земельного надела.

С 1 марта 2020 года такой порядок подвергся значительным корректировкам. Согласно части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса в действующей редакции арендные контракты на земельные территории, имеющиеся в собственности муниципалитета или государства, можно заключать только на торгах, проводимых исключительно в аукционной форме, кроме ситуаций, прямо определенных пунктом 2 рассматриваемой нормативной статьи.

Помимо этого, по пункту 7 статьи 39.11 ЗК России в случаях, когда согласно основному виду разрешенной эксплуатации земельного надела предусмотрено строительство зданий, сооружений.

Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков в аренду на торгах и без проведения торгов

Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка

Такая площадь предоставляется посредством осуществления аукциона в отношении права на заключение арендного контракта на земельный участок, кроме случаев проведения аукционных мероприятий по реализации земельного надела или аукциона на право заключения арендного контракта на территорию согласно положениям статьи 39.18 Земельного кодекса.

Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков гражданам для ИЖС

Итак, следует сделать заключение о том, что общее правило предусматривает возможность любого предоставления земельных участков в арендное пользование в 2020 году только на основе проведения аукциона, за исключением ситуаций, прямо установленные основным земельных законом.

Условия предоставления

Участок земли, находящийся в собственности муниципальных властей, можно купить на основании постановления о передачи по кадастровой стоимости. Земельный кодекс требует произведения таких действий только на платной основе. При этом допускается одноразовая бесплатная приватизация уже имеющейся в пользовании территории.

Оформление документов

Законная продажа земли предполагает произведение действий по переносу прав собственности на определенную территорию.

Для этого необходимо обращение в государственный орган по месту нахождения продаваемой площади, предоставив следующий комплект обязательной документации:

  • заявление, выражающее желание зарегистрировать надел;
  • квитанцию об оплате регистрационных действий;
  • контракт с условиями покупки;
  • документы, подтверждающие личности сторон сделки;
  • кадастровый план.

Скачать образец заполнения заявления о регистрации права собственности на земельный участок

Приобретение земельного участка из государственной собственности сложнее, чем просто смена хозяина. Законодательство разрешает переход земельного участка в частное владение только по результатам торгов.

Подавать документацию для приобретения такой земли следует в определенном порядке:

  1. Подать заявление в местный властный орган для предоставления определенной площади в целях осуществления частного строительства.
  2. Заказать план топографии в специальной государственной или частной компании.
  3. Получить копию топографического плана.
  4. Обратиться с заявлением о проверке отсутствия каких-либо обременений в отношении данного надела.
  5. Со всеми этими документами сделать заявку на выдачу справки об отсутствии запретов на возведение зданий.
  6. Со всеми полученными справками и собранными документами обратиться в орган местного самоуправления для получения окончательного решения.

Образец заявления о выделении земельного участка

Инструкция по приобретению земельного участка из муниципальной собственности

Если право на бесплатную приватизацию уже использовано, то для получения земли в собственное владение придется заплатить.

Последовательность действий следующая:

  1. Обращение с заявлением и паспортом к местной администрации. Для приобретения арендованной земли потребуется предоставление договора о сделке, кадастровые выписки на отведенную территорию и копии всей имеющейся документации.
  2. В месячный срок исполнительный орган должен вынести постановление, где будет отражен размер платы за получение участка в собственность.
  3. Произведение оплаты в ближайшем банковском отделении, принимающем платежи от граждан.
  4. Предъявление копии квитанции о произведенной оплате и ее подлинника представителю органа местной власти.
  5. Обращение в ФУГРЦ с заполненным заявлением, полученными справками и их копиями. Спустя месяц будет произведена окончательная передача права собственности.

Внимание! Если предоставить в местную администрацию справку о том, что право на приватизацию не использовано, со всеми остальными документами (паспортом, заявлением, выписками) участок можно получить абсолютно бесплатно.

При покупке земельного надела, приобретенного в результате торгов на аукционе, он передается по цене равной 2,5% стоимости по кадастру.

Для этого следует предоставить документацию, подтверждающую ввод возведенного дома в эксплуатацию, паспорт, арендный договор, заключенный после торгов.

Прочие оговорки

Способы передачи прав

Для приобретения земельного участка и переоформления его в частное владение законодательством установлен определенный порядок.

Это может быть:

  • обычная покупка у прошлого частного хозяина;
  • выкуп у государства;
  • приобретение из муниципальной собственности.

Первый вариант, предполагающий простую сделку купли-продажи с конкретным частным лицом, является самым простым и обычно не занимает большого количества времени для оформления необходимой документации.

Стоимость такой земли, как правило, увеличена в разы, чем в случае получения территории из государственного или муниципального владения.

Государственным наделом можно обзавестись бесплатно. Однако, круг лиц, имеющих такое право, достаточно ограничен.

Специфика без торгов

Процедура заключения контракта без поведения торгов зависит от оснований, которые имеются у лица, желающего получить земельный участок, на такой договор.

Все эти основания условно классифицируются на три группы:

  • Заключение контракта с лицом, у которого имеется право на заключение нового соглашения без торгов (пп. 31, 31 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
  • Однократное заключение арендного договора на землю, где имеются объекты незаконченного строительства, для окончания строительных работ владельцами этого имущества (п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ).
  • Заключение договора по другим основаниям, установленным ЗК РФ.

Что характерно в случае выкупа

Выкуп земельного надела у муниципалитета значительно выгоднее, чем покупка земли у частного лица. Только процедура оформления документации отличается большей сложностью. По этой причине у многих потенциальных покупателей пропадает желание такой экономии.

Право на выкуп муниципальной земельной площади есть у всех граждан и юридических лиц. Никаких ограничений в этом плане не установлено. Однако, они возникают, когда речь заходит о правах и возможностях эксплуатации определенного земельного надела.

Законодательством предусмотрены случаи, когда выкуп муниципальных земель не допустим:

  • если земли изъяты из оборота (к примеру, являются военными объектами);
  • если территория ограничена в обороте;
  • по имущественным объектам установлен запрет на приватизацию;
  • участки зарезервированы для удовлетворения государственных или муниципальных потребностей.

Продажа земельных участков из муниципальной собственности не облагается НДС. Проводка для отражения в бухучёте их выбытия следующая: Дт 91-2 Кт 01 (выбытие надела), Дт 62 Кт 91-1 (выручка от реализации участка).

Порядок заключения договора

Приобретение земельного участка из муниципальной собственности намного сложнее, чем его покупка у прежнего частного хозяина. Но явным преимуществом в такой сделке выступает цена земли. На государственные и муниципальные площади она значительно ниже, чем стоимость, устанавливаемая частниками по своему усмотрению.

Из муниципальной или государственной собственности можно получить земельный надел на бесплатной основе. Но здесь важно учесть серьезную ограниченность лиц, которым доступна такая возможность.

Дело с выкупом земельного участка осложнено различными нюансами. По действующему российскому законодательству территория, имеющая предназначением застройку, может отправиться в частное владение лишь после успешного прохождения торгов (аукциона).

На проведение аукциона отводится месячный период, начинающий течь с момента принятия решения об их осуществлении. Если помимо инициатора в этот временной промежуток никто не заявил своего желания на принятие участия в торгах, заявитель может выкупить выставленный надел по номинальной стоимости.

Основанием для оформления договора о купле-продаже земли является протокол результатов аукциона. На практике между муниципальным органом власти и победителем в аукционе заключается контракт об аренде длительностью в три года.

Скачать договор купли-продажи земельного участка

Это время предоставляется на осуществление строительства в соответствии с целевым назначением предоставленного земельного надела. Лишь после возведения строительных объектов участок подлежит окончательной передаче хозяину в частную собственность.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

Статьей 39.3 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. Предусмотрено, что продажа таких земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, изложенных в пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков:

1) образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории;

1.1) образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2020 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

2) образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации;

3) образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, членам этой некоммерческой организации;

4) образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации;

5) образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к имуществу общего пользования, указанному юридическому лицу;

6) на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ;

7) находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам;

8) крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

9), предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;

10) гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ;

11) гражданам в соответствии с Федеральным законом «О Дальневосточном гектаре».

Если единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.

Следует отметить принципиальную позицию законодателя в отношении земельных участков, основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий или сооружений. Согласно п. 2 ст. 39.1 ЗК РФ их продажа не допускается, за исключением прямо указанных законом одиннадцати случаев. Таким образом, лица, заинтересованные в приобретении земельного участка для целей коммерческого строительства, теперь по общему правилу могут рассчитывать только на право аренды.

Решение о проведении аукциона может быть принято уполномоченным органом, как по собственной инициативе, так и на основании заявления гражданина или юридического лица (п. 11 ст. 39.11 ЗК РФ).

Ховалыг А-Х. Б., специалист-эксперт Западного отдела

Управления Росреестра по Республике Тыва 

Источник: Журнал «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение»

Каждое образовательное учреждение в той или иной степени является владельцем земельных участков. Они могут быть собственностью учреждений, арендованы или переданы в постоянное бессрочное пользование. В результате поправок, внесенных недавно в Инструкцию № 157н[1], обновился и порядок учета земельных участков. В статье рассмотрим эти изменения и некоторые другие вопросы, связанные с землей.

Правовые основы пользования земельными участками

Земельные правоотношения в Российской Федерации регулируются Земельным кодексом и Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ).

У каждого образовательного учреждения есть земельные участки, как минимум те, что находятся под принадлежащими учреждениям зданиями и сооружениями.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории.

Пользоваться земельными участками учреждение может в трех случаях:

  • при получении их в постоянное (бессрочное) пользование;
  • при приобретении их в собственность;
  • при взятии их аренду.

Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ).

Юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не могут ими распоряжаться (п. 4 ст. 20 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 130, 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что зарегистрированное право государственного (муниципального) учреждения на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав.

Земля согласно п. 70 Инструкции № 157н относится к непроизведенным активам.

Понятие «земля» включает в себя объекты непроизведенных активов в виде земельных участков, а также неотделимые от земельных участков капитальные расходы, к которым относятся расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т. п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов (п. 79 Инструкции № 157н).

В соответствии с изменениями, внесенными в Инструкцию № 157н, земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на счете 103 11 «Земля – недвижимое имущество учреждения» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ) (п. 71, 78 Инструкции № 157н). До этих изменений данные объекты подлежали учету на забалансовомсчете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Рыночная (кадастровая) стоимость земельных участков на дату принятия к бухгалтерскому учету признается их первоначальной стоимостью (п. 23 Инструкции № 157н).

Согласно Федеральному закону № 221-ФЗ сведения о кадастровой стоимости земельного участка и кадастровом номере земельного участка, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются субъектам учета по запросам бесплатно.

В соответствии с п. 2 ст. 66ЗК РФ кадастровая стоимость определяется путем проведения государственной кадастровой оценки земли, порядок осуществления которой устанавливается Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 № 52. В данном постановлении указано, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Согласно п. 80 Инструкции № 157н земельные участки являются инвентарными объектами. Каждому из них присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета. Он сохраняется за ним на весь период его учета. Инвентарные номера выбывших (списанных) инвентарных объектов вновь принятым к учету объектам нефинансовых активов не присваиваются (п. 81 Инструкции № 157н).

Аналитический учет земельных участков ведется в инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031) (п. 82 Инструкции № 157н).

Учет операций по выбытию и перемещению объектов непроизведенных активов (земельных участков) ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 83 Инструкции № 157н).

Операции по поступлению, выбытию земельных участков оформляются бухгалтерскими записями на основании надлежаще оформленных первичных учетных документов в порядке, предусмотренном инструкциями № 162н[2], 174н[3] и 183н[4] (п. 74 Инструкции № 157н). В эти инструкции подготовлены необходимые изменения с учетом поправок, внесенных в Инструкцию № 157н. Проекты соответствующих нормативных актов размещены на сайте Минфина. Далее будем приводить корреспонденции счетов с учетом данных проектов.

В них предлагается получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, оформлять следующими бухгалтерскими записями:

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит 1 103 11 330 1 401 10 180 4 103 11 330 4 401 10 180 4 103 11 000 4 401 10 180

В бухгалтерском учете выбытие объектов непроизведенных активов, в том числе земельных участков, осуществляется (п. 75 Инструкции № 157н):

– в случаях прекращения имущественных прав по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, в том числе в результате продажи, безвозмездной передачи (дарения);

– в случаях прекращения использования объекта учета вследствие порчи, изменения качественных характеристик объекта, по иным основаниям невозможности использования объекта по установленному при принятии объекта к учету назначению;

– в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Как мы уже сказали выше, земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании учреждений, до внесения изменений в Инструкцию № 157н учитывались на забалансовомсчете 01. В связи с этим требуется их перевод с забаланса на балансовый счет 103 11. Рекомендации по данному переводу финансовым ведомством еще не представлены.

Аренда и приобретение земельных участков в собственность

Юридические лица, в том числе государственные (муниципальные) учреждения, имеют право арендовать земельные участки или приобретать их в собственность.

Согласно п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты разрабатывается:

  • в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, – уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов РФ или государственная собственность на которые не разграничена, – органами государственной власти субъектов РФ;
  • в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, – органами местного самоуправления.

Цена этих участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (п. 1.2 ст. 36 ЗК РФ).

Другие особенности купли-продажи земельных участков определены ст. 37 ЗК РФ. Согласно положениям данной статьи объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Недействительными являются следующие условия договора купли-продажи земельного участка (п. 2 ст. 37 ЗК РФ):

  • устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию;
  • ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей;
  • ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами.

Приобретение земельного участка в собственность осуществляется по договору купли-продажи недвижимости в соответствии с п. 1 ст. 549 ГК РФ. Переход права собственности происходит после государственной регистрации (п. 1 ст. 551 ГК РФ).

Для регистрации права собственности учреждение должно оплатить государственную пошлину (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка осуществляется путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) (ст. 38 ЗК РФ).

В качестве продавца земельного участка или арендодателя выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 2 ст. 38 ЗК РФ).

В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.

Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка (п. 3 ст. 38 ЗК РФ).

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ.

Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 808, с 1 марта 2020 года утрачивают силу. Новый нормативный документ пока не принят.

Приобретение земельного участка в соответствии с Указаниями № 65н[5] осуществляется по статье 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов» КОСГУ.

В бухгалтерском учете приобретение земельных участков и постановка на учет будут отражаться следующим образом:

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит

Приобретение земельного участка

1 106 13 330 1 302 33 730 2 106 13 330 2 302 33 730 2 106 13 000 2 302 33 000

Принятие к учету земельного участка

1 103 11 330 1 106 13 330 2 101 11 330 2 106 13 330 2 101 11 000 2 106 13 000

У арендатора (учреждения) согласно договору аренды возникает обязанность по уплате арендных платежей. Расходы по арендной плате согласно Указаниям № 65н относятся на подстатью 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ.

Бухгалтерские операции, связанные с арендой, будут осуществляться следующим образом:

Ст. 28 Земельного Кодекса.
Земельные участки из земель, находящихся
в государственной или муниципальной
собственности, предоставляются гражданам
и юридическим лицам в собственность
или в аренду, а также предоставляются
юридическим лицам в постоянное
(бессрочное) пользование в случаях,
предусмотренных пунктом 1 статьи 20
настоящего Кодекса, и гражданам и
юридическим лицам в безвозмездное
срочное пользование в случаях,
предусмотренных пунктом 1 статьи 24
настоящего Кодекса
. Предоставление
земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной
собственности, в собственность граждан
и юридических лиц осуществляется за
плату
. Предоставление
земельных участков в собственность
граждан и юридических лиц может
осуществляться бесплатно

в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом, федеральными законами и
законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей,
имеют право приобрести бесплатно, в том
числе для индивидуального жилищного
строительства, без торгов и предварительного
согласования мест размещения объектов
находящиеся в государственной или
муниципальной собственности земельные
участки в случаях и в порядке, которые
установлены законами субъектов Российской
Федерации. Не допускается отказ в
предоставлении в собственность граждан
и юридических лиц земельных участков,
находящихся в государственной или
муниципальной собственности, за
исключением случаев: изъятия земельных
участков из оборота; установленного
федеральным законом запрета на
приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных
или муниципальных нужд
. Не допускается
отказ в предоставлении в собственность
граждан и юридических лиц земельных
участков, ограниченных в обороте и
находящихся в государственной или
муниципальной собственности, если
федеральным законом разрешено
предоставлять их в собственность граждан
и юридических лиц
. Иностранным
гражданам
, лицам без
гражданства и иностранным юридическим
лицам в соответствии с настоящей статьей
земельные участки предоставляются в
собственность только за плату, размер
которой устанавливается настоящим
Кодексом.

27. Порядок предоставления земель для строительства.

НК РФ не раскрываются формы
и сроки информирования населения
органами местного самоуправления, а
также формы, сроки и процедуры участия
граждан в решении вопросов, связанных
с предоставлением земельных участков
для строительства, когда это затрагивает
их интересы (кроме случаев, связанных
с использованием территорий и мест
традиционного проживания и хозяйственной
деятельности коренных малочисленных
народов и этнических общностей).(Письмо
Минэкономразвития РФ от 09.09.2009 N Д23-2936.)

В соответствии с п. 5 ст. 30
Земельного кодекса Российской Федерации
предоставление земельного участка для
строительства с предварительным
согласованием места размещения объекта
осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие
решения о предварительном согласовании
места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного
участка кадастровых работ, осуществление
его государственного кадастрового
учета;

3) принятие решения о предоставлении
земельного участка. Процедура выбора
земельного участка предусматривает в
том числе обязанность органов местного
самоуправления городских или сельских
поселений информировать население о
возможном или предстоящем предоставлении
земельных участков для строительства.
Таким образом, указанная норма только
лишь обязывает органы местного
самоуправления своевременно предоставлять
соответствующую информацию и не
предусматривает обязанность органов
местного самоуправления выявлять мнение
населения, а также лиц, заинтересованных
в предоставлении земельного участка,
и учитывать такое мнение при принятии
решения о выборе земельного участка
или собирать заявления иных лиц о
предоставлении испрашиваемого земельного
участка
. При этом земельный участок
может быть предоставлен без предварительного
согласования места размещения объекта
исключительно в следующих случаях:

*предоставление земельного
участка для строительства в собственность
( п. 2 ст. 30 Кодекса);

*предоставление Государственной
компании »Российские автомобильные
дороги» в аренду земельных участков,
необходимых для осуществления ее
деятельности, из земель, которые находятся
в федеральной собственности или
государственная собственность на
которые не разграничена ( п. 2.3 ст. 30
Кодекса);

*предоставление сформированного, но не
закрепленного за гражданином или
юридическим лицом земельного участка
( п. 6 ст. 30 Кодекса);

*предоставление земельного участка в
соответствии с градостроительной
документацией о застройке и правилами
землепользования и застройки (зонированием
территорий) ( п. 11 ст. 30 Кодекса);

*предоставление земельного участка для
нужд сельскохозяйственного производства
( п. 11 ст. 30 Кодекса);

*предоставление земельных участков из
состава земель лесного фонда ( п. 11 ст.
30 Кодекса);

*предоставление земельных
участков гражданину для индивидуального
жилищного строительства, ведения личного
подсобного хозяйства ( п. 11 ст. 30 Кодекса).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Распоряжение землей, находящейся в собственности государства, реализуется:

  • органом местного самоуправления (далее – МСУ) городского округа относительно земель, располагающихся на территории этого округа;
  • органом МСУ поселения относительно земель, располагающихся на территории поселения (если имеются принятые правила землепользования и застраивания населенного пункта);
  • органом МСУ муниципального района относительно земель, располагающихся на территории поселения, включенного в состав этого района (если отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки населенного пункта);
  • органами исполнительной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) относительно земель, располагающихся на территории перечисленных субъектов (если закон не устанавливает осуществление указанных полномочий органами МСУ).

Порядок предоставления земельного участка

Выделение государственной земли производится посредством торгов. Торги проводятся в виде аукциона. Федеральным законом от 23 июня 2020 года №171-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс установлен перечень исключений, когда земля может быть передана иным способом:

  • продажа земли, находящейся в собственности государства, без процедуры торгов (ст. 39.3 ЗК РФ);
  • выделение земли физическому или юридическому лицу в собственность на безвозмездной основе (ст. 39.5 ЗК РФ);
  • выделение земли в аренду без процедуры торгов (ст. 39.6 ЗК РФ).

Федеральный закон определяет:

  • сроки выделения земли;
  • основания для отказа в выделении земли;
  • список документов для выделения.

В собственность

Земельные участки передаются в собственность:

  • посредством проведения аукциона;
  • продажи земли без процедуры торгов;
  • на бесплатной основе.

Торги

Правила реализации торгов определены ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

Решение о проведении аукциона принимается уполномоченным органом по заявлению физического или организации.

Порядок подготовки к проведению аукциона для продажи или передачи в аренду участка по инициативе органов власти:

  • подготовка и утверждение органом власти схемы участка, если одобренного проекта межевания территории нет, и участок только образуется;
  • обеспечение органом власти проведения кадастровых работ;
  • госрегистрация прав на землю;
  • определение технических условий подключения участка к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • принятие решения о проведении аукциона.

Порядок подготовки к проведению аукциона по инициативе заинтересованного лица:

  • подготовка лицом схемы участка;
  • подача заявления об утверждении схемы участка с перечислением целей использования;
  • проверка органом власти оснований для одобрения или отказа в одобрении схемы в срок не более двух месяцев со дня получения заявления, принятие решения об отказе или подтверждении;
  • проведение заявителем кадастровых работ;
  • кадастровый учет земли и регистрация права собственности;
  • подача заявления на проведение аукциона с указанием кадастрового номера объекта;
  • обращение органа власти с заявлением о госрегистрации права собственности на землю;
  • получение технических условий подключения к сетям ИТО;
  • принятие решения о проведении аукциона в срок не более двух месяцев с момента подачи заявления.

По завершении подготовительного этапа заинтересованное лицо подает заявку на участие в аукционе по продаже земли со всеми необходимыми документами. Результаты аукциона оформляются в протоколе организатором аукциона.

Аукцион проводится в электронной форме за исключением случаев, когда земля передается физлицам или фермерским хозяйствам:

  • для ИЖС;
  • ведения ЛПХ;
  • ведения дачного хозяйства, садоводства;
  • осуществления фермерской деятельности.

Без торгов

Продажа участка без торгов может быть реализована в следующих случаях:

  • участок сформирован из земельного участка, переданного НКО, созданной физлицами для ведения дачного хозяйства и садоводства;
  • земля предоставляется физлицам для ИЖС или ЛПХ в черте населенного пункта, дачного или фермерского хозяйства согласно ст. 39.18 ЗК РФ;
  • другие случаи, описанные в ст. 39.3 ЗК РФ.

Бесплатно

Передача земель на бесплатной основе возможна в следующих случаях:

  • физлицам по окончании пятилетнего периода со дня получения земли в безвозмездное пользование для ведения ЛПХ или реализации фермерской деятельности;
  • физлицам по окончании пяти лет со дня получения земли в безвозмездное пользование для ИЖС или ЛПХ в муниципальных образованиях, установленных законодательством (гражданин должен иметь основное место работы в указанном МО по специальности, установленной законодательством);
  • в прочих случаях, определенных статьей 39.5 ЗК РФ.

В аренду

Передача земли в аренду осуществляется без проведения торгов или в виде аукциона.

Аукцион

Правила проведения аукциона обозначены в ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

Аукцион проходит в несколько этапов:

  • подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды земли, находящейся в собственности государства;
  • подача заявки на участие в аукционе и необходимых документов;
  • проведение аукциона на право заключения договора аренды с оформлением итогов в протоколе.

Без торгов

В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ, передача земли в аренду без проведения торгов возможна в следующих случаях:

  • по решению Президента РФ;
  • возведение объектов социального и культурного назначения, реализация крупных инвестиционных проектов (перечисленные объекты отвечают критериям, определенным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2020 года №1603);
  • строительство объектов государственного и муниципального значения;
  • проведение объектов тепло-, электро-, газо- и водоснабжения;
  • правообладателям здания, под которым находится участок;
  • религиозным организациям;
  • для проведения бюджетных строек;
  • льготникам, в т. ч. многодетным семьям;
  • лицам для ИЖС, ЛПХ и КФХ в отдаленной сельской местности;
  • физлицам для сенокошения и выпаса скота;
  • переоформление из права бессрочного пользования;
  • взамен земли, изъятой для реализации государственных нужд;
  • участок образован из ранее предоставленной земли.

Сроки предоставления

Участки предоставляются в безвозмездное пользование на срок:

  • не более шести лет – лицам для ведения ЛПХ и КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
  • не более шести лет – лицам для ИХЖ и ЛПХ в МО, работающим по основному месту работы в этих МО по специальностям, определенным законодательством;
  • не более десяти лет – малочисленным народам Севера, Сибири и дальнего Востока для возведения сооружений с целью сохранения традиционного образа жизни.

Прочие случаи описаны в статье 39.10 ЗК РФ.

Договор аренды ЗУ заключается на срок:

  • от 3 до 10 лет для строительства и реконструкции сооружений;
  • до 9 лет для строительства линейных объектов;
  • до 20 лет гражданам для ИЖС и ЛПХ;
  • на срок, не превышающий срок договора аренды земли, если выделяется участок, образованный из исходного земельного участка;
  • до 49 лет – в прочих случаях.

Основания для отказа

Основания отказа проведения аукциона:

  • нет сведений о возможности подключения объекта к сетям ИТО;
  • нет разрешения на использование земли или оно не отвечает целям использования, прописанным в заявлении;
  • участок не входит в определенную категорию земель;
  • объект предоставлен на ПБИ, безвозмездного пользования, пожизненного владения либо аренды;
  • земля изъята из оборота;
  • земля ограничена в обороте;
  • земля зарезервирована для государственных нужд;
  • земля предназначена для строительства объектов федерального, регионального или местного значения.

Основания отказа при предоставлении земли без торгов:

  • заявителем является лицо, не имеющее права на получение земли без аукциона;
  • земля изъята из оборота или ограничена в обороте;
  • разрешение на использование земли не соответствует целям, перечисленным в заявлении;
  • ЗУ предназначен для строительства объектов федерального, регионального или местного значения;
  • предоставление земли на заявленном виде прав невозможно;
  • площадь земли, указанная в заявлении, превосходит площадь, отмеченную в схеме или проекте межевания более чем на 10%.

Перечень документов

Для участия в аукционе заявитель подает:

  • заявку на участие по установленной форме с указанием реквизитов для перечисления задатка;
  • ксерокопии документов, удостоверяющих личность;
  • нотариально заверенный перевод документов о госрегистрации организации согласно закону иностранного государства, если заявитель – иностранное юрлицо;
  • документ о внесении задатка.

Прием документов прекращается за пять дней до дня проведения аукциона.

Перечень электронных документов включает:

  • схему расположения объекта;
  • извещение о проведении аукциона в электронном виде;
  • заявление о предварительном согласовании выделения земли;
  • заявление об установлении сервитута;
  • заявление о перераспределении участков с прилагающимися документами;
  • проект межевания в виде электронного документа;
  • заявление о проведении аукциона;
  • заявление о подтверждении схемы.

Основания для образования участка

Образование участков из земель, принадлежащих государству, осуществляется согласно следующим документам:

  • проект межевания земли, утвержденный согласно ГРК РФ;
  • документ, отражающий месторасположение, границы и площадь участка;
  • схема местоположения участка на кадастровом плане (если отсутствует проект межевания).

Проект межевания территории

Образование участка осуществляется согласно проекту межевания:

  • из участка, выделенного на комплексное основание местности;
  • из участка, выделенного НКО, сформированной лицами для ведения дачного хозяйства и садоводства либо для ведения дачного хозяйства прочим юрлицам;
  • в пределах территории, относительно которой заключено соглашение о ее развитии;
  • в пределах элемента планировки, занятого многоквартирными зданиями;
  • для строительства линейных объектов федерального или регионального значения.

Проектная документация о местоположении и границах

Подготовка схемы ЗУ осуществляется в виде электронного документа. Подготовка на бумажном носителе допускается, если участок выделяется без проведения торгов.

При подготовке схемы учитываются:

  • утвержденная документация территориальной планировки;
  • правила строительства и землепользования;
  • проекты планировки местности;
  • положения об особо охраняемых природных объектах;
  • наличие местности с особыми условиями использования земли;
  • земли общего пользования;
  • красные линии;
  • границы участков;
  • расположение построек и объектов незавершенного строительства.

Схема содержит:

  • условный номер каждого участка (если образуются два и более участка);
  • площадь участка;
  • координаты точек границы участка;
  • границы формируемого участка;
  • информация об утверждении.

Требования к подготовке схемы утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2020 года №762. Подготовкой занимается орган государственной власти или МСУ.

Подготовка проводится на основании следующих документов:

  • утвержденный документ территориального планирования;
  • проект противопожарной защиты;
  • проект планировки территории.

Подготовка схемы при помощи официального сайта производится за плату. Если схему готовят органы государственной власти и МСУ, плата не взимается.

Утвержденная схема расположения

Решение об утверждении схемы заменяет (в случае выделения земли без аукциона):

  • решение о предварительном согласовании месторасположения объекта;
  • решение об образовании участка.

Утвержденное решение направляется в орган кадастрового учета. Информация, представленная в решении и схеме, отображается на кадастровых картах.

Основания возникновения прав на земельный участок

Основания возникновения прав на землю перечислены в ст. 39.1 ЗК РФ:

  • решение о предоставлении земли в собственность безвозмездно или в ПБП;
  • договор купли-продажи при выделении земли в собственность за плату;
  • договор аренды при передаче земли в аренду;
  • договор безвозмездного пользования при выделении земли в безвозмездное пользование.

Предоставление ЗУ в безвозмездное пользование

Согласно ст. 39.10 ЗК РФ, земля предоставляется в пользование на безвозмездной основе в следующих случаях:

  • лицам для ведения ЛПХ, КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
  • для ИЖС и ЛПХ – лицам, работающим по основному месту работы в МО, по специальностям, утвержденным законодательством субъекта;
  • малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока для возведения построек с целью сохранения традиционного образа жизни и хозяйствования.

Прочие случаи обозначены в вышеназванной статье.

Предварительное согласование предоставления участка

Предварительное согласование требуется при уточнении границ участка, а также при передаче  земли без торгов.

Вместе с заявлением о предварительном согласовании подаются:

  • документ, доказывающий право заявителя на получение земли без торгов;
  • схема участка, если он только образуется и проекта межевания нет.

Заявление рассматривается в течение 30 дней с момента поступления. Решение о предварительном согласовании действительно в течение двух лет.

Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов

Если участка нет, заявитель занимается разработкой схемы участка (при отсутствии проекта межевания). Уполномоченный орган власти в течение месяца принимает решение о предварительном согласовании. Далее заявитель занимается реализацией кадастровых работ и кадастрового учета земли. Данная процедура осуществляется органом власти в течение 10 дней. Последний этап – заключение договора.

Преимущества нового порядка

С 1 марта 2020 года сильно изменился порядок предоставления участков из государственной и муниципальной собственности.

Плюсы нововведений:

  • устанавливается порядок выделения готового участка и земли без точных границ;
  • вводятся сроки принятия решений;
  • вводятся основания для отказа в принятии того или иного решения;
  • исключено решение об образовании земли в виде дублирующего решения об утверждении схемы;
  • исключена подготовка и утверждение акта выбора земли.

Особенности предоставления участков гражданам для ИЖС, ведения ЛПХ и т.п.

Заявитель занимается подготовкой схемы участка и подает заявление в орган МСУ о предварительном согласовании выделения земли. Орган МСУ в свою очередь публикует извещение о выделении земли для конкретных целей.

В этом извещении содержатся:

  • сведения о возможности выделения земли с указанием его целей;
  • сведения о праве физлиц или КФХ подавать заявление на участие в торгах;
  • адрес, способ подачи заявки;
  • срок приема заявок;
  • адрес месторасположения участка;
  • кадастровый номер, площадь земли;
  • площадь земли согласно проекту межевания или схемы, если участок только образуется;
  • адрес и время приема для ознакомления со схемой, составленной в бумажном виде.

Если в течение месяца поступили другие заявление, орган МСУ выносит решение об отказе в предоставлении земли без аукциона. Если заявление не поступали, и участок уже сформирован, остается только подписать договор купли-продажи или договор аренды.

В противном случае орган МСУ примет решение о предварительном согласовании выделения земли. Заявитель проводит кадастровые работы, подает в орган МСУ заявление о выделении земли и только после этого подписывается договор.

См. также:

  • Пошаговая инструкция покупки земельного участка у собственника.
  • Объясняем: как найти или проверить собственника земли.
  • Дачная амнистия продлена: Как оформить земельный участок в собственность.

Предоставление земельных участков государством может осуществляться по-разному. Все зависит от категорий граждан и тех целей, для которых земля нужна. О чем необходимо помнить, когда речь идёт о получении земли от государства? И каким условиям должен соответствовать получатель?

Что такое предоставление земельных участков?

Предоставлением земли от государства следует рассматривать как один из сложных процессов, во время которого государственное имущество, представленное одним из ключевых ресурсов, передается для достижения каких-то целей физическому или юридическому лицу.

Весь процесс передачи оформляется специальным документом — договором предоставления земельного участка, в содержании которого фиксируется, для каких целей, на каких условиях и на какой срок этот участок будет предоставлен пользователю.

В том случае, если участок предоставляется на ограниченный срок с условием возможного расторжения, в тексте договора о предоставлении такого участка обязательно указываются условия, на которых договор может быть расторгнут раньше времени, а также те условия, соблюдение которых поможет получить землю в собственность.

Процедура предоставления земли государством или администрацией регулируется целым рядом нормативных актов, ключевым из которых является Земельный Кодекс Российской Федерации. В этом нормативном акте вопросам предоставления земли различным категориям физических и юридических лиц, имеющих на это право, посвящена глава 5.1, в которой содержатся статьи, дающие подробную расшифровку того, какие требования предъявляются к претендентам, а также кто именно может рассчитывать на землю путем получения ее на безвозмездной основе в соответствии с действующим законодательством.

Какие виды предоставления земли существуют?

Глава 5.1 Земельного Кодекса выделяет 4 варианта предоставления земли от государства в лице его субъектов или муниципальных образований.

Если земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, они могут предоставляться следующими способами в пользование и владение физическим или юридическим лицам:

  • Продажа (путём проведения публичных торгов или без таковых через реализацию права преимущественного выкупа у предоставляющего землю органа власти);
  • Аренда (договор на ее заключение также происходит через торги или без них, если речь идёт о продлении ранее заключённого договора);
  • Постоянное бессрочное пользование (с установлением платы за пользование участком или без таковой);
    Безвозмездное срочное пользование.

Однако это основные направления, по которым может осуществляться предоставление земельных участков от государства.

В том случае, если гражданин или организация, претендующая на получение земельного надела, имеет отношение к категориям, которые могут использовать право на льготное получение земли, таким категориям участок будет предоставлен на безвозмездной основе.

При этом договор, заключаемый в случае такой передачи, носит характер купли-продажи, но подразумевает под собой, что никаких выплат получатель земли не производит, так как на этапе выбора и подготовки всех необходимых документов он уже потратил достаточно большое количество денежных средств на оформление кадастровых и межевых документов на этот участок.

Исключение составляет договор безвозмездного срочного пользования, который заключается в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и носит характер ссудного договора, в котором государство выступает в качестве ссудодателя, а пользователь земельного участка становится ссудополучателем.

Говоря о том, кто имеет право на бесплатное получение земельного участка от государства, следует перечислить такие категории:

  • Многодетные и молодые семьи, которые еще не воспользовались правом на бесплатное получение земли;
  • Ветераны Труда (Советского Союза и России);
  • Полные кавалеры орденов Славы;
  • Герои России и Советского Союза;
  • Собственники зарегистрированных в качестве недвижимого имущества капитальных строений.

Для этих категорий граждан предусмотрен особый порядок получения земли от государства, ключевым этапом в котором будет доказывание своего права на льготное получение земли.

Под какие цели и кто может получить землю?

Несмотря на то что в Земельном Кодексе не содержится подробной расшифровки тех направлений, для которых могут выделить землю из государственных фондов, сложившаяся практика предоставления земельных участков разграничила те целевые направления, на которые выделяются земли каждой категории, решившей воспользоваться этим правом.

Многодетные и молодые семьи

Многодетные и молодые семьи могут рассчитывать на получение земли для следующих направлений:

  • Индивидуальное жилищное строительство. В том случае, если такая семья стоит в очереди на улучшение жилищных условий и ни разу не воспользовалась правом на получение жилищных льгот от государства, она может рассчитывать на получение земельного участка, на котором можно будет возвести собственный дом.
  • Организация и ведение личного подсобного хозяйства на полученной земле. Однако, если создание сельскохозяйственного производства можно будет рассматривать в качестве источника дохода для поддержания достойного уровня жизни этой семьи, то землю можно будет использовать для создания крестьянского или фермерского хозяйства (если площади, занимаемые таким хозяйством, не превысят границы выделенного участка).

Герои Труда

Герои Труда, а также кавалеры ордена Славы, Герои России и Советского Союза могут получить земельные участки для таких целей:

  • Ведение индивидуального дачного строительства (под таким строительством подразумевается возведение дома, в котором невозможно осуществить постоянную регистрацию как по месту своего постоянного жительства);
  • Организация личного подсобного или приусадебного хозяйства без возможности создания сельскохозяйственного производства.

Молодые специалисты

После изменений, внесенных в Земельный Кодекс, на бесплатное получение земли может рассчитывать еще одна категория населения — молодые специалисты, приехавшие в сельскую местность для работы после окончания высших учебных заведений.

Таким специалистам выделяются земли для индивидуального жилищного строительства в определенном районе с возможностью организации на оставшейся от возведения дома территории участка организовать свое личное подсобное хозяйство.

Срок, на который даётся такой участок, составляет пять лет.

Это означает, что в течение пяти лет лицо, получившее участок, должно начать на нем строительство. В противном случае надел будет возвращен государству.

На каких правах может предоставляться земля?

Виды предоставления земель и то, на каких правах участки распределяются между претендентами, в современном законодательстве не считается одним и тем же, так как это две разные юридические категории.

Если виды предоставления земли могут между собой различаться, то права, на которых участки могут быть распределены между претендентами на них, всегда делятся только на два вида:

  1. Право собственности, когда надел полностью передается во владение и распоряжение лицу, подавшему прошение о наделении его землей;
  2. Право пользования участком. Такое право подразумевает возможности использовать участок по своему усмотрению, но без передачи пользователю в собственность до исполнения последним определенных условий, установленных государством в рамках своих нормативных актов (например, молодому специалисту земля выдаётся на срок не менее пяти лет для возведения собственного дома, а после постройки и оформления его в собственность можно переоформить в собственность и участок, на котором дом стоит, на безвозмездной основе).

Из права пользования (к которому относится и аренда, и постоянное бессрочное пользование, и безвозмездное срочное) может возникнуть право собственности, если пользователь выполнил все условия, установленные государством.

Важные моменты

Каким требованиям должны соответствовать участки?

Все предоставляемые участки должны отвечать определенному перечню требований, установленному в соответствии с действующим законодательством:

  • Геологическое состояние участка должно позволять возвести на нем строение (если речь идет об индивидуальном жилищном строительстве), а возведение дома не должно повлечь ухудшение состояния участка;
  • Уровень плодородия должен соответствовать возможности снимать регулярный урожай тех или иных сельскохозяйственных культур;
  • Площади предоставленного участка должно хватить для постройки дома, отвечающего минимальным социальным нормам проживания в нем семьи;
  • Экологическая обстановка вокруг участка должна быть благоприятной (то есть участок должен располагаться вдали от промышленных предприятий, а также полигонов утилизации отходов различного происхождения).

Что касается норм площади (так как это основной показатель, который влияет на ценность предоставляемых участков), то в каждом регионе они определены по-своему.

Минимальный размер участков для каждой категории имеет свои параметры:

  • Для индивидуального жилищного строительства — не менее 3 соток;
  • Для садоводства — 4 сотки;
  • Для огородничества — 2 сотки;
  • Для животноводства — не менее 15 соток;
  • Для дачного строительства — не менее 5 соток.

Максимальные размеры также определены в каждом субъекте федерации исходя из конкретных условий состояния земельного фонда. Так, максимальные размеры участков для разных целей использования определены в таких границах:

  • Для индивидуального жилищного строительства — не более 15 соток;
  • Для садоводства — 25 соток;
  • Для огородничества — 1 гектар;
  • Для животноводства — 1 гектар;
  • Для дачного строительства — 25 соток.

Однако, указанные размеры считаются средними, так как зачастую размер участка будет колебаться в этих границах, а при определении величины будут учитываться все факторы, которые были доказаны получателем земли.

Как и где получить земельный участок?

Государственный и административный регламент предоставления земельных участков различных форм собственности (федеральная, региональная или муниципальная земля) определен в статьях 39.9-39.20 Земельного Кодекса РФ.

Так, с заявлением на получение земли из федеральной собственности просителю необходимо обращаться в федеральные органы исполнительной власти путем направления соответствующего заявления на имя руководителя такого органа.

Если речь идет о региональной собственности (то есть собственности субъекта федерации), то обращение направляется в исполнительные органы субъекта (заявление пишется также на имя руководителя).

В том случае, если земля находится в муниципальной собственности, то заявление должно направляться в соответствующий орган муниципалитета.

Весь алгоритм, независимо от того, к какому уровню имущества относится участок, состоит из аналогичных шагов и включает в себя следующие этапы:

  1. Подбор участка (можно найти через публичную кадастровую карту или имеющиеся объявления);
  2. Первичное заявление о возможности предоставления участка просителю;
  3. Подготовка кадастровых документов на участок;
  4. Основное заявление;
  5. Получение извещения о предоставлении земельного участка;
  6. Проведение торгов или вынесение Постановления руководителя органа о наделении просителя землей (если можно и нужно обойтись без торгов);
  7. Получение свидетельства о праве собственности или о праве пользования участком и регистрация перехода такого права.

Этот алгоритм универсален для получения участка любым способом, будь то оформление в собственность, заключение договора аренды, постоянного бессрочного пользования или безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Получение земли от государства может происходить путем возникновения двух видов прав — права собственности и права пользования. То, каким именно путём будет получен участок, определяется принадлежностью лица, получающего землю, к той или иной категории лиц, имеющих такое право. Однако, независимо от того, в чьей собственности находится земля (в федеральной или муниципальной), алгоритм ее получения не меняется.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: