Установленные предельные максимальные размеры земельных участков в 2020 году

Тематика: Имущественные отношения, землепользование, природные ресурсы и экология

Опубликован: Интернет-портал Правительства Московской области (www.mosreg.ru), 23.04.2020; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 24.04.2020; «Ежеденвные новости. Подмосковье», 08.05.2020.

Проект закона № 1032па

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О внесении изменений в Закон Московской области «О предельных размерах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области и о внесении изменений в Закон Московской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» и о признании утратившими силу некоторых законов Московской области в сфере земельных правоотношений

Статья 1

Внести в Закон Московской области № 252/2017-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области и о внесении изменений в Закон Московской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам
в собственность на территории Московской области» следующие изменения:

наименование изложить в следующей редакции:

«О предельных размерах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области»;

статью 3 признать утратившей силу.

Статья 2

Признать утратившими силу:

Закон Московской области № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области»;

Закон Московской области № 163/2017-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области»;

Закон Московской области № 20/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области».

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Губернатор

Московской области                                                                А.Ю. Воробьев

«  22  »   апреля   2020 года

№   63/2020-ОЗ

Принят постановлением

Московской областной Думы

от  11.04.2020  №  21/81-П

ЛПХ

0,03

0,3

15.

Раменский

ИЖС

0,06

0,4

Приусадебные

ЛПХ

0,04

0,4

Полевые

ЛПХ

0,06

1

16.

Сергиево-Посадский

ЛПХ

, ИЖС в городских населенных пунктах

0,06

0,12

ЛПХ

, ИЖС в селах

0,06

0,3

Полевые

ЛПХ

0,1

2

17.

Серпуховский

ЛПХ

, ИЖС

0,06 (от 0,045, если маленький участок находится в естественных границах)

3

18.

Солнечногорский

ИЖС

0,05

0,25

Приусадебные

ЛПХ

0,03

0,25

Полевые

ЛПХ

0,1

1

19.

Ступинский

ЛПХ

, ИЖС в Ступино

0,04

0,06

ЛПХ

,ИЖС в Жилево, Малино.

Под приусадебные

ЛПХ

в городе – 0,04 га;

  • Под приусадебные

    ЛПХ

    в селе – 0,04 га;

  • Под полевые

    ЛПХ

    – 0,5 га.

В Чеховском:

  • Под ИЖС – 0,06 га;
  • Под

    ЛПХ

    – 0,06 га.

В Шатурском:

  • Под ИЖС – 0,06 га;
  • Под

    ЛПХ

    – 0,06 га.

В Щелковском:

  • Под приусадебный

    ЛПХ

    – 0,05 га;

  • Под полевой

    ЛПХ

    – 0,1 га;

  • Под ИЖС – 0,04 га.

В Москве установка граничных минимальных размеров земельных наделов проводится городской Думой.

Установление минимальных размеров участков земельного надела является инструментом, который широко применяется в градостроительстве и земельных отношениях при выдаче земли гражданам во владение.

Наиболее понятно и подробно данный вопрос раскрыт в законодательстве Московской области.

Предельные размеры земельных участков в московской области в 2020 году

Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков в Подмосковье

Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются региональными или местными нормативными актами для двух случаев. Первый – в целях градостроительства, второй – для размежевания или предоставления гражданам государственных/муниципальных участков. Рассмотрим обе ситуации на примере Московской области и города Москвы (последний, присоединив к себе Новую Москву, распространил свои законы на часть фактического загородного Подмосковья).

Предельные размеры земельных участков в московской области в 2020 году калькулятор

Статья 2

1. Установить предельные максимальные размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области в размере 2020 га.

2. Установить предельные минимальные размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области в размере 2 га.

3.

Предельные размеры земельных участков в московской области в 2020 году кандидаты

  • Если земля находится в собственности РФ (федеральная собственность), при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами федерального уровня;
  • Если земля находится в собственности субъектов РФ, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами регионального уровня;

О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области (с изменениями на 12 марта 2020 года)

(с изменениями на 12 марта 2020 года)____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 09.10.2017); (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 29.12.2017); (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 14.03.2018).

Возникла ситуация, когда вам требуется провести раздел земельного участка, с целью продажи его части. Как это сделать? Запомните, при разделе участка, в первую очередь, необходимо провести межевание.

Отличия начинаются при получении прав собственности. Здесь может быть два варианта: вы по-прежнему будете совладельцами, только не одного, а двух участков, или каждый получит свою долю в личную собственность.
Определившись с правом владения, нужно заполнить соответствующий образец заявления при подаче документов.

Минимальные и максимальные площади земельных участков (предельные размеры)

Для регистрации изменений (увеличения) площади участка в ГКН будет обращаться внимание на фактическую площадь и величину её превышения над зафиксированной изначально в документах на участок и в самом ГКН.

1.

Волоколамский

ИЖС в Волоколамске и Сычево

0,02

0,12

ИЖС в селе

0,02

0,25

Приусадебный

ЛПХ

в Волоколамске и Сычево

0,06

0,12

Приусадебный

ЛПХ

в селе

0,06

0,25

Полевой

ЛПХ

0,06

1

2.

Воскресенский

ИЖС в Воскресенске и поселках

0,06

0,15

ИЖС в селе

0,08

0,3

Приусадебный

ЛПХ

в Воскресенске и поселках

0,06

0,15

Приусадебный

ЛПХ

в селе

0,08

0,3

Полевой

ЛПХ

0,1

0,3

3.

Дмитровский

Для ИЖС или

ЛПХ

0,02

0,15

Для садоводства

0,02

0,12

4.

Истринский

ИЖС в Истре, Дедовске и пос.

Совет депутатов городского округа Подольск решил:1.

Установить следующие предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории муниципального образования «Городской округ Подольск Московской области»:1.1.

О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области (утратило силу на основании закона Московской области от 17.06.2003 N 63/2003-ОЗ)

РЕШЕНИЕ от 16 декабря 2020 года N 4/28О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области ____________________________________________________________________Утратило силу на основании ____________________________________________________________________В соответствии с и малый Совет Мособлсовета решил:1.

Для дачного строительства до 0,12 га. 1.3.

На эти нормативы опираются во время межевания новой земельной территории, при создании проектов домов и планировок участков. Расстояние между домами ограничивается для того, чтобы их эксплуатация была безопасной. На дистанцию влияет строительный материал, из которого планируется возведение постройки (может составлять от 8 до 25 метров).

Частные случаи

Минимальная величина устанавливается не только для земель под ИЖС, но и для участков садоводства, земель сельхозназначения, при межевании и разделе, под

ЛПХ

, вновь образуемых и под строительство многоквартирного дома.

Под садоводство

Участок под садоводство является одним из самых востребованных желаний граждан. Цель использования надела будет влиять на размер его площади.

На сегодня правила землепользования и застройки приняты во многих поселениях области и все они содержат детальные указания по поводу минимальных и максимальных размеров участков под застройку.

Как определить, какой участок можно получить или выделить под строительство в поселении

Градостроительные регламенты имеют весьма сложную структуру, поэтому поясним, как найти правило о минимальном или максимальном размере участка под застройку для конкретной территории. Для этого нужно

  1. найти полный текст местных правил землепользования и застройки с картами (обязательно должны быть размещены на официальном сайте поселения или городского округа, согласно требованию ч. 2 ст.

Земельного кодекса Российской Федерации, в которой указывалось, что предельные размеры земельных наделов, выделяемых под фермерское хозяйство, садоводство, животноводство, огородничество и возведение дачных построек, устанавливали законы субъектов РФ, а предельные размеры участков, выделяемых под ведение личного подсобного хозяйства и ИЖС, – правовые акты органов местной власти.

Таким образом, законодатель попытался упростить регулирование данного вопроса, а также исключить копирование нормативных положений в различных актах. К примеру, аннулированный п. 4 ст. 41 ГрК РФ по своему смыслу является почти полным аналогом п. 1 ст.

За последнее время нормативные акты в данной сфере претерпели значительные изменения.

По их итогам, с 01.03.2015 г. п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации был аннулирован. В этом пункте было указано, что в случае разделения земельного надела на несколько участков, их размеры не могут превышать максимальный размер, установленный градостроительным регламентом, но и не может быть меньше минимальных норм, установленных этим же законом.

Тем не менее, требование о соответствии минимальных и максимальных размеров земельных наделов, содержащееся в п.1 ст. 11.9 ЗК РФ, все еще действует.

Также была аннулирована ст.

Важно

А потому имеет смысл взять один город и рассмотреть именно его регламенты. Пусть это будет Москва.

Итак, в российской столице вопрос передачи земельных наделов под застройку регламентируется пунктами 3.4.1. Правил землепользования и застройки г. Москвы, утвержденными Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г.

№120- ПП. Согласно данному нормативно-правовому акту, ни одна территориальная зона города не имеет установленных предельных границ участка.

А вот в Московской области ситуация обстоит совсем иначе. К примеру, согласно Правилам землепользования и застройки г. Рошаль, утвержденным местным советом депутатов 23.01.2017 г.
№1/28, минимальный размер участка под строительство выглядит следующим образом:

В разных регионах предельные значения разные, однако, среднее значение можно выявить – от 3 до 30 соток.

В каждом регионе размеры земли под ИЖС регулируются по-разному в зависимости от нормативных актов, однако ни один из них не может противоречить Конституции РФ и Федеральному закону.

В Московской области размеры земель под ИЖС регулируются Законом №3/59-П от 28.05.2003 г.

Согласно нормам, каждому человеку полагается по 18 кв.м. жилой площади. Чем больше людей будет претендовать на жилплощадь, тем больше площади требуется под постройку дома.

Если после рассмотрения вопроса комиссия принимает отрицательное решение и отказывает в предоставлении кадастрового номера под ИЖС, собственник должен либо увеличить размер надела, либо перевести его в другую категорию. Большинство регионов независимо от межевания выделяют под строительство минимум 3 сотки земли.

Максимальный размер территории, выдаваемой под строительство дома, регламентируется органами муниципального образования. Большинство субъектов федерации не имеют ограничений по предельному размеру.

Регулирующим данный вопрос законом в Ленинграде является закон от 29 ноября 2020 года №83-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство».

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа.

С 16.09.2020 официально вступает в силу 150-ФЗ от 17.06.2020, который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц или государства. Какие изменения ждут собственников земли с 16 сентября, как надо поступить, чтобы узаконить и оформить излишки земли в собственность в 2020 году рассмотрим более подробно.

Как делаются комплексные кадастровые работы

Так как 150-фз вносит изменения в порядок комплексных кадастровых работ, уточним, что это за работы и кто их проводит.
Согласно закону о кадастровой деятельности, комплексные кадастровые работы проводятся на территории целого квартала с целью приведения сведений о землях и строениях к актуальности. Проведение комплексных кадастровых работ в обязательном порядке включает в себя межевание всех участков в квартале. Эти работы происходят за счет госбюджета и по инициативе местных органов власти. Граждане оповещаются заранее о проведении таких работ.

С 16 сентября кадастровые работы будут проводиться по упрощенной схеме

Что поменялось с принятием 150-ФЗ? Владимир Путин, подписав закон, внес изменения сразу в два основных законодательных акта о кадастре: 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Изменения касаются порядка проведения комплексных кадастровых работ и оформления излишков земли в собственность:

  1. Изменился порядок проведения комплексных кадастровых работ: ранее необходимым условием для проведения комплексных кадастровых работ было наличие проекта межевания территории. С введением нового закона – если проект межевания отсутствует, то кадастровые инженеры могут использовать технические паспорта, оценочную и иную документацию, которую готовили ранее органы БТИ. Таким образом порядок организации кадастровых работ упростился.
  2. Учтены интересы собственников земельных участков, попадающих на территорию комплексных кадастровых работ: кадастровый инженер при выполнении своих обязанностей предоставляет собственнику земельного участка, на котором необходимо провести измерения, муниципальный контракт на комплексные работы и документы, удостоверяющие личность.
  3. Новый закон увеличил сроки регистрации карты-плана территории в Росреестре с 5 дней до 15.
  4. Основные изменения, которые коснулись десятипроцентной прирезки земельного участка к уже существующему. На этом пункте остановимся подробнее.

Новый закон о 10 процентах площади земельного участка – оформляем излишки земли

С принятием 150 -ФЗ возникает искусственный ажиотаж вокруг бесплатного межевания земельного участка и присоединения дополнительной площади в размере 10 процентов. Дело в том, что 150-ФЗ действительно говорит о том, что если ваш земельный участок имеет площадь по факту больше чем площадь, зарегистрированную в ЕГРН и при ходе выполнения комплексных кадастровых работ это обнаружилось – тогда, соответственно кадастровый инженер – исполнитель комплекса работ, подает в Росреестр сведения о вашем участке с новыми координатами. Но все это происходит только в том случае, если участок подпадает под комплексные кадастровые работы. Если же кадастровые работы не проводятся, тогда осуществить увеличение площади земельного участка возможно за счет так называемой прирезки.
Эта возможность существовала и ранее, до принятия 150-ФЗ, она закреплена пунктом 3, статьи 42.8 221-ФЗ:

Допустимые параметры увеличения (уменьшения) площади земельного участка, которые учитываются при уточнении границ:

  • участок не должен быть меньше чем на 10 процентов, от площади, указанной в ЕГРН;
  • допускается изменение площади участка в большую сторону, но без превышений размеров:

а) на предельно минимальную площадь, установленную местными властями;
б) если не установлен минимальный размер участка- то не более 10 процентов от площади земельного участка, указанной в ЕГРН.

Как увеличить земельный участок за счет прилегающей территории в 2020 году и оформить излишки земли за счет прирезки более подробно мы описывали в статьях: «Прирезка земельного участка в 2020 году» и «Перераспределение земельных участков».

Новый закон 150-ФЗ от 17.06.2020 говорит не только о возможности увеличить площадь участка, но и о том, что новые границы, установленные при проведении комплексных кадастровых работ, могут быть уменьшены. Это происходит тогда, когда в Росреестре есть сведения о вашем участке, которые не совпадают с фактическими данными (идет наложение границ на другой участок и др.). Когда несовпадения незначительные (до 10% от общей площади участка), тогда по закону в ЕГРН вносятся сведения, согласно новой изготовленной документации о комплексных кадастровых работах, при этом мнение собственника никто не спрашивает. Однако, когда несовпадения будут более чем 10 процентов, тогда новые границы обязательно необходимо согласовать с собственником и акт согласования вместе с пакетом документов отдать в Росреестр. Если такого акта нет – тогда Росреестр приостанавливает рассмотрение документации.
Приятная новость, что в соответствии с новым законом при проведении кадастровых работ можно совершенно бесплатно не только увеличить свой земельный участок, но и стать обладателем отмежеванного участка
. О том, как это сделать читайте в статье: «Межевание земельных участков в 2020 году бесплатно».
Таким образом, в 2020 году Владимир Путин официально разрешил россиянам бесплатно оформить излишки земли (до 10 % от общей площади земельного участка) в собственность, на территории, где проводятся комплексные кадастровые работы
. Осталось только выяснить где и когда эти комплексные кадастровые работы будут проводиться и кто станет счастливым обладателем бесплатного оформления.
О том какие еще существенные изменения произошли в земельном законодательстве читайте в статье: «Продление дачной амнистии до 1 марта 2021, новый закон 267-ФЗ от 02.08.2020».

О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области

(с изменениями на 12 марта 2020 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 24 апреля 2020 года на основании
Закона Московской области от 22 апреля 2020 года N 63/2020-ОЗ
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Московской области от 3 октября 2020 года N 163/2017-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 09.10.2017);
Законом Московской области от 27 декабря 2020 года N 252/2017-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 29.12.2017);
Законом Московской области от 12 марта 2020 года N 20/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 14.03.2018).
____________________________________________________________________

Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 28 мая 2020 года N 3/59-П

Настоящий Закон устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Московской области применительно к муниципальным образованиям Московской области, в которых правила землепользования и застройки не утверждены.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года Законом Московской области от 12 марта 2020 года N 20/2018-ОЗ.

Статья 1. Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность

Установить минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:

абзац утратил силу с 9 января 2020 года — Закон Московской области от 27 декабря 2020 года N 252/2017-ОЗ;

садоводства — 0,06 га;

огородничества — 0,04 га;

дачного хозяйства — 0,06 га.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года Законом Московской области от 12 марта 2020 года N 20/2018-ОЗ.

Статья 2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность

Установить максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:

абзац утратил силу с 9 января 2020 года — Закон Московской области от 27 декабря 2020 года N 252/2017-ОЗ;

садоводства — 0,15 га;

огородничества — 0,10 га;

дачного хозяйства — 0,25 га.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года Законом Московской области от 12 марта 2020 года N 20/2018-ОЗ.

Статья 3. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон применяется в случаях, если федеральными законами или законами Московской области не установлены иные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность.

2. В случае, если размер земельного участка, предоставленного гражданину в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона ниже предельного минимального размера, либо превышает предельный максимальный размер, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным.

3. Часть утратила силу с 10 октября 2020 года — Закон Московской области от 3 октября 2020 года N 163/2017-ОЗ..

4. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

5. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу решение малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 16.12.92 N4/28 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области».

Губернатор
Московской области

17 июня 2020 года
N 63/2003-ОЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Главная » Земля » Установленные предельные максимальные размеры земельных участков

Правила установки минимальных и максимальных размеров земельных участков зафиксированы в двух основных нормативно-правовых актах:

  • Гражданский кодекс РФ (ч.6 ст.30);
  • Земельный кодекс РФ (п.1 ст.11.9).

Также законом регламентированы особые правила определения площади участков для выдачи земель на безвозмездной основе.

Данные правила касаются вида права собственности:

  • Если земля находится в собственности РФ (федеральная собственность), при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами федерального уровня;
  • Если земля находится в собственности субъектов РФ, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами регионального уровня;
  • Если земля находится в муниципальной собственности, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами местного (муниципального) уровня;
  • Особое внимание стоит обратить на тот факт, что субъекты РФ в рамках Земельного кодекса РФ могут устанавливать свои нормы, касающиеся формирования границ и площади земельных участков.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Предельные максимальные размеры земельных участков для ИЖС

При выделении земли под индивидуальное жилищное строительство, границы участка должны быть определены в обязательном порядке. Правила формирования таких границ устанавливаются региональными законодательными актами. Напомним, что законы субъектов РФ ни при каких условиях не должны противоречить Конституции РФ и остальным нормативно-правовым актам федерального уровня.

Давайте наиболее подробно поговорим о том, что же включает в себя понятие максимальные предельные размеры земельных наделов:

  • Сами предельные размеры участков и их площадь;
  • Внешние отступы от границ, которые необходимы для того, чтобы соседи, решившие построить рядом свой дом, соблюдали данные нормы и не начали свое строительство слишком близко;
  • Максимальные возможности застройки данного земельного участка (в процентах);
  • Предельное количество этажей в жилых домах на выделенной земле.

В каждом населенном пункте органы местного самоуправления обязаны составить и утвердить специальный градостроительный регламент, который входит в правила землепользования. Муниципальные власти, руководствуясь законами конкретного субъекта РФ, обязаны самостоятельно зафиксировать минимальные и максимальные площади земельных участков, предоставляемых гражданам.

Для уточнения размеров и границ вашего земельного надела, обратитесь с соответствующим заявлением в местную администрацию. Но имейте в виду, что если для данной территориальной зоны градостроительным регламентом предельные размеры не установлены, то в нем должно быть именно так и прописано. В таком случае, установление точных границ и размеров необязательно.

В каждой территориальной зоне может быть не один земельный участок, при этом все земли, входящие в указанную зону, могут иметь одинаковое назначение, но разные предельные максимальные размеры.

Исходя из общей практики по всей стране в целом, для участков, предназначенных для строительства жилых домов, устанавливается минимальный размер – 3 сотки земли.

Но как уже было сказано выше, наиболее точные цифры устанавливаются региональными властями, поэтому граждане, желающие получить участок под ИЖС, могут рассчитывать на гораздо большую территорию.

Не забываем и о принадлежности права собственности, т.е. если земля в собственности РФ, то и законами руководствуемся также федеральными. А вот если надел принадлежит муниципалитету, то открываем местный градостроительный регламент.

Очень часто при выделении участка под строительство жилого дома возникают споры с соседями и родственниками касательно границ участка.

Чтобы уметь отстоять свои права, внимательно изучите правовые нормы, принятые в вашем населенном пункте. Не поленитесь заглянуть и в федеральные нормы. Только зная законы, регламентирующие правила определения предельных максимальных размеров земельных участков, вы сможете защитить себя и своих близких от неправомерного вторжения на вашу территорию.

В том случае, если деления участка, который был выделен под ИЖС, избежать не удалось, то придется проводить процедуру межевания, т.е. измерять точную площадь надела, определять расположение его границ. Здесь без знания норм о максимальных и минимальных размерах земельных участков точно не обойтись.

Аналогичные правила применяются и при покупке земли. Особенно в той ситуации, когда участок находится на заброшенной территории и не имеет четко выраженных границ.

Это значит, что приобретая землю, вы должны сначала пригласить специалистов из БТИ, затем заказать процедуру межевания и только потом ставить приобретенный участок на государственный учет в Росреестре.

Предельные максимальные размеры земельных участков при перераспределении

С 1 марта 2020 года Земельный кодекс РФ претерпел ряд изменений. За столь короткое время по ряду вопросов уже успела сформироваться определенная практика.

В соответствии со вступившими в силу обновлениями, граждане РФ получили право оформить в собственность так называемые «прирезки».

Это значит, что если вы в течение длительного времени обрабатываете часть территории, прилегающей к вашему участку, и на данную зону никто не претендует, то вы можете присоединить этот бесхозный отрезок земли к вашему земельному участку.

Также с 01.03.2015 г. в Земельный кодекс РФ была включена отдельная глава, устанавливающая нормы перераспределения земель, которые находятся либо в собственности государства, либо в собственности граждан.

Порядок перераспределения границ земельного участка при оформлении «прирезков» устанавливаются двумя конкретными статьями в Земельном кодексе: ст. 39.28 и 39.29. Но стоит помнить о том, что для перераспределения границ земель существует ряд ограничений.

Конкретные ограничения заключаются в наличии строго определенных целей:

  • Изменение расположения границ земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) или частной собственности на территории, подлежащей застройке, возможно только для целей приведения площади участка в соответствие с ранее оформленным проектом межевания. При этом в обязательном порядке должно быть подписано соглашение о развитии застроенной территории;
  • Еще одна цель, для достижения которой разрешается перераспределение границ земельных наделов — это предотвращение вклинивания, изломанности и вкрапления границ. В рамках данной цели существует только одно ограничение — увеличение площади земли возможно только в пределах максимально установленных законом границ земельного участка;
  • Также изменение границ земельного надела в пользу увеличения возможно в тех случаях, когда земля предназначена для:
  • с/х работ на личном подсобном хозяйстве;
  • выращивания садов;
  • ведения огородничества;
  • строительства жилых домов для собственного проживания;
  • ведения дачного хозяйства. Ограничение по предельным максимальным размерам земельных участков здесь также присутствует;
  • Земельный кодекс РФ разрешает перераспределение государственных и частных земельных участков случае, если на них будут располагаться объекты капитального строительства, о которых говорит ст.49 вышеуказанного нормативно-правового акта, в том числе, если для данных целей планируется изъятие земли в пользу государства (национализация). Интересующие всех правила оформления «прирезков» закреплены именно в п.3 данной статьи.

Стоит упомянуть и о правиле согласованности перераспределения. Данное правило гласит о том, что процедура изменения границ участков возможна только в том случае, если между уполномоченными органами власти и собственниками земельных участков заключено соглашение, в соответствии с которым каждый из них выразил свое согласие на осуществление перераспределения.

В обязательном порядке к указанному договору прикладывается кадастровый паспорт, который формируется после изменения расположения границ земель и земельных участков.

Но прежде чем приступить к изменению границ земельных наделов, необходимо провести межевание, так как формирование новых границ государственных или муниципальных земель возможно только на основании ряда утвержденных документов:

  • проект межевания;
  • схема подробного местонахождения земельного участка.

Предельные максимальные размеры земельных участков в Московской области

Как уже было сказано выше, предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются законодательными актами сразу нескольких уровней (в зависимости от того, кому принадлежит земля).

Градостроительные регламенты, утвержденные местными органами власти, должны регламентировать все элементы застройки населенного пункта вплоть до облика конкретного здания и его постройки на определенной улице.

Каждый из таких регламентов не должен противоречить всем законам федерального уровня, но в первую очередь, не должен идти в разрез с нормами Градостроительного кодекса РФ.

В Московской области 17 июня 2020 года был принят закон «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области».

Данный нормативно правовой акт устанавливает следующие нормы для предельных размеров участков:

Вид разрешенного использования Возможный максимальный размер в сотках
Фермерское хозяйство 4000
Садоводство 15
Огородничество 10
Дачное строительство 25

На уровне муниципалитетов также были приняты местные акты, устанавливающие максимальный размер земельных участков для каждого района Московской области.

В таблице ниже приведена информация по состоянию на 2020 год:

№ района п/п Подразделение на районы в МО Вид использования земельного участка для с/х деятельности Максимальный размер, в сотках
1. Волоколамский ИЖС в Волоколамске и Сычево 12
ИЖС в селе 25
Приусадебный

ЛПХ

в Волоколамске и Сычево

12
Приусадебный

ЛПХ

в селе

25
Полевой

ЛПХ

100
2.

Воскресенский

ИЖС в Воскресенске и поселках 15
ИЖС в селе 30
Приусадебный

ЛПХ

в Воскресенске и поселках

15
Приусадебный

ЛПХ

в селе

30
Полевой

ЛПХ

30
3. Дмитровский Для ИЖС или

ЛПХ

15

Для садоводства

12
4. Истринский ИЖС в Истре, Дедовске и пос. Снегири 15
ИЖС в селе 30

ЛПХ

50
5. Клинский ИЖС 30
Приусадебные

ЛПХ

30
Полевые

ЛПХ

100
6. Коломенский ИЖС и

ЛПХ

в поселке Пески

20
ИЖС и

ЛПХ

в селе

30
Полевые

ЛПХ

20
7. Ленинский ИЖС в г. Видное 15
ИЖС кроме г. Видное 25

ЛПХ

в г. Видное

15

ЛПХ

кроме г. Видное

25
8. Лотошинский ИЖС в Лотошино 20
ИЖС в селе 50
Приусадебный

ЛПХ

в Лотошино

20
Приусадебный

ЛПХ

в селе

50
Полевой

ЛПХ

50
9. Можайский ИЖС 12

ЛПХ

30
10. Наро-Фоминский

ЛПХ

, ИЖС в Наро-Фоминске

15
Прочие земли для

ЛПХ

, ИЖС

30
11. Ногинский ИЖС и

ЛПХ

в Ногинске

9
ИЖС и

ЛПХ

в районе

12
12. Одинцовский ИЖС 25

ЛПХ

25
13. Орехово-Зуевский ИЖС для села 30
ИЖС для городов 15

ЛПХ

для села

ЛПХ

для города

40
14. Пушкинский ИЖС в городах и поселках городского типа 25
ИЖС в селе 30

ЛПХ

30
15. Раменский ИЖС 40
Приусадебные

ЛПХ

40
Полевые

ЛПХ

100
16.

Сергиево-Посадский

ЛПХ

, ИЖС в городских населенных пунктах

12

ЛПХ

, ИЖС в селах

30
Полевые

ЛПХ

200
17. Серпуховский

ЛПХ

, ИЖС

300
18. Солнечногорский ИЖС 25
Приусадебные

ЛПХ

25
Полевые

ЛПХ

100
19.

Ступинский

ЛПХ

, ИЖС в Ступино

6

ЛПХ

,ИЖС в Жилево, Малино. Михнево

8

ЛПХ

,ИЖС в селах

15
20. Талдомский ИЖС в городе 2
ИЖС в селе 25
Приусадебные

ЛПХ

в городе

25
Приусадебные

ЛПХ

в селе

50
Полевые

ЛПХ

150
21. Чеховский ИЖС 15

ЛПХ

25
22. Шатурский ИЖС 50

ЛПХ

50
23. Щелковский Приусадебный

ЛПХ

50
Полевой

ЛПХ

100
ИЖС 40

Предельные максимальные размеры земельных участков в Ленинградской области

Если говорить о Ленинградской области, то на данный момент там действует закон от 23 октября 2020 года «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство».

Он также на региональном уровне устанавливает максимально возможные площади земельных участков, которые предоставляются гражданам:

  • Для земель садоводства – 12 соток;
  • Для строительства дачи – 10 соток;
  • Для ведения животноводства – 500 соток.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков

Такие нюансы и стали главными основаниями для введения ограничительных мер в отношении предельных размеров землевладений.

В Московской области размеры земель под ИЖС регулируются Законом №3/59-П от 28.05.2003 г.

Как свидетельствует судебная практика, главными основаниями для деления наделов выступают:

  1. процедура раздела объектов, перешедших гражданам по наследству;
  2. возникновение необходимости продажи принадлежащей доли у одного из совладельцев;
  3. намерение владельца произвести отчуждение не целого участка, а определенной его доли.
  4. деление супружеской недвижимости при расторжении брачных отношений;

Раздел землевладения на несколько самостоятельных частей, площадь которых не соответствует предусмотренному минимальному размеру, невозможен.

Собственники заделов земли довольно часто оказываются в положении, когда требуется разделение участков.

Таким образом, надел, деление которого на отдельные участки не представляется возможным по причине несоответствия нормам о размере земель – неделимый.

Минимальные и максимальные площади земельных участков (предельные размеры)

Предельные размеры площадей земельных участков устанавливаются по специальному порядку, который определяется не только земельным и градостроительным законодательством, но и Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), а в случае отсутствия ПЗЗ предельные размеры, руководствуясь законодательством, устанавливают местные муниципалитеты или субъекты РФ.

Размеры минимальных и максимальных площадей (предельных размеров) земельных участков определяются в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), принимаемыми местными муниципалитетами ( — статья ) В ПЗЗ, по требованиям Градостроительного кодекса РФ, в каждой территориальной зоне вводятся г,

Предельные размеры участков для ижс в подмосковье

Максимальный размер передаваемого в безвозмездное пользование участка составляет 30 соток в среднем по стране.

Земельные участки, площади которых, в силу различных обстоятельств, не соответствуют установленным предельным нормам, не подлежат государственной регистрации, что исключает возможность их застройки и выполнение с ними тех или действий. Предельно допустимые размеры участка земли определяются нормами и правилами, принятыми в конкретном регионе. Однако в случае противоречия местного нормативного акта по вопросам земельных наделов с нормами Конституции РФ или ЗК РФ, либо федеральному законодательству и ГрК РФ, нормы местного самоуправления и субъектов РФ признаются противоречащими закону.

Поймите, что определить в каждом конкретном случае минимальный или максимальный размер передаваемого участка крайне сложно. Размеры надела, выделяемого из состава территории муниципалитета, привязаны к нескольким основным параметрам: Востребованность земельного участка в данном регионе; Планируемое количество земельных наделов в данной местности; Наличие или отсутствие региональной инфраструктуры;

Установленные предельные максимальные размеры земельных участков в 2020 году

При этом личное подсобное хозяйство и ИЖС регулировалось актами органов местного самоуправления.

Для того, чтобы определить минимальные и максимальные значения, в соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, нужно обратиться к градостроительному регламенту. Он прописывается в Правилах использования земли и застройки муниципальных образований.

Документ подлежит утверждению органами местного самоуправления. Регламенты могут содержать ссылки на муниципальные документы.

Но если земельные участки не попадают в список тех, что регулируются данными законами, стоит обращаться к Земельному кодексу РФ и другим федеральным документам. Например, регламент не может быть применим к: землям, на которых располагаются объекты культурного наследия; территориям общего пользования; участкам для постройки линейных объектов; площадям для добычи полезных ископаемых.

Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков в Подмосковье

вводят минимальные размеры участков для

    среднеэтажной застройки — многоквартирных домов в пределах 8 этажей (минимальный размер участка – 2020 кв.м, максимальный – 500 000 кв. м); малоэтажной многоквартирной застройки – жилья в пределах 4 этажей (минимальный размер участка 2020 кв. м, максимальный – 100000 кв.м); индивидуальной жилой застройки – домов на 1 семью не выше 3-х надземных этажей (минимальный размер участка – 300 кв. м, максимальный – 2020 кв.м).

На сегодня правила землепользования и застройки приняты во многих поселениях области и все они содержат детальные указания по поводу минимальных и максимальных размеров участков под застройку.

Градостроительные регламенты имеют весьма сложную структуру, поэтому поясним, как найти правило о минимальном или максимальном размере участка под застройку для конкретной территории. Для этого нужно

О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области (с изменениями на 12 марта 2020 года)

(с изменениями на 12 марта 2020 года)____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 09.10.2017); (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 29.12.2017); (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 14.03.2018).

____________________________________________________________________Принят Настоящий Закон устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Московской области применительно к муниципальным образованиям Московской области, в которых правила землепользования и застройки не утверждены.(Преамбула в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года .Установить минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:абзац утратил силу с 9 января 2020 года — ;садоводства — 0,06 га;огородничества — 0,04 га;дачного хозяйства — 0,06 га.(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года .Установить максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:абзац утратил силу с 9 января 2020 года — ;садоводства — 0,15 га;огородничества — 0,10 га;дачного хозяйства — 0,25 га.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года .1.

Настоящий Закон применяется в случаях, если федеральными законами или законами Московской области не установлены иные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность.2. В случае, если размер земельного участка, предоставленного гражданину в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона ниже предельного минимального размера, либо превышает предельный максимальный размер, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным.3. Часть утратила силу с 10 октября 2020 года — .4.

Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.5. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу решение малого Совета Московского областного Совета народных депутатов .

ГубернаторМосковской области Б.В.Громов17 июня 2020 годаN 63/2003-ОЗРедакция документа с учетомизменений и дополнений подготовленаАО «Кодекс»

Минимальный и максимальный размер земельного участка

Между тем требование о соответствии предельных размеров образуемых земельных участков градостроительным регламентам по-прежнему содержится в п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ. Помимо этого, утратила силу ст. 33 ЗК РФ, согласно которой минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливались законами субъектов Российской Федерации, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

По всей видимости, внося указанные изменения в законодательство, регулирующее предельные размеры земельных участков, законодатель ставил целью упрощение правового регулирования в данной сфере, а также устранение дублирования положений, содержащихся в ряде правовых норм.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДМИТРОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 25.06.2014)

Совет депутатов Дмитровского муниципального района:- утверждает программу использования и охраны земель на территории Дмитровского муниципального района;- устанавливает земельный налог на территории Дмитровского муниципального района в случаях, предусмотренных действующим законодательством;(в ред. решения Совета депутатов Дмитровского муниципального района МО )- абзац утратил силу. — Решение Совета депутатов Дмитровского муниципального района МО ;- принимает решение об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности в случаях, предусмотренных .(в ред.

Закон Московской области № 252/2017-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области и о внесении изменений в Закон Московской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области»»

Проект закона № 486па

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О предельных размерах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области и о внесении изменений в Закон Московской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области»

Статья 1

Настоящий Закон разработан в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11 июня 2020 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Федеральный закон) и устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области.

Статья 2

1. Установить предельные максимальные размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области в размере 2020 га.

2. Установить предельные минимальные размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области в размере
2 га.

3. Требования настоящей статьи применяются с учетом положений пункта 7 статьи 12 Федерального закона и пункта 3 статьи 6 Закона Московской области № 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области».

Статья 3

Внести в Закон Московской области № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» (с изменением, внесенным Законом Московской области № 163/2017-ОЗ) следующие изменения:

1) абзац второй статьи 1 признать утратившим силу;

2) абзац второй статьи 2 признать утратившим силу.

Нормативные акты и градостроительный регламент

Земельным Кодексом Российской Федерации определены общие показатели минимального и максимального размера и площади земельного участка ИЖС.

Конкретные же размеры устанавливаются исполнительными органами власти в зависимости от того, в чьем ведении находится земля:

  • для участков, находящихся в федеральной собственности нормативы устанавливаются в соответствии с федеральными законами;
  • к землям, находящимся в региональной собственности применимы региональные законы;
  • размеры земельных участков муниципальной собственности регламентируются муниципальными нормативными актами.

Подобное земельное регулирования целесообразно и полностью соответствует территориальной политике государства.

Для того чтобы будущий жилой дом соответствовал действующим строительным нормам и правилам, необходимо соблюсти все требования СНиПа на имеющемся земельном участке.

Для разных типов зданий и строений, типов земельных наделов разработаны различные нормы.

Если вы имеете земельный надел, полученный от муниципалитета на безвозмездной основе, то при строительстве должны учесть следующее:

  1. Жилая застройка не должна занимать больше 30% от общей площади участка – при минимальном размере земельного участка ваш дом должен быть не более 90 кв. м., чем больше участок земли предоставлен, тем более просторный дом может позволить себе застройщик.
  2. На участке размером не более 12 соток разрешено строить только одно жилое здание (это требование не относится к количеству хозяйственных построек).
  3. Жилой дом не может быть расположен ближе, чем на расстоянии 5 м от улицы («красная линия») и 3 м от бокового проезда.
  4. Важно соблюдать требования СНиПа 30-02-97 в отношении соседских границ, жилых и хозяйственных построек:
  • между жилыми домами – расстояние от 6 до 15 м в зависимости от сочетания материалов несущих конструкций построек;
  • от дома до межи между соседними участками – не менее 3 м;
  • от хозяйственных построек до границы участка – не менее 1 м.

Под санитарным минимумом на сегодняшний день предусматривается определенный фактор, в соответствии с которым земли можно будет отнести или не отнести к категории делимых. Данный норматив устанавливается нормами, прописанными в Законе №136-ФЗ, принятом 25 октября 2020 года.

В ведении муниципальных органов на сегодняшний день присутствует определение требуемых площадей для различных земельных участков, Которые предоставляются гражданам из перечня земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности, используемые под всевозможные сады, огороды или подсобное хозяйства.

Деятельность исполнительных комитетов в любом случае должна осуществляться в соответствии с нормами, прописанными в пункте 1 статьи 33 Земельного кодекса.

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков в Москве

В соответствии с региональным НПА, оформленным в виде Правил землепользования и застройки г. Москвы, предельные параметры не устанавливаются ни для какой территориальной зоны в пределах города.

Любое введение ограничения или фиксирования пределов размеров участков земли, передаваемых муниципалитетом, должно быть санкционировано городской Думой. Однако, предпосылок к тому, что территория города Москвы будет поделена на участки с целью передачи частным лицам, не предвидится.

Делая вывод, поймите, что в случае установленных максимальных пределов по региону в размере 10 соток, администрация поселения не обязана выдавать только по 10 соток. Существуют дополнительные возможности пересмотреть предельно разрешенную величину размера участка.

Для этого нужно предоставить данные о количестве человек, которые планируют ИЖС на территории. Учтите, что в расчет предельного размера территории берутся все планируемые строения на участке.

Учитывается и возможная экологическая и санитарная безопасность при проживании определенного количества людей на участке земли в доме. Для ИЖС обычно выделяются участки в 6 – 8 соток.

Кроме того, согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, органы местного самоуправления должны в обязательном порядке утверждать градостроительные регламенты для населенных пунктов любого типа – как сельских, так и городских.

В таких документах предусмотрен как порядок застройки земельных участков в черте населенного пункта, так и отдельные его детали – разбивка на зоны, архитектурные решения и соответствие этих решений отдельным районам города или поселка.

Президент РФ Владимир Путин в июне 2020 года подписал закон, который дает право оформить в собственность излишки площадей земельных участков, выявленные в результате комплексных кадастровых работ. Документ вносит изменения в федеральные законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости».

Как сказано в законе, если во время проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что гражданин использует больше земли, чем указано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), ему позволят оформить в собственность эти излишки. На сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) отмечается, что законопроект был разработан по инициативе Минэкономразвития России в результате анализа итогов выполнения комплексных кадастровых работ, которых были проведены в 2017-2018 годах на территории 16 регионов.

Что такое комплексные кадастровые работы и зачем они проводятся?

Кадастровые работы бывают индивидуальными и комплексными. В индивидуальном порядке они проводятся по заказу владельца дома, дачи или участка, чтобы провести обмер и узаконить собственность. Комплексные кадастровые работы (ККР) заказывают органы государственной власти или местного самоуправления и выполняют за свой счет. 

«Комплексные кадастровые работы финансируются из бюджета. Поэтому, если территория, где расположен участок гражданина, попала в программу проведения комплексных кадастровых работ, ему не придется делать межевание за собственный счет. Точные границы участка будут определены в ходе ККР за счет государства», — объясняют в Росреестре.

Комплексные кадастровые работы проводятся, чтобы централизованно уточнить границы земельных участков, зданий и сооружений, исправить реестровые ошибки, а также сформировать земельные участки общего пользования (площади, улицы, набережные, скверы, бульвары, водные объекты, пляжи и др.). В Росреестре говорят, что сейчас для уточнения границ объектов недвижимости применяются самые современные технологии, в том числе аэрофотосъемка беспилотными летательными аппаратами.

В 2020 году комплексные кадастровые работы проводились в 13 регионах: республиках Башкортостан, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва, Забайкальском, Камчатском, Пермском, Хабаровском краях, Амурской, Вологодской, Псковской областях, а также городе Севастополе. В 2020 году такие работы запланированы в 33 субъектах РФ, из федерального бюджета на них выделено 205 млн рублей.

«Комплексные кадастровые работы выгодны и гражданам, и бизнесу, и государству. Граждане уточняют границы своих участков и при необходимости легализуют излишки площади. Желающие развивать территорию инвесторы видят точные границы участков и охранных зон, их статус, понимают, где установлены ограничения на тот или иной вид деятельности. Государство получает дополнительные налоги», — отмечают в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Какие излишки земли можно бесплатно оформить в собственность по новому закону?

В документе сказано, что оформить в собственность участок с излишками можно, если его размер превышает площадь, которая указана в документах, в пределах величины минимального размера земельного участка либо не более чем на десять процентов (если предельный минимальный размер земельного участка не установлен).

«Так называемую бесплатную „прирезку“ можно оформить в пределах установленного минимального размера земельного участка. К примеру, если минимальный размер установлен в две сотки, то обладатель земельного участка площадью шесть соток может увеличить площадь при уточнении границ до восьми соток. Если муниципалитет не установил предельный размер, то допускается увеличение не более чем на десять процентов», — пояснили АиФ.ru в пресс-службе Росреестра.

Предельные максимальные и предельные минимальные размеры земельных участков устанавливаются органами местного самоуправления и указываются в градостроительных регламентах при утверждении правил землепользования и застройки.

Можно ли оформить излишки большего размера?

Да, но уже за плату. Если излишек земли превышает эти значения, нужно определить, какая именно площадь используется дополнительно. Для этого необходимо провести межевание и уточнить границы участка, если сведения о них отсутствуют в ЕГРН. «Если это не земли общего пользования и не земля, которая принадлежит другому собственнику, то нужно воспользоваться механизмом перераспределения. Это осуществляется за плату. Размер платы устанавливается регионами. Если же есть конкретный земельный спор между соседями, то он, конечно, должен решаться только в суде, об этом говорит Земельный кодекс. Если спора нет, то перераспределение осуществляется в пользу того соседа, который первым обратился в орган местного самоуправления за перераспределением», — сообщает пресс-служба Росреестра.

Если излишек представляет собой полноценный земельный участок, его нельзя оформить как «прирезку». В этом случае его нужно брать в аренду или покупать у муниципалитета на конкурентных условиях.

Какие излишки нельзя оформить в собственность?

По данным Росреестра, в собственность нельзя оформить участки, которые пересекаются с дорогой, проездом или проходом, относятся к землям общего пользования или землям, которые по закону не могут находиться в частной собственности (например, если это лесной фонд или береговая полоса водного объекта общего пользования).

Каким образом происходит процедура оформления излишков земельных участков?

В Росреестре говорят, что федеральное законодательство предусматривало возможность оформить излишки земли еще до подписания президентом закона, упрощающего комплексные кадастровые работы. Однако кадастровые работы нужно было заказывать самостоятельно.

«Такое право есть у граждан с 2020 года, с момента вступления в силу закона о дачной амнистии (93-ФЗ от 30.06.2006). Эта процедура применяется в отношении участков, где нет точных границ, то есть не определены координаты в современном виде. Владельцы таких участков при определении кадастровым инженером этих координат как раз и могут уточнить границы таким образом, чтобы оформить еще и так называемые излишки. Например, у гражданина в старом свидетельстве шесть соток, а по факту оказалось семь, хотя забор гражданин никогда не передвигал, с соседями споров нет, ничьи права он не нарушает, никакие проезды и проходы не занял. Просто так исторически сложилось, что в его документе была неточная площадь. Такая прирезка осуществляется бесплатно, оплачиваются только кадастровые работы», — говорится в сообщении пресс-службы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Владельцы участков, у которых определены точные границы, с 2020 года также могут оформить излишки в собственность. Но в данном случае сделать это можно платно. «Например, есть земельный участок с установленными границами, а рядом — никому не нужная полоска земли, которую в качестве самостоятельного участка невозможно образовать и вовлечь в оборот. Тогда гражданин может уже за плату увеличить площадь своего участка, заключив соглашение с муниципалитетом», — поясняют в Росреестре. В этом случае собственнику нужно подать заявление о постановке на кадастровый учет и регистрации прав на земельный участок через МФЦ или официальный сайт Росреестра. Также необходимо иметь правоустанавливающие документы на участок и межевой план земельного участка, составленный кадастровым инженером.

Когда закон вступит в силу?

Закон, который позволяет оформить в собственность излишки площадей земельных участков, выявленные в результате комплексных кадастровых работ, заработает через 90 дней после его официального опубликования. Документ был официально опубликован 18 июня 2020 года.

Оставить
комментарий (0)

Время чтения: 4 минут

Российское законодательство дает возможность каждому гражданину стать владельцем земли. При этом Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» упразднил норму, согласно которой местные власти устанавливали минимальные и максимальные размеры земельных участков. Рассмотрим подробнее, что изменилось после принятия этого закона и как теперь устанавливаются пределы угодий.

Что такое предельный размер участка

Наличие максимальных и минимальных показателей свидетельствует о том, что отечественное законодательство устанавливает ограничения площади для участков, которые можно выкупить или арендовать у местных властей.

Предельные размеры земельных участков определяют законодательные акты. Они включают в себя следующие параметры:

  • минимальные отступы от границ наделов для определения мест, где можно сооружать здания, строения и другие объекты, и за пределами которых строительство запрещено;
  • предельная высота здания или максимально разрешенное количество этажей;
  • процент застройки относительно остальной площади участка;
  • места, где отсутствуют ограничения допустимых размеров.

Максимальный размер земельного участка во многом зависит от того, для каких целей он отводится: жилищного строительства, фермерского хозяйства и другого. В каждом конкретном случае принимаются во внимание положения , правила землепользования и другие нормативные акты.

После вступления в 2020 году вышеупомянутых изменений регионы утратили право самостоятельно определять предельные размеры угодий, поэтому таких ограничений осталось немного.

Разберем особенности предоставления земельных участков.

Пределы площадей территорий в условиях, принятых ПЗЗ

Предельные размеры земельных наделов принимаются в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), утвержденными местными органами власти. Эти показатели обязательны для всех участников земельных правоотношений и применяются при:

  • выделении участков из государственных или муниципальных земель;
  • предоставлении угодий в аренду;
  • принятии решения о разделении территории;
  • определении возможности выполнения прирезок к наделам;
  • образовании нового надела сельскохозяйственного назначения;
  • выделе аграрной земли, которая находится в общей собственности;
  • выделе невостребованной территории;
  • выделе угодий из искусственно орошаемых или осушаемых земель.

Чтобы узнать минимальные размеры земельных участков под многоквартирными домами, дачными строениями или фермерскими хозяйствами, нужно обратиться за информацией к местным властям, поскольку эти цифры определяют региональные законодательные акты.

Узнайте, что собой представляют правила застройки и землепользования.

Максимальный и минимальный размер участка при отсутствии регламентов

Если в регионе не действуют ПЗЗ и не установлены градостроительные регламенты, для решения вопросов об образовании участков стоит ориентироваться на законодательные акты субъектов РФ. Это касается случаев, когда предельные размеры определяют местные органы власти.

Одним из таких нормативных актов является, например, Закон Ленинградской области от 29.10.2003 № 83-оз. Он устанавливает предельные размеры наделов, которые предоставляются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Этот же документ определяет максимальные показатели общей площади угодий, которые могут находиться одновременно в собственности и/или другом праве у лиц, занимающихся личным подсобным хозяйством.

Ограничение площади наделов под ИЖС

Чтобы знать, какая установлена минимальная площадь земельного участка под ИЖС, следует:

  • ознакомиться с положениями местного градостроительного регламента. В связи с тем, что этот вопрос законодательно не урегулирован, правила устанавливает исключительно местная администрация;
  • посмотреть карту зонирования и определить точное местоположение объекта;
  • изучить основные условия и требования к застройке на данной территории;
  • обратиться в геодезическую компанию для оформления плана размежевания и составления акта с указанием точных границ надела.

Размер земельного участка для строительства жилого дома зависит от следующих факторов:

  1. Уровня спроса на землю в данной местности.
  2. Плотности населения.
  3. Площади земли, находящейся в собственности лица или муниципалитета, которую можно передать под ИЖС.
  4. Уровня экономического развития региона.

Ограничения для угодий под

ЛПХ

При получении земли для

ЛПХ

учитывают следующие условия:

  • индивидуальные жилые строения должны иметь не более трех этажей и площадь до 2020 м2;
  • на 12 сотках разрешается возводить только один жилой дом;
  • удаленность объекта от соседних строений должна составлять не менее 3 м, для хозяйственных построек – от 1 м;
  • расстояние между объектами определяется с учетом строительного материала.

Для того чтобы понять особенности выбора целевого назначения надела, ознакомьтесь со статьей “Земли

ЛПХ

 и ИЖС: в чем разница”.

Допустимая площадь садоводческих участков

В разных регионах страны минимальный размер земельного участка для садоводства может отличаться, например:

  • в Московской области этот показатель составляет 6 соток;
  • в Ленинградской – 5;
  • в Свердловской – 11 соток.

На федеральном уровне минимальный размер колеблется между 6 (для огородного хозяйства от 4) и 15 сотками. Кроме того, площадь участка для садоводства должна быть не менее 400 м2, а его ширина не может превышать 8 м.

Узнайте, что собой представляет земля населенных пунктов для садоводства.

Ограничения площади земельных участков в Московской области

Согласно актуальным требованиям, действуют следующие предельные размеры земельных участков в Московской области в 2020 году:

  • для садоводства – от 0,06 до 0,15 га;
  • для огородничества – от 0,04 до 0,10 га;
  • для дачного хозяйства – о т 0,06 до 0,25 га.

Точные цифры можно найти в законодательных актах конкретно взятого региона.

Ограничения площади наделов в Ленинградской области

В ЛО установлены такие максимальные размеры земельных угодий:

  • для садоводства – 0,12 га;
  • для дачного строительства – 0,20 га;
  • для огородничества – 0,10 га;
  • для крестьянского (фермерского) хозяйства – 50 га.

Минимальный размер земельного участка в Ленинградской области составляет:

  • для садоводства – 0,05 га;
  • для дачного строительства – 0,05 га;
  • для огородничества – 0,01 га;
  • для крестьянского (фермерского) хозяйства – 1 га.

Ограничения для жилого строительства также зависят от того, будет оно вестись в сельской или городской местности.

Отклонение от установленных норм

Следует помнить о том, какие последствия влечет за собой превышение максимальных размеров земельного участка. На практике такое несоответствие нормам становится основанием для отказа в государственной регистрации объекта.

Единственный возможный выход из сложившейся ситуации – выкуп дополнительной площади у муниципалитета.

Наделы, на которые не распространяются предельные нормы

Существует территории, которые установленные ограничения не затрагивают. К ним относятся:

  • объекты федеральных и региональных энергетических систем;
  • объекты транспорта, путей сообщения и связи;
  • линейные объекты, которые обеспечивают функционирование естественных монополий;
  • объекты электро-, газо-, водо- и теплоснабжения;
  • автомобильные дороги.

Выводы

Земельный максимум – это установленное законодательством ограничение площади участка, выдаваемого для определенных нужд. В зависимости от целевого назначения, а также региона, в котором расположен надел, этот показатель меняется. В законе предусмотрены не только максимальные, но и минимальные размеры надела.

Поскольку из каждого правила есть исключения, в законодательстве перечислен ряд объектов, на которые эти ограничения не распространяются.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: