Условия прекращения права бессрочного пользования земельным участком

Казалось бы, что данное бессрочно, право пользования не может иметь каких-либо ограничений. Однако, это не так.

Ограничения могут налагаться в зависимости от ряда причин, так как пользоваться землями можно только в установленном законодательством, режиме.

Государство придерживается принципа, в отношении к землепользованию – что это один из ценнейших ресурсов, предназначенный для бережного ухода с последующей передачей, будущим поколениям.

Из этого происходит ряд условностей, которые подлежат исполнению. В обратном случае, право пользования может быть, прекращено.

Виды

В соответствии со статьёй 53 ЗК РФ, право пользования может быть прекращено в случае:

  • добровольного отказа землепользователя от переданного ему земельного участка;
  • при одностороннем лишении права пользования со стороны муниципального (федерального) органа власти.

Добровольный отказ может быть продиктован изменением ситуации, при которой земельный надел перешёл в собственность по наследству или был отчужден иным путём.

Но новый владелец не пожелал заниматься участком или не смог этого делать по объективным причинам.

Он имеет полное право отказаться от участка, вернув его в пользу муниципального образования, которое, впоследствии распорядится им на основании существующих положений. Но обычно прекращение связано с желанием собственника о приватизации или выкупе земли.

Когда собственник безответственно относится к вверенным ему землям и недобросовестно осуществляет (не осуществляет) уход за ними, муниципальный орган имеет возможность пересмотреть его право пользования участком.

В то же время могут возникнуть совершенно объективные причины, когда участок остаётся заброшенным. Например, престарелые собственники не могут его обрабатывать, или после смерти владельцев никто не вступил в права наследования. Эти вопросы также находятся в ведении муниципалитета.

Основания

Право постоянного (бессрочного) пользования является отголоском советского прошлого, когда подобный вид землевладения являлся единственно возможным.

Сегодня это право не даёт гражданам практически ничего кроме факта пользования, и собственник в достаточной степени ограничен в своих имущественных правах на землю. Собственнику, по большому счёту, приходится делать выбор в пользу отказа или выкупа земельной собственности.

Основанием для прекращения, в данном случае, будет отказ от земельного участка или его выкуп. При этом собственник планирует желаемый для себя результат, но определяет его уполномоченный комитет администрирования.

В случае одностороннего прекращения со стороны администрации, также должна быть инициатива извне, выражающаяся в чьей-либо воле по наведению порядка на землях, не подлежащих уходу.

Заявление в администрацию может быть подано третьими лицами (обычно соседями), по сигналу которых будет рассматриваться вопрос о прекращении права пользования.

Основанием к действию могут стать любые сведения, которые поставят под сомнение необходимость продолжения для хозяев участка, права пользования. Обычно к таковым относятся регламентированные правила пользования, которые не исполняются, в частности:

  • использование участка с нарушением целевого назначения земель;
  • нарушение санитарных норм использования, которые ухудшают плодородие почв;
  • отравление, порча плодородного слоя почвы и не устранение допущенных нарушений;
  • нарушение экологической обстановки;
  • нарушение режима природоохранных зон или зон культурного наследия;
  • иные причины.

Во всех перечисленных случаях, принудительное прекращение права пользования определяется исключительно в судебном порядке.

После полученного сигнала, изложенного подробно в письменной форме, исполнительный комитет администрации региона, направляет уполномоченную комиссию, которая проверяет соответствие полученных сведений с реальным положением вещей. В случае подтверждения прецедента для отнятия земель, дело передаётся администрацией в суд.

Порядок прекращения

Чтобы осуществить прекращение права постоянного (бессрочного) пользования путём административного решения, необходимо обратиться в исполнительный комитет местной администрации с заявлением о прекращении и следующими документами:

  • постановление или решение уполномоченного образования на выделение соответствующего участка;
  • межевой план, кадастровый паспорт участка;
  • государственный акт на право пользования или свидетельство.

Вопрос должен решаться не более 30 дней со дня подачи заявления. В течение этого времени, административный орган должен осуществить ряд действий:

  • регистрацию заявления и прилагаемых документов;
  • изготовление проекта прекращения права пользования, в соответствии с полученными в заявлении сведениями;
  • согласование и подписание проекта уполномоченными лицами административного образования;
  • выдача решения о прекращении права пользования заявителю.

В данном случае причина прекращения права должна быть указана со стороны заявителя, а административный орган рассматривает её правомочность.

В случаях судебных разбирательств, досудебный порядок остаётся тем же, кроме того, что от третьих лиц не требуется предоставления документации по участку, в отношении которого требуется прекращение.

Права и возможности после решения суда

Судебное решение выносится на основании пункта 2 статьи 54 ЗК РФ. Для его осуществления, от административного органа требуется соблюдение этапов прекращения права пользования:

  • административное взыскание и наказание в виде штрафа, постановление о вменении обязательства по восстановлению плодородия почв с указанием сроков;
  • в случае неисполнения, уведомление о возбуждении дела в суде.

Соответственно, гражданин, который заинтересован в сохранении права пользования, за данный ему промежуток времени, сумеет устранить им же допущенные нарушения. Если он этого не сделает, то лишение его права пользования окажется не только правомочным, но и целесообразным.

Более того – после признания судом прекращения права пользования, он будет обязан возместить нанесённый землям ущерб, по постановлению суда. Выписка из постановления суда будет отправлена в Росреестр для снятия изъятого участка с регистрационного учёта и постановки на учёт в качестве объекта муниципальной собственности.

Если же порядок досудебной процедуры был нарушен со стороны административной комиссии, или дело о прекращении было возбуждено на основании ничтожного прецедента, гражданин может отстаивать своё право также, в судебном порядке.

Его право пользования обеспечивают положения Земельного кодекса, в частности:

  • статья 60 восстанавливает нарушенное право пользования после признания решением суда, незаконного отнятия земельного участка;
  • статья 61 отменяет неправомерные взыскания, налагаемые административными решениями.

Опираясь на данные по закону, права защиты граждан, землепользователь может быть застрахован от перегибов со стороны административных комиссий. Документы для искового производства удобнее всего подать в десятидневный срок после принятия решения, судом.

Итоги

Необходимо отметить, что современное законодательство сегодня полностью определяет право постоянного пользования землями исключительно для региональных представительств субъекта РФ.

Гражданам данное право больше представляться не будет.

Вместо этого, они имеют возможность аренды земель у муниципалитета или право выкупа участка, с оформлением его в собственность.

Однако те граждане, которые имели возможность заблаговременно получить право постоянного пользования – продолжают его осуществлять. Естественно, что в свете сложившихся новых тенденций, они несут повышенную ответственность за сохранность земли и уход за ней.

В соответствии со статьёй 20 ЗК РФ граждане, получившие земли в бессрочное пользование, могут пользоваться ими с гарантией на неприкосновенность, кроме обозначенных случаев.

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при:

использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

порче земель;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;

3) утратил силу с 1 апреля 2020 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

См. все связанные документы >>>

1. В данной статье объединены основания прекращения двух видов прав на землю, которые объединяет то, что они являются иными, кроме собственности, правами и, кроме того, правами вещными, а не обязательственными (как аренда и право безвозмездного срочного пользования), притом существующими только в отношении земельных участков, а не какого-либо иного имущества.

Землевладелец и землепользователь не пользуются правом распоряжения земельным участком путем его отчуждения, поэтому единственный путь, по которому они могут добровольно прекратить свои права на земельный участок, — это отказаться от него по правилам, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий).

2. Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения во многом совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье основаниями прекращения права собственности на землю.

Отличия состоят в следующем:

перечень этих оснований, установленных комментируемой статьей, не является закрытым, в отличие от оснований прекращения права собственности;

в данной статье по сравнению с предыдущей приведен более широкий перечень случаев ненадлежащего использования земельного участка, при которых он может быть изъят из постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;

конфискация земельного участка может быть осуществлена только у собственника этого участка.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также его реквизиция у землевладельцев и землепользователей осуществляются в тех же случаях, что у собственников, арендаторов и временных пользователей.

Что же касается оснований изъятия земельного участка вследствие ненадлежащего использования, то три из них полностью совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье, установленными ГК РФ, основаниями изъятия земельных участков у собственников: это использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет. Отличным же является перечень земельных правонарушений (подп. 3 п. 2), совершение которых при указанных в законе обстоятельствах может повлечь принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Однако изучение этого перечня приводит к выводу о том, что указанные в данном пункте комментируемой статьи нарушения в определенной мере повторяют уже названные в других пунктах основания прекращения прав на землю.

Например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — это и есть использование земельного участка способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, — использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель.

Следует обратить внимание на то, что прекращение права на землю предусмотрено ЗК РФ как санкция не за любое земельное правонарушение. За нарушения в использовании земель законодательством предусмотрены различные виды ответственности, в том числе взыскание штрафов в административном порядке (см. комментарий к гл. 13 настоящего Кодекса). Вопрос же об изъятии земельного участка может ставиться только при таких нарушениях земельного законодательства, которые названы в комментируемой статье. При этом речь идет только о правонарушениях, совершенных умышленно, и при условии, если нарушения не устранены совершившим их субъектом. В соответствии со ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Правовой режим использования земель, о котором идет речь в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, связан с ограничением или запрещением тех видов деятельности, которые несовместимы с основным назначением данного вида земель. Земельный кодекс устанавливает только некоторые основные черты такого режима, детально же он регулируется федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Например, особый режим использования установлен законодательством для земель особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная и рекреационная деятельность на них допускается в ограниченном масштабе и на специально выделенных участках; при этом на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство не связанных с функционированием таких территорий промышленных, хозяйственных и жилых объектов, дорог и иных коммуникаций, движение и стоянка механизированных транспортных средств, прогон животных, предоставление дачных и садоводческих участков (ст. 96 ЗК РФ).

Земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, в соответствии со ст. 14 ЗК РФ подлежат ограничению в использовании: на них, в частности, запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей, установленных ст. 13 ЗК РФ. Решения о необходимости проведения тех или иных агротехнических, мелиоративных и иных мероприятий они принимают самостоятельно, но некоторые действия в этом направлении обязательны. Ведь процессы, к примеру, эрозии почв, образования оврагов могут затронуть и соседние участки. Обязательные мероприятия по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий включаются в федеральные, региональные и местные программы по охране земель.

Меры по охране земель должны приниматься также при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43 Федерального закона об охране окружающей среды). Порядок проведения мелиоративных мероприятий на сельскохозяйственных землях и возникающие в связи с этим отношения урегулированы Федеральным законом о мелиорации.

Обязанность своевременно производить платежи за земельные участки относится к числу основных обязанностей землевладельцев и землепользователей (ст. 42 ЗК РФ). Порядок взимания земельного налога в настоящее время регулируется гл. 31 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

До последнего времени перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками (так же, как и оснований принудительного прекращения аренды — см. след. статью) был исчерпывающим. Федеральным законом от 18 декабря 2020 г. N 232-ФЗ п. 2 комментируемой статьи дополнен подп. 7, согласно которому федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения данных прав на земельные участки.

Например, этим же Федеральным законом Закон о введении в действие ЗК РФ дополнен ст. 3.2, в соответствии с которой, в частности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение полутора лет с момента принятия решения о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, прекратить право постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками. При этом право постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками может быть прекращено органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном п. п. 3 — 6 ст. 53 ЗК РФ порядке либо принудительно прекращено независимо от оснований, предусмотренных п. 2 ст. 45 ЗК РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии заявления таких федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, права на земельные участки которых принудительно прекращены, обязаны предоставить в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, этим предприятиям, учреждениям равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельные участки.

Следует специально отметить, что не является основанием прекращения прав на земельный участок непереоформление прав на него. Как отмечалось выше, Федеральным законом о введении в действие ЗК РФ установлен срок переоформления прав на землю для юридических лиц, которые в соответствии с ЗК РФ не имеют права получать земельные участки в постоянное бессрочное пользование; по окончании этого срока вступит в силу норма КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность юридических лиц за нарушение правил переоформления земельных участков. Однако такая форма ответственности, как изъятие земельного участка, законом не предусмотрена, на что, в частности, неоднократно обращал внимание в своих решениях Высший Арбитражный Суд РФ <1>.

———————————

<1> См., напр.: п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» // Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.

3. Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, из-за ненадлежащего использования земельного участка регулируются ст. 54 ЗК РФ (см. комментарий к ней). При этом, если до последнего времени действовало правило, что решение о принудительном прекращении прав на земельные участки должно приниматься только судом, упоминавшимся выше Федеральным законом от 18 декабря 2020 г. N 232-ФЗ в комментируемую статью внесены изменения, согласно которым федеральными законами из этого правила могут быть установлены исключения. В частности, в рассмотренной в предыдущем пункте комментария к данной статье ст. 3.2 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого в период с 1 мая 2020 г. по 1 ноября 2020 г. принято решение о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства. Установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии с настоящим пунктом. Если же право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в недельный срок с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права.

Право постоянного
(бессрочного) пользования земельным
участком, право пожизненного наследуемого
владения земельным участком прекращаются
принудительно при:

1) при отказе
землепользователя, землевладельца от
принадлежащего права на земельный
участок

2) в силу принудительного
изъятия в порядке, установленном законом.

решение о прекращении
права постоянного (бессрочного)
пользования земельным участком или
права пожизненного наследуемого владения
земельным участком на основании заявления
об отказе от права постоянного
(бессрочного) пользования земельным
участком или права пожизненного
наследуемого владения земельным участком
необходимы документов следующие
документы:

копия документа,
подтверждающего государственную
регистрацию юридического лица (для
юридического лица);

кадастровый паспорт
земельного участка (при наличии в
государственном кадастре недвижимости
сведений о таком земельном участке,
необходимых для выдачи кадастрового
паспорта земельного участка);

документы,
удостоверяющие права на землю, а в случае
их отсутствия — копия решения исполнительного
органа государственной власти или
органа местного самоуправления.

Право постоянного
(бессрочного) пользования земельным
участком, право пожизненного наследуемого
владения земельным участком прекращаются
принудительно при:

1) использовании
земельного участка не в соответствии
с его целевым назначением и принадлежностью
к той или иной категории земель

2) использовании
земельного участка способами, которые
приводят к существенному снижению
плодородия сельскохозяйственных земель
или значительному ухудшению экологической
обстановки;

3) неустранении
совершенных умышленно следующих
земельных правонарушений:

4) неиспользовании
в случаях, предусмотренных гражданским
законодательством, земельного участка,
предназначенного для сельскохозяйственного
производства либо жилищного или иного
строительства, в указанных целях в
течение трех лет, если более длительный
срок не установлен федеральным законом,
за исключением времени, в течение
которого земельный участок не мог быть
использован по назначению из-за стихийных
бедствий или ввиду иных обстоятельств,
исключающих такое использование;

5) изъятии земельного
участка для государственных или
муниципальных нужд в соответствии с
правилами

6) реквизиции
земельного участка в соответствии с
правилами

7) в иных
предусмотренных федеральными законами
случаях.

31. Основания прекращения аренды земельного участка.

Договор аренды
заключается на срок, определенный
договором.

Если срок аренды
в договоре не определен, договор аренды
считается заключенным на неопределенный
срок.

аренда земельного
участка может быть прекращена по
инициативе арендодателя в случае:

1) использования
земельного участка не в соответствии
с его целевым назначением и принадлежностью
к той или иной категории земель,
предусмотренными статьей 8 настоящего
Кодекса;

2) использования
земельного участка, которое приводит
к существенному снижению плодородия
сельскохозяйственных земель или
значительному ухудшению экологической
обстановки;

3) неустранения
совершенного умышленно земельного
правонарушения, выражающегося в
отравлении, загрязнении, порче или
уничтожении плодородного слоя почвы
вследствие нарушения правил обращения
с удобрениями, стимуляторами роста
растений, ядохимикатами и иными опасными
химическими или биологическими веществами
при их хранении, использовании и
транспортировке, повлекших за собой
причинение вреда здоровью человека или
окружающей среде;

4) неиспользования
земельного участка, предназначенного
для сельскохозяйственного производства
либо жилищного или иного строительства,
в указанных целях в течение трех лет,
если более длительный срок не установлен
федеральным законом или договором
аренды земельного участка, за исключением
времени, необходимого для освоения
земельного участка, а также времени, в
течение которого земельный участок не
мог быть использован по назначению
из-за стихийных бедствий или ввиду иных
обстоятельств, исключающих такое
использование;

5) изъятия земельного
участка для государственных или
муниципальных

6) реквизиции
земельного участка в соответствии

7) в иных
предусмотренных федеральными законами
случаях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

СТ 45 ЗК РФ

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при:

использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

порче земель;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;

3) утратил силу с 1 апреля 2020 г.

3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Комментарий к Статье 45 Земельного кодекса РФ

Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения по инициативе обладателя такого права возможно, в частности, в форме добровольного отказа от права на земельный участок в порядке, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий к ней); иные основания прекращения названных прав могут быть установлены законодательством.

При этом перечень оснований принудительного прекращения указанных прав определен п. 2 комментируемой статьи и является закрытым. Новая редакция комментируемой статьи, внесенная Федеральным законом от 3 июля 2020 г. N 354-ФЗ, несколько по-иному формулирует перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования права пожизненного наследуемого владения земельными участками. Сами эти основания остались теми же по сравнению с предыдущими редакциями (использование участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порча земель; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в установленные сроки), но теперь эти основания объединены новым общим понятием: вместо прежнего «ненадлежащее использование земельного участка» — это «использование земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации», что, разумеется, является более точным определением перечисленных в ней деяний.

Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением категории земель закреплена в ст. 42 ЗК РФ. Конкретное целевое назначение каждой категории земель зафиксировано в соответствующих статьях ЗК РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения предназначены для нужд сельского хозяйства (ст. 77 ЗК РФ), земли населенных пунктов — для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений (ст. 83 ЗК РФ) и т.д.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей в соответствии со ст. 13 ЗК РФ, содержащей перечень таких обязательных мероприятий (см. комментарий к этой статье).

Следует отметить, что наибольшую сложность на практике вызывает применение норм о существенном снижении плодородия земель сельскохозяйственного назначения и причинении вреда окружающей среде, поскольку органам земельного надзора и судам в каждом конкретном случае необходимо делать вывод о том, имеют ли место именно названные последствия и насколько их возникновение связано с совершенным земельным правонарушением из числа названных в комментируемой статье.

В целях конкретизации рассматриваемых положений Правительством РФ утверждены критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения <1>.
———————————
<1> Постановление Правительства РФ от 22 июля 2020 г. N 612 // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4290.

Установлено, что существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее трех следующих критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли:

— снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15% или более;

— снижение кислотности в кислых на 10% или более;

— повышение щелочности в щелочных почвах на 10% или более;

— снижение содержания подвижного фосфора на 25% или более;

— снижение содержания обменного калия на 25% или более.

Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды». В частности, согласно п. 3 ст. 77 этого Федерального закона вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. В качестве примера можно привести, например, утвержденную Приказом Минприроды России от 8 июля 2020 г. N 238 Методику исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.

Что касается неиспользования земельного участка для сельскохозяйственного производства, о котором идет речь в настоящей статье, то на практике нередко возникает вопрос, как рассматривать частичное использование таких участков, поскольку, к сожалению, часто встречаются случаи, когда какие-то работы проводятся не на всей площади участка или эти работы связаны с аграрным производством, но без обработки земли, например, осуществляется только переработка сельскохозяйственной продукции.

В этой связи Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2020 г. N 369 <1> определено, что неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности определяется на основании одного из следующих признаков:
———————————
<1> СЗ РФ
. 2012. N 18. Ст. 2230.

— на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

— на сенокосах не производится сенокошение;

— на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;

— на пастбищах не производится выпас скота;

— на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

— залесенность и (или) закустаренность составляют на пашне свыше 15% площади земельного участка;

— залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляют свыше 30%;

— закочкаренность и (или) заболачивание составляют свыше 20% площади земельного участка.

Федеральным законом от 3 июля 2020 г. N 354-ФЗ внесены существенные изменения в комментируемую статью в отношении срока, в течение которого необходимо приступить к использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения из земель, на которые распространяется действие ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» <1>: если прежде в него не включался срок освоения земельного участка (составлявший 2 года), то есть начало использования такого участка могло начаться через 5 лет после его предоставления, с учетом допустимого трехлетнего срока неиспользования участка из земель сельскохозяйственного назначения, то теперь в соответствии со ст. 6 названного Федерального закона начало использования должно произойти в течение 3 лет, без прибавления времени на освоение участка.
———————————
<1> Действие данного Федерального закона согласно его ст
. 1 распространяется на земли сельскохозяйственного назначения, кроме садовых, огородных, дачных земельных участков, земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка регулируются ст. 54 ЗК РФ (см. комментарий к ней).

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Собственность » Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть предоставлено гражданам и юридическим лицам.

Право постоянного пользования участком. Понятие и содержание права

Понятие, оценка и содержание пользования участком земли определено на уровне земельного законодательства. Согласно требованиям нормативно-правовых актов подобное бессрочное право пользования может быть установлено только в отношении государственной или муниципальной собственности.

Право на постоянное пользование, если оно было предоставлено еще до вступления в силу нового Земельного кодекса РФ, сохраняется.

Данное право должно быть зарегистрировано в государственном учреждении, осуществляющем подтверждение сделок с недвижимым имуществом. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, такое понятие как «право на бессрочное пользование» перестает действовать. В подобных ситуациях от землепользователей требуется заключение договора аренды или купли-продажи.

Способы и необходимые условия для возникновения права на постоянное пользование участком. Передача права бессрочного пользования, правопреемство

В соответствии с нормами действующего гражданского законодательства право на бессрочное пользование участками, которые находятся в собственности государства или отдельных субъектов государства, может быть предоставлено гражданам и юридическим лицам. Земельный кодекс России выделяет норму о том, что такой участок земли не может быть предоставлен гражданам.

Также гражданское законодательство отдельно рассматривает основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В качестве одного из таких оснований выделяется решение, вынесенное уполномоченным органом, осуществляющим государственную или региональную власть.

Еще один способ возникновения права собственности – приобретение данного права при переходе права собственности на здание, сооружение или строение, которое принадлежало предыдущему собственнику на праве постоянного пользования.

Нормативными актами устанавливается возможность получения права пользования в порядке правопреемства. Однако оценить свои силы и воспользоваться таким правом могут только организации.

Исчерпывающий перечень субъектов, которым представлено право постоянного пользования участком земли, находящимся в федеральной или муниципальной собственности. Разрешение, полученное в государственном или муниципальном органе

Круг субъектов, которые имеют право на получение участка на праве бессрочной собственности, определен в Земельном кодексе. Согласно данному законодательному акту к подобным лицам относятся следующие:

  • органы государственной власти, органы местного самоуправления;
  • учреждения государственного и муниципального уровней;
  • казенные предприятия.
  • центры исторического наследия Президентов, которые прекратили выполнение возложенных на них полномочий.

Данный перечень является исчерпывающим и не может быть дополнен. Предоставление участка таким лицам происходит только на основании принятия соответствующего решения.

Понятие решения также устанавливается в Гражданском кодексе РФ. Согласно данному законодательному акту без решения невозможно провести предоставление участка. Решение может быть вынесено несколькими государственными органами, в зависимости от предоставляемого в пользование объекта недвижимости:

  • в отношении земель субъектов государства решение принимает уполномоченный орган власти данного субъекта путем вынесения соответствующего постановления;
  • в отношении земель из государственной собственности решение принимает уполномоченный орган государственной власти, осуществляющий деятельность по правам собственности на землю;
  • в отношении земель муниципальной собственности решение принимает соответствующий орган местной власти.

При этом в нормативно-правовых актах отдельно выделяется роль Министерства имущества РФ, которое осуществляется деятельность:

  • по предоставлению участков органу государственной власти, учреждениями, казенному предприятию;
  • по предоставлению участков земли, на котором располагаются объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности.

Правила переоформления права на постоянное пользование участком. Срок, установленный для его переоформления

Согласно нормам гражданского и земельного законодательства физические лица не должны исполнять обязанность по переоформлению участка земли, предоставленного им на праве бессрочного пользования. Согласно федеральному закону граждане, которым данное имущество было предоставлено до введения в силу нового Земельного кодекса РФ, имеют право пользоваться участком на прежних основаниях.

В свою очередь, в прежнем законодательстве установлено, что такое право является бессрочным и в переоформлении не нуждается.

Процедура переоформления состоит из нескольких этапов:

  • Отказ текущего землепользователя от участка.
  • Приобретение нового права на землю, которое может быть совершено в порядке аренды или купли-продажи.

Данные действия обязательно должны быть совершены в порядке, установленном законом, оформлены в Управлении регистрационной службой (Росреестром). На законодательном уровне предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка и сроков переоформления права собственности на участок. Штраф за неправомерные действия может достигать ста тысяч рублей.

Основания для прекращения права на постоянное бессрочное пользование. Порядок прекращения

В законодательстве выделено несколько случаев прекращения права на бессрочное пользование участком:

1. При добровольном отказе землепользователя от принадлежащего ему права.

2. При использовании участка с нарушениями установленного российского законодательства:

  • использование участка не по его целевому назначению или такими способами, что свойства плодородного слоя почвы снижаются.
  • порча земель.
  • невыполнение возложенных обязанностей по своевременной рекультивации земель, а также прочих обязательных действий, направленных на сохранение и охрану почв.
  • невыполнение возложенных обязанностей по возвращению землям состояния, пригодного для целевого использования.
  • неиспользование участка сроком более трех лет.

3. При изъятии участка для удовлетворения нужд государства, отдельных субъектов государства, органов местного самоуправления.

Прекращение права бессрочного пользования возможно только по данному перечню оснований. Нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня могут предусматривать ряд других причин для прекращения права на бессрочное пользование участком.

Если землепользователь самостоятельно принимает решение об отказе от права постоянного пользования участком земли, он должен подать соответствующее заявление в уполномоченный государственный орган. К заявлению обязательно должна прилагаться копия документа, удостоверяющего личность обращающегося.

Если же исполнительный орган власти самостоятельно прекращает право постоянного пользования участком земли в виду невыполнения землепользователем требований законодательства или в целях удовлетворения нужд государства, им принимается соответствующее решение.

При получении заявления об отказе собственника от права пользования участком, уполномоченный орган также должен в течение месяца принять решение о прекращении права. Копия указанного документа должна быть в течение трех дней с момента его принятия направлена лицу, решившему отказаться от права пользования.

Право постоянного бессрочного пользования земли в настоящее время теряет свою распространенность, несмотря на очевидные удобства, так как это один из вариантов использования земельного участка, когда он не находится в собственности у пользователя, но и не взят в аренду.

Через пять лет после заключения договора использования можно написать заявление на оформление права собственности на участок.

Однако право постоянного бессрочного пользования может быть прекращено. Как именно происходит процесс прекращения такого права и какие последствия могут возникнуть?

Законодательное регулирование

Законодательное регулирование процесса прекращения права постоянного бессрочного пользования землей происходит в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

В рамках этого нормативного акта рассматриваются основания для прекращения такого права, а также варианты ответственности за нарушение условий договора.

Так, основания для прекращения права постоянного бессрочного пользования изложены подробно в рамках статьи 45 этого нормативного акта.

Если говорить о порядке прекращения такого права, то следует отметить статью 53, в которой рассматривается весь пошаговый процесс, но в том случае, если отказ от права происходит на добровольной основе.

Если же речь идет об изъятии участка из обращения у того лица, которому он был предоставлен, то здесь необходимо рассматривать положения статьи 54, которая тщательно регламентирует весь процесс.

Так как при оформлении права постоянного бессрочного пользования земельным участком происходит составление договора использования (он сродни договору аренды, однако вопрос размера и порядка выплаты арендной платы рассматривается отдельно, возможно, даже в рамках отдельного соглашения), регулирование этой стороны взаимоотношений между пользователем и государством происходит в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Глава 29 посвящена изменению и расторжению заключенного договора.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Соответственно, именно эта часть данного нормативного акта будет выступать в качестве еще одного регулятора процесса прекращения права постоянного бессрочного пользования на выделенный земельный участок.

Кроме двух указанных законов, регулирование вопроса прекращения права постоянного бессрочного пользования происходит с помощью Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” в той его части, которая касается именно земель, используемых для организации сельскохозяйственного производства.

Кроме того, говоря о процессе регулирования процедуры прекращения права постоянного бессрочного пользования на землю, необходимо упомянуть также и местное законодательство, которое также может контролировать весь процесс.

Однако его использование возможно в том случае, если оно не вступает в противоречие с федеральным законодательством.

Виды прекращения постоянного бессрочного пользования

Прежде чем рассматривать варианты прекращения права постоянного бессрочного пользования землей, необходимо рассмотреть, что подразумевается под правом постоянного бессрочного пользования землей.

Этот вид использования земельных участков сохраняет свою актуальность ещё с периода советской России, когда это был единственно возможный вариант обладания этим ресурсом.

Суть этого типа использования земли заключается в том, что владелец (в ограниченном масштабе можно говорить о том, что у участка есть владелец) участка может только использовать землю, но передать его по наследству или подарить участок возможностей очень мало — эти права можно реализовать только после выкупа участка.

Прекращение права постоянного бессрочного пользования землей регулируется действующим земельным законодательством.

В соответствии со статьями 53 и 54 Земельного Кодекса выделяют два основания для прекращения права постоянного бессрочного пользования:

  • Добровольный отказ пользователя от своего права;
  • Принудительное изъятие участка из пользования.

Других вариантов прекращения права постоянного бессрочного пользования землей современное законодательство не предусматривает.

Добровольный отказ от права постоянного бессрочного пользования землей может быть оформлен лицом, обладающим таким правом, в любой момент времени с начала действия этого права.

Оформляется он специальным заявлением, направленным в уполномоченные органы власти, которые занимаются распределением недвижимого имущества.

Отказ на добровольной основе от права постоянного бессрочного пользования землей может быть вызван разными причинами (например, невозможность владельцем ухаживать за участком в полной мере так, чтобы его плодородие не уменьшалось или нежелание заниматься участком).

Независимо от того, какая именно причина вынудила владельца отказаться от участка и права его использования, в заявлении на отказ эта причина не должна указываться, а требование ее отражения является незаконным.

В том случае, если после смерти наследодателя в права наследования никто не вступил, то прекращение эксплуатации участка также будет рассматриваться как добровольный отказ от права постоянного бессрочного пользования, но осуществленный владельцем при жизни (точнее, в день, предшествующий смерти).

Если говорить о добровольном отказе от права постоянного бессрочного пользования, то для него может быть ещё один вариант — желание пользователя приобрести участок в собственность путем приватизации или выкупа его в соответствии с нормами действующего законодательства.

Вторым вариантом прекращения права постоянного бессрочного пользования будет принудительное изъятие.

Для его осуществления государственные органы должны руководствоваться статьей 54 Земельного Кодекса.

Эта статья регламентирует порядок осуществления изъятия, в то время как основания для осуществления прекращения права постоянного бессрочного пользования землей зафиксированы в статье 45 указанного нормативного акта и включают в себя следующие положения:

  • Использование земельного участка в целях, которые нарушают принадлежность надела (например, на сельскохозяйственных землях осуществляется строительство многоквартирного жилого дома), то есть нецелевое использование предоставленного участка;
  • Порча земли, которая приведет к невозможности ее дальнейшего использования, независимо от ее целевого назначения;
  • Такое использование участка, которое приводит к существенному снижению плодородия земли или ухудшению качества производимых на ней продуктов;
  • Невыполнение обязанностей по обязательному сохранению плодородия земель, их охране и рекультивации;
  • Отказ от выполнения обязанностей по приведению выделенного участка в то состояние, которое позволит использовать его в дальнейшем по прямому назначению, определенному принадлежностью участка к его целевому фонду.

В том случае, если уполномоченные органы государственной власти на уровне субъекта или исполнительные органы власти муниципалитета выявляют в ходе проводимой проверки хотя бы одно из перечисленных нарушений в использовании выделенного земельного участка, они могут инициировать процедуру принудительного изъятия земли.

Порядок прекращения права постоянного бессрочного пользования

Для добровольного и принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования существуют свои алгоритмы, строго регламентированные статьями 53 и 54 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Так, если речь идет о добровольном отказе от права постоянного бессрочного пользования, то лицо, которое решило совершить такое действие, должно подать соответствующее заявление в орган исполнительной власти субъекта (если земля принадлежит субъекту федерации) или в муниципалитет (если распределение участков происходило на уровне муниципального образования).

Такое заявление должны подавать все пользователи землёй независимо от того, являются они юридическими или физическими лицами.

Для того, чтобы не уполномоченный орган принял соответствующее решение, заявление об отказе от права постоянного бессрочного пользования должно сопровождаться ещё определенными документами, к которым будут относиться:

  • Документы, подтверждающие личность подавшего заявление лица (а в случае, если действия осуществляются по доверенности, например, в качестве представителя юридического лица, то ещё и доверенность, в которой будут четко указаны все полномочия, которыми доверенное лицо наделено);
  • Для юридического лица потребуется копия документов, подтверждающих прохождение процедуры регистрации юридического лица (например, выписка из ЕГРЮЛ);
  • Кадастровые документы на участок (кадастровый паспорт и копия кадастрового плана, где будет указано расположение участка и его индивидуальный кадастровый номер);
  • Документы на участок, удостоверяющие права заявителя на использование конкретного участка (а в случае отсутствия таковых необходимо предоставить копию решения руководителя исполнительного органа о предоставлении земельного участка в пользование).

В течение тридцати дней с момента подачи заявления в соответствующие органы, руководителем этого органа принимается решение о прекращении действия права постоянного бессрочного пользования на основании поданного заявления и всех приложенных к нему документов.

В том случае, если каких-то бумаг не хватает, они либо запрашиваются в соответствующих подразделениях уполномоченных органов, либо у заявителя.

Если они не могут быть предоставлены в месячный срок с момента регистрации подачи заявления, то в рассмотрении вопроса о прекращении права постоянного бессрочного пользования отказывается, а заявление направляется на исправление просителю.

Этот момент достаточно часто носит отрицательный характер, так как может существенно увеличить срок оформления в собственность участка, который раньше находился в постоянном бессрочном пользовании.

Если речь идет о принудительном прекращении права, то осуществление такой процедуры должно происходить в строгом соответствии со статьей 54 Земельного Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, если участок находится в пользовании у казенных, государственных или муниципальных учреждений, то он может быть изъят уполномоченным органом без обращения в суд, если будут выявлены нарушения в эксплуатации участка (например, в отношении участка совершались действия, которые негативным образом сказываются на плодородии почв).

Если участок предоставлен для использования частному лицу, а также если Едином реестре прав на недвижимость содержится информация о предоставлении земельного участка в постоянное бессрочное пользование конкретному человеку (например, прошёл регистрацию составленный договор использования земли), изъятие участка может быть осуществлено только по решению суда, на обжалование которого дается срок в десять рабочих дней с момента вынесения такого решения.

Исключением из этого правила по принудительному прекращению права постоянного бессрочного пользования землей будут такие действия в адрес научных учреждений, а также специализированных организаций, входящих в структуру РАН.

В отношении них решение будет приниматься индивидуально по каждому выявленному случаю нарушения норм эксплуатации выделенного участка, причем решение будет выноситься на федеральном уровне с учетом анализа всех предоставленных доказательств.

При покупке земли под ИЖС необходимо учесть множество моментов.

Планируете взять ипотеку на покупку земельного участка? В нашей статье описаны программы от самых популярных и надежных банков.

При приобретении земли у СНТ стоит знать и помнить об опасных подводных камнях, которые могут встретиться. Читайте о них здесь. 

Каких последствий ждать после решения суда

В том случае, если прекращение права постоянного бессрочного пользования было осуществлено в принудительном порядке через обращение государственных органов в суд, на обжалование вынесенного решения у ответчика будет десятидневные с момента вынесения судебного акта.

Если в этот срок обжалование не было осуществлено, решение вступает в законную силу.

В этом случае для ответчика наступают достаточно серьезные правовые последствия:

  1. Во-первых, в том случае, если суд в своем решении определил обязанность ответчика восстановить первозданный вид участка, который он имел до начала использования не по назначению или до начала нарушений в отношении этого надела, ответчику придется все необходимые мероприятия производить исключительно за свой счёт.
  2. Вторым последствием будет, в случае назначения, выплата штрафа в бюджет в качестве наказания за совершенное нарушение (если урон экологии нанесен не был, то дело будет квалифицировано как административное правонарушение, и штраф будет рассматриваться как один из видов основного наказания; если экологический ущерб был нанесен, дело может быть переквалифицировано в уголовное, и тогда штраф может рассматриваться как основное и как дополнительное наказание).
  3. В качестве третьего последствия следует рассматривать изъятие участка из пользования ответчиком с одновременным исключением возможности дальнейшего извлечения прибыли из объектов, расположенных на этом участке (например, невозможность продажи ответчиком квартир в возведенном многоквартирном доме).

Однако, если принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования землей было осуществлено незаконно, и ответчик может это доказать, в соответствии со статьями 60 и 61 Земельного Кодекса вынесенное решение суда подлежит отмене наряду со снятием назначенных видов наказания, а изъятый участок должен быть возвращен в пользование.

Право постоянного бессрочного пользования землей, хоть и выглядите настоящее время пережитком советского прошлого, однако является одной из наиболее оптимальных форм использования как с экономической, так и с практической точки зрения.

Именно по этой причине прекращение такого права является одной из самых непростых процедур в сфере земельных правоотношений.

В том случае, если речь идет о добровольном отказе от этого уникального права, уполномоченному органу остаётся только принять такое решение на основе поданного заявления.

Что же касается принудительного прекращения, то здесь обращение в суд может нести очень серьезные правовые последствия как для истца (особенно в случае неправомерного обращения), так и для ответчика (если нарушения будут выявлены и доказаны).

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: